Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта (на примере тем "Овощи, фрукты")
p align="left">Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала, мыл посуду, вытирала пыль.

9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм.

Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.

10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.

Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.

11. Понимание залоговых отношений.

Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее

одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1).

Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1

Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы:

1. слова, обозначающие предметы (5 заданий);

2. название признаков предметов (2 задания);

3. названия действий людей и животных (4 задания)

4. название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)

5. слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)

6. слова - синонимы (1 задание, с разными словами)

7. однокоренные слова (1 задание, с разными словами)

· Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания:

а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово);

б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…;

в) назвать:

- как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию),

- кто косой, слабый, трусливый? (по признакам),

- что светит, сияет, греет? (по действиям);

г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы;

д) найти общее название:

- стол - мебель, а чашка - (это что?),

- сапоги - обувь, а шуба - (это что?),

- помидор - овощ, а яблоко - (это что?);

· Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания:

а) посмотри на картинку и назови:

- морковь - сладкая, а редька…(какая?),

- трава - низкая, а дерево… (какое?);

б) подбери признаки к предметам:

- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),

- небо какое?

- лимон какой?;

· Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:

а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;

г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;

· Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:

- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;

- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,

- разложи картинки по порядку;

· Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,

- скажи наоборот: большой - маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.

· Диагностика умения детей подбирать слова - синонимы проводилась на основании заданий:

- скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;

· Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:

- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка (Приложение 2).

Сводные данные приведены в таблице 2.

Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».

В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).

Инструкция:

«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».

Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).

Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.

Задания:

1. Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;

2. Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;

3. Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.

Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)

Сводные данные оформлены в таблице 3

Таблица 3

Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта

Слова - стимулы

Слова - реакции

Дима Б.

Алина Е.

Агнесса Т.

Наташа Ш.

Женя Н.

Слава С.

Никита С.

Саша Х.

Кристина Л.

Костя П.

Итог

Сущ

Прил

Глаг

Нар

Овощи

Огурец яблоко

-

Лук, зеленый

дыня, арбуз, картофель

Ем

Кушать

Морковка, капуста

Яблоко, лук

-

Картошка, помидор

11

1

2

Огурец

Зеленый

Салат

Огурчик

-

Ем

Резать

Морковь

Плохой

-

Зеленый вкусный

3

4

2

Урожай

-

-

-

Ведро

-

Урод

-

Много

2

1

Семена

Семен

-

Имя

В магазине

Семечки

Слава

-

Много

-

Садить

5

1

1

Красный

Красивый

Квадрат

Суп

Платье

Машина едет

Красивый

Мячик

Желтый

Резинка (для волос)

Помидор

7

3

Спелая

-

Спать

Успела

Груша

Успел

Стол

Морковь

-

-

Фрукты

4

3

Зрелые

Ягоды

Зреть

-

Смотреть

Смотреть

Глаза

Ягоды

Смотреть

-

Овощи

4

4

Дряблая

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Цветет

Цветок

Свет

Окно

Пахнет

Цветок

Цветок

Ромашка

Палкой

-

Цветы

8

1

Растут

Цветы

-

Дети

Травка

Дом

Цветы

Ягоды

Цветы

-

Цветы

8

Полоть

Там

-

Поле

В саду

-

-

-

-

-

В саду

3

1

Выращи

вают

-

-

-

Травка

Расту

-

-

Много

-

В саду

2

1

1

Высоко

Высокий

Высокий

-

Высокий

-

Высокий

-

Большой

Большой

Большой

7

Сущ

6

3

7

9

3

6

8

4

1

9

Всего

Прил

3

1

1

1

-

2

-

3

1

3

57

15

14

4

Глаг

-

2

1

1

6

2

-

1

-

1

Нареч

1

-

-

-

-

-

-

3

-

-

Таким образом, реализуя задачи констатирующего эксперимента, нами было проведено изучение речевого развития детей с нарушением интеллекта. Для проведения обследования мы отобраны диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря» и рекомендации учебного пособия З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес».

На основании перечисленных материалов составлена методика проведения речевого обследования, подобраны практические и игровые задания, иллюстративный материал. В результате проведенной работы был получен исходный материал развития словаря детей, участвующих в эксперименте, проведен анализ результатов речевого обследования.

2.2. Анализ результатов обследования словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Использование разных методических приемов для обследования речевого развития детей с нарушением интеллекта позволили установить картину сформированности семантического поля, выявить базовый уровень пассивного и активного словаря и конкретизировать объем лексического запаса на темы «Овощи, фрукты». Все диагностические задания по своему содержанию соответствовали возрастным показателям младших школьников, имели четкую словесную инструкцию и необходимый демонстрационный материал. С детьми был установлен эмоциональный контакт, проведена предварительная психологическая подготовка, дети были настроены на работу с экспериментатором. Отказов от контакта, негативных эмоций в процессе проведения обследования не было.

По итогам комплексного обследования были получены следующие результаты.

· Обследование понимания речи младших школьников с нарушением интеллекта (Таблица 1)

1. Обследование понимания номинативной стороны речи

В целом, с предложенными заданиями справились все дети. Лучшие результаты дети показали в заданиях «Называние окружающих предметов», «Узнавание предмета по описанию» и «Понимание действий, изображенных на картинке» В этих заданиях дети назвали наибольшее количество слов, задание выполняли достаточно быстро и с интересом. Наиболее слабые ответы были в заданиях на понимание слов-признаков, дети не знают такие слова как высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, путаются в понятиях квадратный-треугольный- прямоугольный, не могут ориентироваться по правой и левой стороне (вправо, влево не поворачиваются). Самыми большим количеством правильных ответов отличался отвечал Костя П., он набрал 26 баллов. Хорошо выполнилии задание Слава С. и Наташа Ш, набрав соответственно 24 и 23 балла. Остальные дети набрали 21-22 балла. Самый худший результат у Кристины Л. - 16 баллов.

2. Обследование понимания предложения

Из всех заданий, которые были даны, все дети справились только с первым (выполнить 2 действия в одной просьбе), выполнить задание из 3 действий оказалось затруднительным для всех детей. Дети терялись, выполнив первое и второе действие, долго думали, что делать дальше. Костя, Слава, Наташа все время переспрашивали последовательность действий. Ни один ребенок не справился с заданием на понимание инверсионных конструкций, большинство не смогли исправить или закончить данные им предложения. Лучший результат у Кости П. - 6 баллов, Слава С. набрал 4 балла, Агнесса Т, Наташа Ш, Женя Н. - набрали по 2 балла. Остальные дети дали только по 1 верному ответу.

3.Понимание обследования грамматических форм

При выполнении заданий этого блока дети успешно справились с определением единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, с пониманием префиксальных изменений глаголов. Хорошей подсказкой для них были картинки. В задании на понимание отношений дети уверенно находили картинки, в содержании которых присутствовал предлог на, в, под, за. В определении предлогов около, перед путались более 50% детей. Самым сложным заданием для детей стало определение числа и рода прилагательных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать