Можно сделать вывод, что адекватно организованная среда и правильно подобранные условия для аутичного ребенка, являются залогом эффективной коррекционно-развивающей работы, основой для дальнейшей социализации аутичного ребенка в обществе.
2.5 Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»
Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с событиями прошедшего, реальное - с фантастическим. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
О.С.Никольская классифицировала аутичных детей на четыре группы. Наличие вариантов с разными клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.
Индивидуализация помощи отражается в целях, которые охватывают следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию.
В предлагаемом программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей (составленном на основании программы индивидуального обучения И.В.Ковалец) даны методические рекомендации по реализации указанных выше целей в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми разного уровня развития (1-4-я группы по классификации О.С.Никольской).
Задания сгруппированы с учетом их основной направленности, хотя при их выполнении корригируются и другие стороны личности. При работе требуется творческое применение всего материала, возможно его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
? необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
? по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
? учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
? помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.
Далее рассмотрим подробнее каждое из направлений программно-методического содержания индивидуального обучения аутичных детей и ознакомимся с их программным содержанием, методическими рекомендациями и с частными путями их решения.(табл. 2) Одним из признаков аутизма являются трудности в формировании целенаправленного поведения.
Таблица 2
Программно-методическое содержание индивидуального сопровождения аутичных детей
Формирование поведения | Программное содержание | Методические рекомендации | Пути их реализации | |
- поведение, приносящее вред самому себе (кусание) - агрессивное поведение (оплевывание) - прекращение деятельности (крик0 - взятие в рот несъедобных предметов - эхолалическое задавание вопросов - дефицит поведения (нежелание физического контакта) | - преодоление нежелательных реакций ребенка, предупреждение вспышек агрессии - предупреждение нарастания негативизма - преодоление коммуникативного барьера - формирование целенаправленного поведения - организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого - развитие коммуникативного поведения - использование недирективной гибкой тактики управления - исключение настойчивых просьб, уговоров | - предупреждение психической истощаемости - предварение негативных действий ребенка - пассивное выполнение задания - ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения, как средство преодоления коммуникативного барьера - использование противоречивых, взаимоисключающих инструкций для ослабления фиксации внимания ребенка на общении - организация приемов, в котором ребенок становится в положении регулятора поведения взрослого - снятие возбуждения | - смена видов деятельности - необходимо учитывать интересы и влечения детей - предлагать ребенку отдохнуть - использование игрушек, как отвлекающий маневр - взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух - применение игры «Пинай!Не пинай» (приложение 8) - рекомендуется применять игру «Лошадка» (приложение 8) - для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет», «Эхо» (приложение 8) |
Подводя итог таблицы 2, следует, что коррекционная работа с детьми I-II-й групп РДА по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.
Формирование поведения детей III-IV-й групп РДА происходит через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.
Переходя к следующему направлению работы - коррекции эмоциональной сферы (табл. 3), необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.
Таблица 3
Эмоциональное воспитание | Программное содержание | Методические рекомендации | Пути их реализации | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
- гнев, протекающий в форме аффекта - отвращение (протекающее совместно с гневом) - страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности | - установление положительного эмоционального контакта с ребенком - преодоление негативных реакций на окружающую среду - коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре - обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций) - развитие творческих способностей - проведение индивидуальной | - применение игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА - преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру. - создание спокойной обстановки - игровые упражнения, рекомендованные для детей III-IV-й групп РДА - развитие инициативы ребенка - обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции | - игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом» (описание игр в приложении 7) - используются картинки с эмоциональным фоном - игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»(приложение 8 - прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д. | |
работы с родителями - применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка | - обучение приемам направленным на распознавание интонаций - обучение речевой и поведенческой этике - обучение приемам и способам анализа собственных эмоций - обучение пантомимике; распознавание. воспроизведение, изображение и отгадывание различных походок, движений | - сопереживание персонажам из сказок, игр - рассматривание собственной мимики перед зеркалом - игры: «Угадай, кто так делает», «Танец», «Пантомима» - как активизация воображения (приложение 8) |
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к занятиям ребенка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Далее рассмотрим следующее направление коррекционной работы - формирование игровых действий, умений (табл. 4). Это важное направление, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.
