Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
p align="left">Для формирования мотивационной готовности педагогов целесообразно использовать такие формы методической работы, как педагогический совет, брифинги, дискуссии, «круглый стол».

С целью формирования когнитивного компонента готовности педагогов к использованию метода экспериментирования в процессе организации педагогической деятельности, наряду с вышеперечисленными, приемлемыми формами являются педагогический совет, теоретический семинар и консультации.(2)

Формированию деятельностного компонента готовности педагогов к применению экспериментирования способствуют практические формы методической работы: семинар-практикум, открытый показ деятельности педагога, творческие микрогруппы, смотр-конкурс, мастер-класс.

При проведении различных методических мероприятий, целесообразно прибегать к следующим методам обучения (1): проблемное изложение материала (формулируется проблема и показывается путь ее решения); поисковый метод (воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы); при проведении консультаций эффективен метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений; может использоваться эвристическая беседа, в ходе которой более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующим педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность этого метода будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, требующий всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели обладали достаточным запасом теоретических знаний и профессионализмом. Метод игрового моделирования - метод активизации педагогов при проведении любого методического мероприятия. Этот метод ценен тем, что учит практическому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.

Таким образом, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность освоения педагогами метода экспериментирования, выступают:

- формирование мотивации педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

- осуществление обогащения, систематизации и интеграции знаний о данном методе обучения;

- обеспечение включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

Глава II. Содержание и технология опытно-экспериментальной работы

2.1 Модель опытно-экспериментальной работы

В данном параграфе раскрывается логика опытно-экспериментальной работы: цель, задачи, этапы, содержание и условия, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов; выявляется исходный уровень готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников, анализируются результаты, характеризующие состояние готовности педагогов на начало формирующего эксперимента.

Педагогический эксперимент мы рассматриваем как этап научно-исследовательской деятельности, который обеспечивает проверку положений гипотезы [12] .

Целью исследования являлось обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач педагогического эксперимента была использована совокупность научно-исследовательских методов: анкетирование, тестирование, опросы, наблюдения, беседы, статистические методы обработки полученных результатов и другие методы, позволившие нам всесторонне исследовать формирование готовности педагогов к использованию метода экспериментирования (Приложение 1,2,3).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе (2006-2007уч.г.) был организован и проведен констатирующий эксперимент, который позволил выяснить реальное состояние исследуемой проблемы в дошкольном учреждении, определить исходный уровень готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы (2007-2008 уч.г.) в ходе формирующего эксперимента выявлялись пути совершенствования методической работы в целях подготовки педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников, апробировались педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности педагогов к использованию данного метода.

Основным назначением третьего (контрольного) этапа опытно-экспериментальной работы (2008-2009 гг.) являлась перепроверка правильности теоретических выводов, их коррекция и уточнение.

Данная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Аистёнок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников г. Орска».

Констатирующим экспериментом было охвачено 9 педагогов дошкольного образовательного учреждения и 50 детей старшего дошкольного возраста.

Разработка педагогических условий формирования готовности педагогов к использованию метода экспериментирования и последующее их внедрение в практику ДОУ предполагали изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию данного метода обучения детей (Приложение 1,2,3) [12] .

Основными методами изучения теоретической и практической готовности педагогов к применению рассматриваемого нами метода, стали беседа, анкетирование и наблюдение в организованной и самостоятельной деятельности, экспертная оценка развивающей среды. [24]

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

· изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;

· обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников; систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);

· провести диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью (Приложение 9);

· разработать план мероприятий по детскому экспериментированию в семье. (Приложение 6)

Для формирующего этапа необходимо наличие педагогических условий, о которых шла речь в теоретической главе. Такими педагогическими условиями выступают организационно-методические мероприятия по проблеме использования экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников, обеспечивающие:

- формирование мотивации педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

- осуществление обогащения, систематизации и интеграции знаний о данном методе обучения;

- включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы (приложение 5). Предварительно была изучена литература и опыт других образовательных учреждений по данному вопросу, составлена теоретическая концепция.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, позволил выделить те из них, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно-тематический план "Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по окружающему миру" (приложение 6), рассчитанный на три года обучения. Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты, повторы-закрепления с изменением того либо иного параметра как во время учебной деятельности, так и в свободное время. Для привлечения родителей к совместной с детьми работе были выделены общие домашние задания.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений. В группах были созданы уголки экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения-эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.

Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду в разных возрастных группах (приложение 7). Таким образом, достигается необходимый уровень взаимодействия ДОУ и семьи. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий. [22]

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях (приложение 8) и играм в свободное время. [23]

В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а также организованы консультации, посещение занятий мастер-классов, наблюдение за детьми во время свободной экспериментальной деятельности. [15]

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы. На основе занятий с экспериментальной деятельностью были выявлены те знания и умения, которые дошкольники должны приобрести, освоив курс по окружающему миру, и составлены их перечни для отслеживания динамики усвоения материала и усложнения экспериментаторских возможностей детей.

Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как "ряд навыков деятельности".[2]

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

· видеть и выделять проблему;

· принимать и ставить цель;

· решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

· высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

· фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели. При этом важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Какие же показатели являются важными, и какими должны быть оценочные параметры?

Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделим такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т. е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т. е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром [23].

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. На ее основе была составлена диагностическая таблица (приложения 9) и определены показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (приложение 10). [2]

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования, как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Целью контрольного этапа является определение эффективности системы разработанных организационно-методических мероприятий. Используются те же методики, что и на констатирующем этапе.

2.2 Изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников

Как отмечалось в модели опытно-экспериментальной части исследования, в эксперименте участвовало 9 педагогов дошкольного образовательного учреждения и 50 детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа эксперимента является выяснение реального состояния исследуемой проблемы в дошкольном учреждении, определение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

С целью определения мотивационной готовности педагогов к новшествам, мы применяли анкетирование (Приложение 11), в ходе которого выявлены следующие результаты:

- 62 % опрошенных отметили, что за последние 3 года внесли в воспитательно-образовательный процесс определённые новшества (внедрение новых программ - 13 %, технологий - 12 %, использование новых игр дидактического характера - 25 %, применение тренинговых и игровых упражнений - 12 %); 38 % опрошенных не отметили никаких новшеств;

- 38 % опрошенных отмечают, что применение новшеств было направлено на решение проблем по повышению познавательной активности дошкольников; 25 % - по решению проблем выражения и отработки эмоциональных состояний у детей; 43 % оставили вопрос без решения;

- 75 % из опрошенных отмечают, что с применением новшеств достигнуты лучшие результаты; 25 % анкетируемых не выделили никаких изменений;

- 63 % педагогов отмечают, что дети, с применением новшеств, становятся более активными; 25 % отмечают, что повышается уровень познавательного интереса, усиливается их познавательная самостоятельность;

- на вопрос «что вы ждёте от участия в инновационной деятельности?» все педагоги отмечают, что ждут личного удовлетворения своим трудом; 63 % из них отмечают, что ждут лучших результатов своей работы; 25 % педагогов ожидают приоритетного положения (внимания к педагогу); 13 % ожидают общественного признания;

- по мнению опрошенных, из вышеназванных ожиданий подтвердились ожидания у 38 % воспитателей.

Т.о., основная часть педагогов имеет представления о новшествах и инновациях, отмечает позитивные стороны применения нового, однако, пока не у всех педагогов применение новшеств подтвердило ожидаемые результаты.

Беседа с педагогами, направленная на выявление профессиональных знаний и умений по использованию метода экспериментирования показала, что педагоги владеют знаниями содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей возрастной группы, затруднения в данном вопросе испытывают педагоги, имеющие стаж работы от 5-7 лет (3 воспитателя). Практически все воспитатели ориентируются в применении эффективных методов и приёмов при организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Умеют объективно диагностировать знания, умения и навыки дошкольников по экспериментированию 6 педагога из 9 опрошенных. Выявлено, что применяют метод экспериментирования в разных видах деятельности - на занятиях познавательного цикла, на прогулках, в режимных моментах и свободной самостоятельной деятельности - 4 педагога, 3 человека затрудняются в применении данного метода в самостоятельной деятельности детей ввиду недостатка времени. Все педагоги отмечают, что систематически планируют применение метода экспериментирования с периодичностью 2 раза в месяц. Недостаток знаний методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы испытывают 3 педагога.

С целью определения практической готовности педагогов к использованию рассматриваемого метода, мы применили метод анкетирования педагогов. Данные анкетирования позволяют сделать вывод о том, что все педагоги осознают широкие возможности применения данного метода для развития познавательной активности дошкольников и их экологического образования; применяют в педагогической деятельности разные формы экспериментирования - познавательную (направленную на получение новых знаний) и продуктивную (направленную на получение новых конструкций, рисунков, сказок и пр.); поддерживают познавательный интерес дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности через сотрудничество и совместную деятельность с ребёнком, оказание эмоциональной поддержки. Однако, наиболее распространённой причиной неприменения данного метода в самостоятельной деятельности детей, педагоги отмечают недостаток нужной информации и дефицит времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать