Коррекция дисграфии в условиях школьного логопункта
анятия по устранению дисграфии у младших школьников в условиях логопункта проводятся как индивидуально, так и по группам.

Групповые занятия (по 5-6 человек) проводятся 2 раза в неделю с 15 сентября по 31 мая (возможен вариант включения в группу в течение года при наличии свободных мест). Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю (минимум 2 месяца).

Логопед проводит групповые (по 5-6 человек) и индивидуальные занятия по коррекции дисграфии.

После каждого урока детям предлагается к выполнению домашнее задание, служащее для закрепления пройденного материала.

Заключение

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

Подводя итоги работы необходимо заметить, что дисграфия по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

На основании полученных данных сделаны следующие выводы:

1. Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

2. Младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу.

3. Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Таким образом, методики Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В. [29], И.Н. Садовниковой [32], Е.В. Мазановой эффективно работают и помогают своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Список литературы

1. ????????? ?.?., ???????? ?.?. ???????????? ? ????????? ???????: ?????????-?????????????? ???????? / ?.?. ????????? ?.?. - ?., 2003.

2. ????????? ?.?. ????? ????????? ?????? ? ?????? ? ???????? ??????????????????? ???? / ?????? ???????????, ???????????? ? ????????? ????????? ?????? ? ??????: ????????? II ????????????? ??????????? ?????????? ?????????? ?????????. - ?. ???-?? ????, 2006?., ?.10-13

3. ??????? ?.?. ???????????????? ????? // I ????????????? ??????????? ?????? ?.?. ?????. ??????? ???????? ??? ???. ?.?. ???????, ?.?. ????????. - ?.: "?????????? ??????????????? ????????", 1998. ?.289-298.

4. ???????? ?.?. ???????????????? ???????? ??????? ?????????? ?? ?????? ???????? ????? / ?.?. ????????. - ?.: ??????, 2001.

5. ???????? ?.?. ????? ???????????? ?????? ??????. / ?.?. ????????. - ?.: ???????????, 2003.

6. ????????? ?.?. ???????????? ????? ????????? ?.?. / ?.?. ?????????. ????????? ?????, 1994, ?3, ?.12-19.

7. ?????????? ?. ????????? ???? ? ??????? ????? / ??????? ??????????? ??????, 2000, ?2

8. ???????? ?.?., ??????????? ?.?. ???????? ????? ? ?????? ???????? ??? ?????? ???????????? ????????????? ??????? ? ??????? ?????????? / ???????, 2005 - ?3

9. ?????????? ?.?. ????????? ??????????? ????? / ?.?. ??????????.

?.: ?????? - ?????, 2002.

10. ?????????: ??????? ??? ????????? ????????. ???. ???. ????? / ??? ???.?.?. ????????, ?.?. ?????????. - ?.: ???????. ???. ????? ??????, 1998. - 680 ?.

11. ?????????: ??????? ??? ????? / ??? ???.?.?. ????????.5-? ???., ???????. ? ???. - ?.: ??????, 2004.

12. ????????? ?.?. ????????? ???????????? ?????? ?????? ? ???????? ????????? ??????? / ?.?. ?????????. - ?., 1996.

13. ?????????? ? ????? ??????????? ????????????: ????????? ??

?????????. ??????? ??????? ??? ???????? ???. ??-? ?? ????????????? ?03.08. ?????????? ??????????. - ?.: ???????????, 1989. - 239 ?.

14. ????????? ?.?. ?????????? / ?.?. ?????????. - ?.: ?????, 2002. ?.50-54. .

15. ??????? ?.?. ??????? ???????? ??????? ???? / ?.?. ???????. - ?.: ???????????, 2000.

16. ???????? ?.?. ?????????? ???????? ?????? / ?.?. ????????. - ?., 1989.

17. ???????? ?.?. ?????????? ?.?. ??????? ?.?. ? ???? ??????? ?????? / ?.?. ????????. - ?.: ????? ?????. 2004. - 160 ?.

18. ?????? ?.?. ??????????????? ????????? ??????? ?????? / ?.?. ??????. - ?., 1953.

19. ??????? ?.?., ???????????? ?.?. ??????????? ?????????????? ?????? ? ????? / ?.?. ???????. - ?., 2007.

20. ?????????? ?.?. ????????? ?????? ? ?????????? ???? ???????? ????????? ??????? / ?.?. ??????????. - ?.: ???????????, 2004.

21. ?????????? ?.?., ????????? ?.?. ??????????? ? ?????? ????????????? ?????? ???????? ?? ???????? ?????????? / ?.?. ??????????. - ?.: ???????????, 1991.

22. ?????? ?.?. ??????????? ???????????? ???? ? ????? / ?.?. ??????. - ?., 1994.

23. ???? ?.?. ?????????? ? ????? ????? ? ???????????? ???? / ?.?. ????. - ?., 1985?

24. ???????????? ?.?., ??????? ?.?. ?????????????? ????????? ?????? ? ??????. ??????????? ?? ????????? / ?.?. ????????????. - ?.: ??????, 1997.

25. ?????? ?.?. ????????? ?????? ? ?????? ? ?????: ??????-???????????? ??????? / ?.?. ??????. - ???.: ???, 1997. - 286 ?.

26. ?????? ?.?. ????????? ? ????????? ? ????? / ?.?. ??????. - ?.: ???, 1995.

27. ?????? ?.?. ???????? ??????? ????????? ??????????????????? ? ????????? / ?.?. ??????. - ?.: ???????????, 1997.

28. ??????? ?.?. ????????? ?????? ? ???? ?? ????????? ? ??????? ??????????: ??????? ???????. - ???.: ????, 1998.

29. ??????? ?.?., ??????????? ?.?. ??????????? ? ????????? ????????? ?????? ? ?????? ? ??????? ??????????: ??????-???????????? ???????. - ???.: ???-?? "????", 2001.

30. ?????? ?.?. ? ?????????? ??????? ? ??????? // ???. ????????., ???-????. ? ????????????. 1934, ?.3, ???.2/3, ?. 193-203.

31. ???????? ?.?. ????????? ???????????? ?????????. - ?.: ??????, 1998

32. ??????????? ?.?. ????????? ?????????? ???? ? ?? ??????????? ? ??????? ??????????. - ?.: ??????, 1997

33. ???????? ?.?. ?????? ? ????????????????? ????????: [??? ????????. ???.]. - ?.: "???????????", 1988. - 204 ?.

34. ??????? ?.?. ?????????. ??????? ??? ????????? ???. ??-??? ? ???????? ????. ????. - ?.: ????????, 1959. - 476 ?.

35. ????????? ?.?., ??????? ?.?., ????????? ?.?. ??????? ? ????? ? ???????????? ????. / ???.2-?. - ?.: ?????, 1997. - 131 ?.

36. ???? www.Logoped.ru

Приложение

Занятие 1

Тема: Дифференциация звуков В - В'.

Цели и задачи: познакомить детей с согласными звуками В - В'; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, навыки фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительную координацию, слуховое внимание; обогащать и уточнять словарь по теме "Море".

Оборудование: карта путешествий на доске; предметные демонстрационные картинки с изображением капитана, корабля, матросов; пособие "Загадочное письмо"; карточки с загадками; игрушки в сундучке; карта Острова Сокровищ с лабиринтом (на каждого ребенка); буква В (запись на доске); карточки с пунктирными изображениями.

Ход занятия:

I. Оргмомент

1. Развитие представлений о морском путешествии и уточнение словаря.

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия? (Корабль, продовольствие, снаряжение. .)

А кто будет главным? (Капитан)

А кто будет его помощником? (Боцман)

Кто будет кормить команду? (Кок)

Что можно взять из продовольствия (не забудьте о звуках занятия)? (Варенье, вафли, виноград, вода. .)

Дефектолог: Молодцы! Команда готова, продовольствие собрано, снаряжение упаковано. Можно отправляться в путь! Давайте определим теперь цель нашего путешествия. Скажите, за чем можно отправиться на корабле? (Исследовать дальние страны, искать неизвестных морских животных, рыб, водоросли. .) Конечно, все, что вы предлагали очень интересно. Но настоящая цель нашего путешествия будет известна тогда, когда вы прочитаете текст старинной карты, которая случайно попала к нам.

Дефектолог выставляет на доску изображение старинной карты.

Дефектолог: Прочитайте, что здесь написано.

Текст: На Острове Сокровищ спрятаны сокровища.

2. Знакомство со звуками занятия.

Дефектолог: Не боитесь отправиться в опасное путешествие? Тогда в путь! Посмотрите, наш корабль так долго стоял на якоре в порту, что самостоятельно не может сдвинуться с места. Давайте потренируем наши легкие и дунем так сильно, чтобы сдвинуть корабль с места.

Игра "Воет вьюга" (дети выдыхают воздух толчками и произносят звук В - В').

Дефектолог: Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать В - В' между собой.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

Дефектолог: Ветер гонит наш корабль вперед. Вы отлично разогнали его. Путь далек. Давайте поближе познакомимся со звуками В - В' и сравним их между собой.

В - согласный, звонкий, твердый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, ему соответствует синий колокольчик.

В' - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, ему соответствует зеленый колокольчик.

2. Развитие навыков звукового анализа.

Дефектолог: Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. Может, нам удастся пополнить запасы продовольствия и воды? Перед нами старинный и загадочный город. В этом городе живут необычные жители - это разные звуки. Они спешат с нами познакомиться. Послушайте их "имена" и постарайтесь верно поднять колокольчик: если услышите твердый звук - синий, если мягкий - зеленый.

Звуки: В, ВЬ, ФЬ, Н, ВЬ, В, ФЬ, Ж, Г, В, ВЬ.

Слоги: вы, ва, ви, ов, во, эв, ву, вё.

Слова: ветка, виноград, Валя, вата, новый, венок, ковер.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

Дефектолог: Вот мы пополнили свои запасы продовольствия и воды, совершили увлекательную экскурсию по старинному городу, отдохнули. Пора прощаться с жителями острова и плыть дальше. Горожане пришли нас провожать, они принесли подарки.

Обведите изображения предметов по контуру, не отрывая руки от листа, и назовите то, что изображено на картинках.

Пунктирные изображения: виноград, вишня, свекла, ваза, неваляшка, тыква.

4. Развитие логического мышления.

Дефектолог: Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!

Разбирайте скорее карточки с загадками, читайте их вслух, и мы постараемся все вместе отгадать загадки. Может, тогда пираты отстанут?

В тихую погоду нет нас нигде.

Ветер подует - бежим по воде.

(Волны)

В раздевалке я служу.

На весу пальто держу.

(Вешалка)

Через нос проходит в грудь

На речку идут - песни звонкие поют,

И обратно держит путь.

А обратно идут - слезы льют. (Ведра)

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

5. Развитие слуховой памяти.

Дефектолог: Припомните отгадки и запишите их (запись на доске), укажите наличие изучаемых звуков в словах.

6. Физминутка.

Дефектолог: Пираты остались далеко позади. Опасность миновала. Звуки В - В' предлагают вам выучить веселую зарядку.

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки вверх, затем на пояс

Раз, два, три, четыре, пять.

На носочки и на пятки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Так мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять.

7. Активизация словаря на звуки В - В'.

Дефектолог: Мы и не заметили, как наш корабль пристал к необитаемому острову.

Давайте достанем карту и попытаемся разыскать сокровища.

Подберите в пустые клетки лабиринта слова, в которых есть звуки В - В'. Впишите буквы в клетки.

Итог занятия

Дефектолог: Вот место, где закопаны сокровища. Давайте скорее выкопаем их. Чем это можно сделать? (Лопатой, палкой)

Дефектолог достает игрушечный сундук с маленькими фигурками животных, птиц, игрушек, в названии которых есть звуки занятия. Дети получают по игрушке, определяют звук занятия, дают этому звуку характеристику.

Тема: Дифференциация звуков В - В' в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках В - В'; учить дифференцировать звуки В - В' в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; учить грамматическому оформлению предложения; развивать высшие психические процессы; тренировать в установлении ассоциативных связей.

Оборудование: таблица цифр и букв; индивидуальные карточки; буква В (запись на доске); символы для обозначения звуков В - В'; разрезные картинки; предметные картинки; текст по выбору дефектолога.

Занятие 2

Ход занятия:

I. Оргмомент.

1. Развитие логического мышления.

Дефектолог: Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок.

Запись на карточках: 1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

в

н

к

и

р

е

т

о

л

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

3. Соотнесение звуков с буквой и символами для обозначения на письме.

II. Основная часть

1. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

Дефектолог: Соберите картинку и назовите предмет.

Картинки: водолаз, садовник, веревка, ветка, павлин, тыква.

2. Дифференциация В - В' в словах.

Дефектолог: Распределите слова из предыдущего задания в два столбика, раздав их Винни-Пуху (веревка, ветка) и волку (тыква, павлин, водолаз, садовник).

Какие слова можно объединить в одну группу? Почему? (Садовник, водолаз. Это профессии)

3. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Дефектолог: Используя картинки, закончите предложения и запишите их (запись на доске) под диктовку.

В огороде выросла...

В саду у старой яблони сломана...

В зоопарке мы видели красивого и высокого...

За нашими розами ухаживает внимательный...

4. Физминутка "Рисуем глазами".

Дефектолог: "Нарисуйте" сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот. Повторите то же самое, вообразив рисование цифры 6.

5. Развитие слуховой памяти.

Дефектолог: Послушайте сказку (текст на выбор дефектолога) и постарайтесь ее запомнить. Перескажите сказку по цепочке по памяти. Попробуйте припомнить из текста слова со звуками занятия. Дайте им характеристику. Запишите эти слова.

III. Итог занятия

Дефектолог: Прочитайте слова, которые вы записали на доске в следующем порядке: сначала с мягким согласным, а затем с твердым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать