Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.
а-и-у - у-а-и жа-ща
би-ба-бо - бо-ба-би ла-ра
ба-па - па-ба ма-на-ма - на-на-ма
са-ша - ша-са жа-ша-ша - ша-жа-ша
ча-тя - тя-ча ла-ра-ра - ра-ра-ла
ма-на ца-са-ца
Это комплексное задание - оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом.
Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5 баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).
Таким образом, по данной методике нами было обследовано 10 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по 5-тибалльной шкале).
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Имя ребенка | Оцениваемый критерий | Среднее | |||
1 | 2 | 3 | |||
Иван С. | 3 | 2 | 2 | 2,333333 | |
Ира С. | 4 | 3 | 2 | 3 | |
Валя Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Ира К. | 3 | 3 | 1 | 2,333333 | |
Сергей С. | 4 | 2 | 2 | 2,666667 | |
Коля Г. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Оля Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Лариса Ш. | 3 | 2 | 3 | 2,666667 | |
Олег Б. | 2 | 1 | 2 | 1,666667 | |
Иван К | 3 | 2 | 1 | 2 | |
Среднее значение по группе | 3.2 | 2.5 | 2.3 |
Результаты проведения проб для наглядности изобразим графически:
По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые нами дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.
3.2 Формирующий экспериментКак уже отмечалось, формирующий эксперимент проводился в течение всего учебного года в ходе логопедической работы с детьми. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова проводилась в ходе общей коррекционной работы. Здесь мы приводим программу коррекционно-логопедического обучения, осуществленную в данном случае.
Программа коррекционно-логопедического обучения1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи - 2 раза в неделю, индивидуальные занятия - ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:· Развитие понимания устной речи - умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;· Подготовка к овладению диалогической формой общения;· Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);· Усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения, путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);· Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи - спит);· Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:- им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай);- им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).· Усвоение навыка составления короткого рассказа.Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось:
· Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б,;
· Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;
· Различение на слух гласных и согласных звуков;
· Выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа;
Отработка звуков проводилась таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщался изучаемым звуком.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
· отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: а,о,у,и,э,ы,м,мь,н,нь,п,пь,т,ть,к,кь,ф,фь,в,вь,б,бь,д,дь,г,гь. В речевом потоке у детей с ФФНР эти звуки произносятся смазано из-за нечёткой артикуляции;
· постановкой отсутствующих звуков (при возможности - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам);
выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы;
различением звуков на слух;
дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
изучаются гласные звуки: а, о, у, и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль.
Одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка артикуляции согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Ведётся работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходят к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук).
Так как в первом периоде формировались преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 7 занятий.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка - 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, индивидуальная работа - ежедневно.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:
· Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
· Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный), растениям (дубовый), различным материалам (кирпичный);
· Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
· Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов (лежи - лежит - лежу), изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа) - идет - иду - идешь - идем;
· Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
· Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;
· Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
· Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов.
Было проведено 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 занятий по развитию связной речи.
Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи:
· Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода;
· Постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков;
· Дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
· Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость -звонкость, твердость-мягкость;
· Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.
На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:
· дифференциацию на слух и в произношении звуков по твёрдости-мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: ль ы, с, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, з-ш, з-ж, с-ш;
· на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени;
· на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;
· на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;
· на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании;
· на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки.
3 период (март, апрель, май)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи - 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:
· Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подъехал - въехал - съехал);
· Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан;
· Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий);
· Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;
· Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой);
· Уточнение значений обобщающих слов;
· Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
· Расширение значения предлогов;
· Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;
· Составление разных типов предложений:
- простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
- предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или;
- сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы);
· преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата - встретился с братом), изменением вида (мальчик писал письмо - мальчик написал письмо);
· умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;
· умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
· развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий;
· закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
· составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Было проведено 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий - по развитию связной речи.
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводились 2 раза в неделю и содержали следующее:
· усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
· дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости, по месту образования;
· овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».
Задачи периода:
· закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;
· изучить т дифференцировать звуки: л,р,л-ль,р-рь,л-р,рь-ль,ч,щ,ч-щ;
· закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочинённого и сложносочинённого предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.
3.3 Контрольный экспериментПо окончании учебного года (май) был проведен контрольный эксперимент в то же группе детей с использованием указанной выше методики (тест различения и выбора фонем). Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента
Имя ребенка | Оцениваемые критерии | ||||
Слоговая структура | Звуковая структура | Произношение слогов | Средние | ||
Иван С. | 4 | 3 | 3 | 3,333333 | |
Ира С. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Валя Т. | 3 | 3 | 4 | 3,333333 | |
Ира К. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Сергей С. | 4 | 2 | 5 | 3,666667 | |
Коля Г. | 3 | 5 | 4 | 4 | |
Оля Ш. | 4 | 3 | 4 | 3,666667 | |
Лариса Ш. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Олег Б. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Иван К | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Среднее значение по группе | 3.7 | 3.5 | 3.6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8