Таблица 4
Формирование игровых действий | Программное содержание | Методические рекомендации | Пути их реализации | |
-игра одиночная -игра рядом -игра с кратковременным или долговременным взаимодействием -выясняется наличие игровых действий -обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением -умение выполнять цепочку действий -определяется насколько тяжело сосредоточиться -обращается внимание на избирательные интересы ребенка -спонтанный интерес ребенка к окружающему миру -преобладают манипуляции с неигровыми предметами -стереотипные действия -игра некоммуникативная | -установление эмоционального контакта -преодоление негативизма -обучение коммуникативному взаимодействию -включение стереотипий в игровой процесс -обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами -расширение уровня игровых возможностей -обучение выполнению цепочки игровых действий -развитие координации глаз, рук -расширение знаний об окружающем мире -эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков | -для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект -используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым -в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается -новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы | -игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание) -игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию - «Салют», «Дождь». -игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др. -игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки» -игры для развития координации: «Сложи башню» -игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем» игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование |
Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.
Последнее направление коррекционной работы, которое звучит как, социально-бытовая адаптация, предоставлено в таблице 5.
Таблица 5
Формирование игровых действий | Программное содержание | Методические рекомендации | Пути их реализации | |
-почти у каждого ребенка полная беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками -перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен -овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией | -формирование навыков самообслуживания -воспитание культурно-гигиенических навыков -формирование элементарных бытовых навыков -развитие стойкого интереса к выполняемой деятельности -воспитание уверенности в своих силах | -сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности -прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой -обучение навыкам одевания -организация жизни ребенка по четкому распорядку дня -в процессе обучения у ребенка вырабатывается стереотип поведения | - использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу -игры: «Кукла Маша завтракает» -игра: «Оденем куклу на прогулку» -расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д. -сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка |
Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения.
В коррекционной работе можно использовать много полезных, интересных и развивающих занятий и игр. В данном программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей предоставлены только некоторые их образцы.
Индивидуальная карта развития ребенка с ранним детским аутизмом приведена в таблице 6.
Таблица 6
Индивидуальная карта развития ребенка с РДА
МЫШЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Тяжело дается различение важного и неважного Тяжело связывать идеи в единое целое Трудности при обучении с помощью имитации Сложности при организации и с распорядком дня (начало, конец) Сложность с принятием решения Другие мотивации | Выделение важной информации Подобрать индивидуальный стиль обучения Необходимо приучать к новым ситуациям, людям, материалам Создание возможности предвидения Обучать стратегиям, которые помогут найти решение Базироваться на сильных сторонах и интересах | |
ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Колебания и трудности при обработке восприятия органами чувств Высокая отвлекаемость Гипер- и гипочувствительность по отношению к раздражителям | Учитывать индивидуальный распорядок дня Снижать степень отвлекаемости выделяя важные аспекты окружающей среды и окружения Выявлять индивидуальную чувствительность | |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Проблемы с сообщением собственных потребностей и отказом от нежелательного Проблемы с обработкой вербальной информации | Необходимо научить пониманию того, насколько важна коммуникация Использовать язык осознанно и сокращенно: выдавать вербальную информацию в ситуационных связях | |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Понимание часто базируется на ситуационной связи Эхолалии Собственный язык Частые вопросы Ограниченный выбор тем | Учитывать индивидуальный распорядок дня Избегать образной речи | |
ПСИХО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Быстро наступает возбуждение при изменениях в окружении Упорство на однообразии Ритуальное поведение Навязчивое поведение Ограничение области интересов Нехватка собственной инициативы | Создание возможности предвидения Постепенно вводить изменения Создание рациональной рутины Расширение интересов посредством интеграции нового Предоставление вспомогательных средств Предлагать различные виды занятий | |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ||
Характерные признаки | Рекомендации | |
Необычность относительно зрительного контакта Обучение посредством имитации затруднено Сложность с распределением внимания Ограниченное чувство социальной взаимности | Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях Индивидуальный подбор социальных требований |
Заключение
Ранний детский аутизм - одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации
Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении
Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.
Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.
В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений, а также применение леб-системы, жестов.
Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционно-абилитационная работа поможет:
? организовать его поведение;
? развить способности к коммуникативному взаимодействию;
? обучить навыкам самообслуживания;
? сгладить негативные проявления аутизма;
? усилить психическую активность ребенка;
? научить проводить свободное время;
? подготовить к обучению.
Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.
Список использованной литературы
1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67
2. Аутичный ребенок- проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 1998. 92с.
3. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации.//Дефектология.1997. №2. с. 31-39; №3. с.15-21
4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. СПб.1998. 124с.
5. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997. 254 с.
6. Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.
7. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. Мн. НИО. 2003. 232 с.
8. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
9. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. с. 76
10. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
11. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
13. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.
14. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками// Дефектология. 1997. №3. с. 57-62
15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.
16. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская Мн. НИО. 2005. 260 с.
17. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.
18. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.
19. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.
20. Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. с.70.