Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи
p align="left">Нарушения тембра голоса

Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.

Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами

1. Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма.

2. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме.

3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые.

4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат.

При неправильном использовании он может изменяться.

Также ряд учёных, занимающихся проблемой нарушения голоса, в том числе и Д.К. Вильсон, выделяют разновидности нарушений тембра. Рассмотрим самые основные из них.

Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне.

Придыхание. Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии.

При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот.

Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. Нельзя оставлять без внимания охриплость, которая сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларингеального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.

Дикротическая дисфония. Она может быть воспроизведена сознательно путем спокойной фонации на самом низком тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями. Если дикротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы, частота основного тона снижается до 92-2 Гц. Голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.

Во время дикротической дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока и высокое давление в подскладочном пространстве Логопед должен тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы отличить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции гортани.

Рассматривая нарушения резонанса, логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью-чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью - недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.

Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса, как одну из форм нарушения голоса.

Вернёмся к гиперназальности. В любой речи присутствует в той или иной степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небноглоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нъ, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Речь людей с недостаточностью небноглоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию.

Так гипоназальность наоборот представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, и, нь. Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности б звучит как м, д - как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код - как кон.

Нарушения громкости также относится к расстройствам голоса. Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.

Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая - 46 дБ. При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия.

И последняя, четвёртая характеристика нарушений голоса, нарушение высоты тона. Об этом отклонении у ребенка говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона; очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий для данной ситуации тон. Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка голоса, должна рассматриваться как серьезное отклонение от нормы. При перестройке голос у мальчиков падает по высоте приблизительно на одну октаву, а у девочек - на 3 или 4 полутона.

Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. Например, у одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку [6].

Рассмотрим утверждение И.Б. Карелиной. В специальной литературе [10], она описывает, что нарушения голоса также наблюдаются у детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР) - это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А.Токаревой [3]. Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МДР - стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи. У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи.

Е.Ф. Архипова описывает нарушения голоса у детей с церебральным параличом, таким образом, интонационные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии [3]. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса.

Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата, может нарушать возможность вибрации голосовых связок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом.

Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом значительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над голосом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений - развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению логопедов, в последние годы нарушениями голоса страдают 5--6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина -- в наблюдении врачей других профилей.[4]

1.3 Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным н органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.[17]

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.[17]

Восстановление голоса у детей при органических заболеваниях гортани - сложный и длительный процесс. Трудности логопедической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение имеет нарушение анатомической целостности гортани в результате операций, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до трех лет) и его неблагоприятное влияние на психофизическое и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос.

При восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода - Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи.

Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.

Что касается органических нарушений голоса у детей, то единичные клинические наблюдения не исчерпывают сущности проблемы и не указывают на наиболее целесообразный и щадящий путь восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.

Поэтому перед специалистами встала задача разработать методику восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими ребенка методами.

В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Следовательно, это заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом других лечебных мероприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать