Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
p align="left">Для более адекватной оценки теоретической и практической подготовки педагогов к использованию метода экспериментирования, мы выбрали наблюдение за деятельностью педагогов в организованной и свободной деятельности детей. В результате этого выявлено, что в организованной деятельности, в частности, на занятиях познавательного цикла, педагоги используют метод экспериментирования лишь в некоторых случаях. Выявлена закономерность - чаще при организации занятий к данному методу обращаются педагоги, имеющие более высокую квалификацию (I кв. категорию), нежели их коллеги (педагоги II кв. категории). В режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения.

Причиной выявленных недостатков является недостаточное владение педагогами методами проблемного изложения материала. В процессе наблюдения отмечаются опасения воспитателей предоставлять детям больше самостоятельности, поддержать инициативу детей; в недостаточной мере предоставляется право выбора (оборудования, видов деятельности и пр.), без чего применение метода экспериментирования крайне затруднительно.

Результаты наших исследований можно представить в таблице 1, где оценка профессионализма педагогов осуществлялась в баллах:

2 балла - высокий уровень - отмечается высокий уровень знаний, применение на практике;

1 балл - средний уровень - недостаточное владение знаниями, умениями, навыками, вызывает затруднения в применении на практике;

0 баллов - низкий уровень - отсутствует система знаний, не применяется в практике.

Таблица 1 Результаты оценки профессионализма педагогов на констатирующем этапе

№ п/п

Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей

Средний балл (0, 1, 2).

1

Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы.

1,5

2

Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

2

3

Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности.

1,5

4

Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности:

а) занятия познавательного цикла;

1

б) прогулки;

1

в) режимные моменты.

0

5

Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории.

1

6

Качество подготовки к занятиям.

2

7

Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования.

1

8

Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы.

1

Итого:

1,5

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Создание условий для применения данного метода должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. [5]

Таким образом, с точки зрения использования метода экспериментирования, среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы базового дошкольного учреждения выделены зоны экспериментирования - мини-лаборатории. Для изучения содержания имеющихся мини-лабораторий, мы использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой [16]:

- открытость, доступность детям;

- популярность, степень использования детьми;

- состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов);

- эстетичность материала;

- участие родителей.

С целью получения наиболее полной картины, нами внесены следующие дополнения:

- система расположения материала по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»);

- наличие приборов-помощников (увеличительные стёкла, весы, безмены, часы песочные, компасы, магниты, лупы);

- разнообразие оборудования по качеству и назначению (пластмасса, стекло, металл - различного объёма и формы);

- наличие спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца);

- наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Оценка зоны экспериментирования осуществлялась в баллах, где

2 балла - высокий уровень - полное соответствие заявленному критерию;

1 балл - средний уровень - частичное соответствие;

0 баллов - низкий уровень - несоответствие.

Итоги исследования занесены в таблицу 2.

Таблица 2 Оценка зоны экспериментирования по группам

№ п/п

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

2 мл.гр

Ср.гр.

Ст.гр.

подг. гр.

1.

Открытость, доступность детям.

2

2

2

2

2.

Популярность, степень использования детьми.

0

0

0

0

3.

Состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов).

1

1

1

1

4.

Эстетичность материала.

2

2

1

1

5.

Участие родителей.

2

2

2

2

6.

Система расположения материала по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»).

0

1

0

1

7.

Наличие приборов-помощников (увеличительные стёкла, весы, безмены, часы песочные, компасы, магниты, лупы).

1

1

1

1

8.

Разнообразие оборудования по качеству и назначению (пластмасса, стекло, металл - различного объёма и формы).

1

1

1

1

9.

Наличие спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца).

0

0

0

0

10.

Наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

0

0

0

0

Итого:

0,9

1

0,8

0,9

Анализ предметной среды дошкольного учреждения позволяет сделать вывод о том, что в каждой группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

Однако выявлено, что их содержание не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2-й младшей и старшей группах расположено хаотично и бессистемно: не предусмотрено наличие необходимых для систематизации материала разделов («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»). В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Имеющиеся в наличии приборы-помощники (увеличительные стёкла, безмены, компасы, магниты, лупы) не в полной мере соответствуют требованиям, так как по количеству не рассчитаны на подгруппу детей. Отсутствуют во всех группах приборы для измерения массы и времени.

Во всех группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: тематические перспективные планы работы имелись в 2-х группах, карточки-схемы проведения экспериментов и опытов - в 3-х группах, во всех группах отсутствует фиксация результатов.

С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, мы применяли метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.

Опираясь на труды исследователей экспериментальной деятельности дошкольников [16], мы оценивали формирование навыков экспериментирования по следующим показателям: отношение к экспериментальной деятельности; целеполагание; планирование; реализация; рефлексия.

Для более точного отслеживания динамики развития навыков экспериментирования детей дошкольного возраста, было использовано качественное описание этих уровней (Приложение 10).

Итак, результаты изучения уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, позволили констатировать следующее:

Высокий уровень был зарегистрирован только у 4,2% детей, средний - 33,3% детей, уровень ниже среднего показали 62,5% детей. Результаты констатирующего эксперимента по определению уровней овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования

Т.о., для широкого применения метода экспериментирования в практику ДОУ, необходимо перестроить работу с кадрами, повышая квалификацию педагогов, их теоретический уровень, развивая потребность в преобразовании воспитательно-образовательного процесса, решению данной проблемы, будет способствовать ряд организационно-методических мероприятий, направленных на применение педагогами ДОУ метода экспериментирования.

2.3 Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников

Результаты изучения исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников показали необходимость поиска педагогических условий, при которых будет обеспечена эффективность освоения воспитателями данного метода. Таковыми педагогическими условиями выступают:

- формирование мотивации педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

- осуществление обогащения, систематизации и интеграции знаний о данном методе обучения;

- включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

С целью реализации данных условий, нами была разработана рабочая программа семинара для педагогов «Экспериментирование как метод развивающего обучения дошкольников».

Основное назначение настоящего семинара состоит в том, чтобы обеспечить готовность педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения.

Задачами, решаемыми в процессе преподавания семинара, являются следующие:

1. Сформировать мотивацию педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;

2. Осуществить обогащение, систематизацию и интеграцию знаний о данном методе обучения;

3. Обеспечить включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.

Курс семинара «Экспериментирование как метод развивающего обучения» состоит из трёх разделов - «Введение в предмет», «Экспериментирование - активный метод развивающего обучения дошкольников», «Содержание работы по использованию метода экспериментирования».

Первый раздел выполняет вводную функцию. Он даёт общее представление о предмете, целях и задачах курса, характеристике содержания и его практической значимости.

Второй раздел направлен на углубление и систематизацию знаний у педагогов основных классификаций методов, характеристик активных методов обучения дошкольников.

В последнем разделе курса рассматриваются психофизиологические основы развития экспериментирования как деятельности, своеобразие использования метода экспериментирования в разных возрастных группах, определяется содержание работы по использованию данного метода обучения.

При изучении спецсеминара применяются различные формы методической работы: проблемные лекции, теоретические семинары и практикумы, творческие группы, педагогические советы, групповые и индивидуальные консультации, смотры-конкурсы, деловые игры.

На лекционных, семинарских, практических занятиях углубляются и конкретизируются теоретические и методические положения спецсеминара, применяются современные профессиональные технологии (проблемные, исследовательские, деятельностные, личностно-ориентированные).

Структура, содержание и логика построения спецсеминара направлены на реализацию интегративного (интеграция теоретической и профессионально-практической подготовки) и функционально-деятельностного подходов (организация различных видов деятельности, максимально приближенных к реалиям профессинально-педагогической деятельности).

В качестве предполагаемого результата семинара предусматривается владение педагогами:

- умением видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности экспериментальной деятельности дошкольников, анализировать, прогнозировать результат своей деятельности по применению метода экспериментирования, проектировать и планировать его;

- умением отбирать содержание экспериментальной деятельности и адаптировать информацию адекватно возрастным и психологическим особенностям дошкольников;

- умением организовывать экспериментальную деятельность дошкольников в педагогическом процессе;

- умением применять метод экспериментирования разных в видах деятельности детей;

- умением целесообразно создавать условия для исследовательской деятельности дошкольников (предметную среду и жизненное пространство дошкольников);

- умением создавать эмоционально-положительный климат в детском коллективе, творческую атмосферу в процессе экспериментирования;

- умением анализировать и критически оценивать полученные результаты освоения дошкольниками экспериментальной деятельности с точки зрения эффективности, обобщать их, вносить коррективы.

2.4 Результаты опытно - экспериментальной работы

Основной целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы является перепроверка правильности теоретических выводов, их коррекция и уточнение. Для выявления результативности спецсеминара, мы провели повторное диагностирование педагогов и детей, при этом использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.

Анкетирование педагогов, проведённого с целью определения их мотивационной готовности к применению метода экспериментирования, показало следующие результаты:

- 100 % опрошенных внесли в воспитательно-образовательный процесс определённые новшества (внедрение новых программ - 45 %, технологий - 55 %);

- 63 % педагогов отметили, что применение новшеств было направлено на решение проблем по повышению познавательной активности дошкольников, 37 % - по решению проблем выражения и отработки эмоциональных состояний у детей;

- все опрошенные (100 %) отметили, что с применением новшеств достигнуты лучшие результаты;

- 46 % воспитателей выразили мнение, что дети, с применением новшеств, стали более активными, 54 % отметили, что повысился уровень познавательного интереса воспитанников, усилилась их познавательная самостоятельность;

- на вопрос «что Вы ждёте от участия в инновационной деятельности?» все педагоги отметили, что ждут личного удовлетворения своим трудом, 74 % - ждут лучших результатов своей работы, 26 % - ожидают общественного признания;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать