Критерии учебно-методического комплекса по истории

Критерии учебно-методического комплекса по истории

Учебно-методический комплекс по истории

Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:

учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Характеристика школьного учебника

К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:

* соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

* отражение в нем ценностей современного российского общества;

* научность подходов к изложению фактов;

* представление исторических фактов с разных точек зрения;

* соответствие содержания книги программным требованиям;

* соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;

* качество источниковедческой базы учебного материала;

* методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;

Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней  и издательских вертикалей учебников

Характерные черты “нового поколения” учебников истории:

Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”;

Замена понятийной системы учебника образной;

Информационная избыточность текста учебника ;

Многоуровневая система образов;

Новые выразительные способы изложения учебного текста;

Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;

Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации;

Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника;

Становление новой иллюстративной метасистемы;

Формирование новой системы вопросов и заданий;

Сложный состав аппарата ориентировки;

Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;

Особенности содержания учебников “нового поколения” 

Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует  пониманию содержания предмета изучения;

Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего

Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности;

Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует  формированию навыка поиска и использования информации.

Особенности методического аппарата 

Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию  содержащейся в учебном издании информации;

Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует  ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи  стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.);

Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию;

Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни;

Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации;

Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний;

Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.

Существенные признаки вертикали школьных учебников 

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы - единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. 

В издательстве “Просвещение”:

По всеобщей истории - под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. Чубарьяна

По истории России - специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова - под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова.

В основе этих комплектов лежат:

Последние научные достижения российских и зарубежных историков

На основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития стран

Историческое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процесс

Это позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. 

В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК - программа и учебники - объединяет общая целевая установка.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов. 

В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп

В других - детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей

В-третьих - на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы

В-четвертых - прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества

Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы - единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление. 

Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна:

На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода

Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел “Как работать с учебником”, в котором школьниками подробно рассказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантов “прояснения” структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального  использования

А.О. Чубарьян - каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному  выводу учебной темы.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющие “свиту” учебника, “наряжаются в одежду” от того же Кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.

Структура школьного учебника

Текстовый компонент 

Основной текст 

Дополнительный текст 

Пояснительный текст 

1.

Вводный

Информационный (учебный)

Заключительный

2.

Описательный

Повествовательный

Объяснительный

Проблемный

Документы

Научно-популярные тексты

Художественные тексты

Постраничный словарь

Пояснения  в скобках внутри основного текста

Подписи к иллюстрациям

Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Внетекстовый компонент 

Иллюстрации 

Методический аппарат 

Аппарат ориентировки  

А) Изобразительные:

Учебные рисунки

Репродукции

Документальные изображения

Б) Условно-графические:

Карты, картсхемы, планы

Схемы, чертежи

Линии времени

А) Вопросы и задания:

Воспроизводящие

Преобразующие

Творческие образные

Проблемные

Б) Текстовые таблицы:

-хронологические

-синхронистические

-сравнительно-обобщающие

-конкретизирующие

-иллюстрированные комплексы

В) Опорные схемы

Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы

Д) Тесты самоконтроля 

А) Оглавление

Б) Рубрикация и тематические символы

В) Сигналы-символы

Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п.

Д) Словари и указатели:

-понятий

-дат

-имен

Е) Глоссарии

Ж) Колонтитулы

З)Шмуцтитулы

И) Библиография

К) Справочники

Особенности нового учебника и методического пособия

В концептуальном плане учебник «История Отечества. XX век» (авторы В. А. Шестаков, М. М. Горинов, Е. Е. Вяземский) представляет собой целостное изложение отечественной истории XX в. с позиций гражданственности. При этом авторский коллектив, конечно, понимает, что учебник по истории России новейшего времени не может быть легким для восприятия. Авторы пытались выразить сбалансированный, учитывающий многофакторность истории взгляд на прошлое своей страны.

При этом постоянно приходилось сталкиваться с тем, что по многим проблемам отечественной истории XX в. в науке, а уж тем более в массовом сознании существуют разные, подчас противоположные оценки и мнения. Более того, даже у членов авторского коллектива в процессе работы над учебником нередко возникали «горячие» научные дискуссии по тем или иным проблемам. Но авторы полностью едины в целях, задачах, методологии и принципах построения школьного учебника истории.

Опираясь на достоверные факты, авторы стремились найти разумные компромиссы в трактовке противоречивых событий новейшей истории России, освещать даже самые драматические события в истории России с позиций гражданственности.

При подготовке учебника авторы ориентировались на требования к содержанию курса отечественной истории в основной школе и на программу А. П. Богданова, Е. Е. Вяземского (руководители авторского коллектива) «История с древнейших времен до наших дней», раздел «Россия в XX в.» (М.: Просвещение, 1997).

Естественно, что объем учебного материала превышает Обязательный минимум. Имена исторических деятелей и подробности некоторых событий, по замыслу авторов, не предназначены для непременного запоминания. Они создают добротный содержательный фон, на котором разворачиваются важные события отечественной истории и без которого их невозможно полностью оценить. Шрифтом авторский текст разделен на основной и дополнительный, предназначенный для самостоятельного чтения.

Центральное место в учебнике уделяется проблемам Человека, его роли в истории XX столетия. Крупные государственные деятели российской истории XX в. представлены в специальной рубрике «Политические портреты». Авторы учебника предлагают вниманию школьников основные факты биографии этих деятелей, знакомят с неоднозначными оценками современников и историков, предлагая делать собственные выводы.

Исторические документы, сопровождающие большинство параграфов, являются самостоятельным и важным элементом учебника, озаглавленным «Архивы истории». Авторы далеки от мысли навязывать свои убеждения читателям и считают, что источники, представленные параллельно с авторским текстом, позволят каждому получить собственное представление о ключевых событиях российской истории. Девятиклассники познакомятся с документами государственного характера, с личными свидетельствами очевидцев и участников событий, прочитают выдержки из малоизвестных публикаций, в том числе зарубежных. Документы подобраны таким образом, чтобы с их помощью осветить проблемы, не поднимавшиеся в авторском тексте, или показать, что по поводу тех или иных событий существуют разные мнения. В зависимости от задачи публикации в одних случаях представлен пространный фрагмент одного документа, в других -- комбинируются источники, выражающие противоречивые позиции по одному и тому же вопросу. Такая установка обусловила характер вопросов и заданий к документальным текстам: их минимально необходимое количество направлено на воспроизведение информации источника и на формулирование его главной идеи. Основное же внимание в работе школьников с документами уделяется анализу текста, определению позиции автора и ее мотивации, использованию полученных знаний в новой познавательной ситуации.

Существенным новшеством учебника являются принципы создания его методического аппарата. Мы сознательно избегали вопросов и заданий, направленных на пересказ учебного текста, последовательно проводя мысль о том, что современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение. Наряду с проблемными заданиями в методическом аппарате учебника широко задействованы и образные задания, предлагающие ученикам творчески воспроизвести то или иное историческое событие от имени разных по социальному статусу и политическим убеждениям героев. Подобные задания имеют важное воспитательное и развивающее значение, формируя необходимые современному человеку качества личностного сопереживания, заинтересованного и уважительного отношения к прошлому.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать