Моя родословная
p align="left">Концерты давали и у себя в клубе, и в. центре города. Большим событием был концерт на "радиоузле", так в то время называли городскую радиовещательную точку. Готовились тщательно, репетиции проводились после работы каждый вечер.

Постепенно стали возвращаться в Керчь эвакуированные. Но остались ещё люди, которые были высланы, их освободили от "комендатуры" гораздо позже. И они продолжали нести музыку в народ. Например, в средней школе №4, которую окончила моя бабушка, преподавала пение Мария Карловна Розенберг. Вот выдержка из статьи моей бабушки в книге "Колпашевский район. Прошлое и настоящее": "…Это седая пожилая дама из сосланных латышских евреев. Интеллигентная, говорящая с акцентом, Мария Карловна среди местного населения выделяется всем: и лёгким белым пыльником, и лёгкой шелковой косынкой на шее, и светло-коричневым лакированным портфелем в какую-то шишечку, и медленной походкой. Вот она проходит по Матьянге на работу, полная, видная, из всех "оград" с нею здороваются и знакомые, и незнакомые. У незнакомых людей, видимо, возникает желание прикоснуться к чему-то светлому, чистому, высокому, а в условиях жизни сибиряков тех времён, среди огородов с картошкой, развешанных сохнущих сетей, огромных куч навоза со стаями жёлтых навозных мух, накомарников, пропитанных дёгтем, надетых на каждую пятую голову, Мария Карловна как раз была тем самым светлым, чистым и высоким. Во второй половине дня она проходит по Матьянге обратно, домой. По дороге собирает в газетный кулёчек грибы дождевики, в изобилии растущие вдоль улицы. Это белоснежные шарики, которые местное население считало поганками. Теперь и мы знаем, что эти грибы очень даже съедобны".

Так вот, об уроках пения. Уроки эти проходят в общем школьном коридоре сразу у всех начальных классов. Их всего четыре. Все дети сидят на деревянных диванчиках. Мария Карловна сидит за старым, видавшим виды фортепиано. Она прекрасная пианистка.

Перед детьми учительница одного из этих классов - Анохина Александра Георгиевна, у неё очень красивое сопрано и хороший слух. Вдвоём с Марией Карловной на два голоса они поют ту песню, которую хотят с детьми разучить. Песни не программные для начальной школы, а те, которые подбирают для учеников эти талантливые женщины. Мария Карловна, видимо, и не педагог по образованию, а, скорее всего, концертмейстер, потому что уж очень гармонично, верно звучал аккомпанемент в её исполнении. Ну и пели они прекрасно: у Марии Карловны - контральто. Она хорошо подбирает вторую партию. Уехала она из Колпашева после открепления от комендатуры домой в Ригу в начале пятидесятых, а помнит моя бабушка её до сих пор, уже пятьдесят с лишним лет.

В 1954 году прабабушка Вера Ивановна начала преподавать в школе техническое черчение, труд и стала на целых 15 лет бессменным председателем родительского комитета школы. Она нашла себя в педагогической деятельности.

К тому времени, когда разъехались все эвакуированные и высланные люди, уже стала подниматься на более высокий уровень культурная жизнь города. Построили кинотеатр, Дом культуры "Рыбник", принадлежащий рыбоконсервному комбинату, открылась музыкальная школа, в 1964 году создался народный хор, получивший позднее звание "академический".

Мои множественные наброски не очень-то складываются в связный рассказ, уж больно их темы различны. Поэтому следующая глава моего повествования называется…

5. Отдельные эпизоды из жизни семьи

Первые годы - самые трудные.

Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили.

Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лето прадедушка ходил в лес и в поле с двухколёсной хозяйственной тачкой корчевать пни для топки печи. Пни смолистые, но корявые и сырые, их нужно долго сушить на солнце, а потом уже рубить. Рубить их очень сложно, настолько они корявые. Просто топором не разрубить. Прадедушка сделал в своём механическом цехе штук пять металлических клиньев и тяжёлую кувалду.

Вечером после работы, поев и немного отдохнув, прадедушка выходил во двор рубить пни. Сделав поверхностный надруб топором, вставлял в эту щель клин и начинал бить по нему кувалдой. Моя бабушка и её мама всегда выходили на крыльцо, усаживались и смотрели на эту работу.

Зрелище замечательное, т. к. с каждым ударом металла о металл из-под кувалды летят снопы искр и целые всполохи огня. Это было очень красиво в летние сумерки. Некоторые пни бывали подгнившими, и когда нарубленные куски заносили в дом и складывали за печку, всё запечье в темноте полыхало зелёным фосфорисцирующим светом от микроорганизмов, вызывающих гниение древесины. Добытых таким трудным способом дров, конечно, было мало и печь замой протапливалась слегка только для того, чтобы приготовить немудрёный ужин. Приходилось и зимой выезжать в поле за топливом, но это было очень тяжело: снег в Сибири - по пояс, найти что-то в снегу - нужно очень потрудиться. Однажды прадедушка заблудился в лесу и уже почти ночью прабабушка побежала к Христофориди звать на помощь. Вся их семья вместе с женщинами пошла в лес, прабабушка осталась дома, т. к. у них был ещё маленький ребёнок Игорь, родной брат моей бабушки. Через некоторое время привели домой промёрзшего прадедушку.

А по воскресеньям прадедушка брал с собой маленькие санки, складывал на них остатки того, что привезли с собой в эвакуацию: бабушкино красиво вышитое бельё, постельное бельё, и вёз на базарчик в город поменять на какие-нибудь продукты. Часто возвращался ни с чем, а однажды привёз свиную требуху. Прабабушка стала срочно мыть её и чистить, затопила уже в сумерках печь и стала варить этот продукт, который распространял по дому очень неприятный запах. Взрослые поели, а бабушка в этот вечер легла спать голодная. Семья так обеднела, что у них на двоих взрослых были одни валенки, старые, растоптанные, в заплатах, и в туберкулезный диспансер на приём прабабушка ходила зимой в резиновых ботиках и в пальто с высоко поднятым воротником без платка, т. к. его не было - обменяли на продукты.

6. Природа Сибирского края. Об охоте и рыбалке

В те же ещё довольно трудные годы - конец пятидесятых, прадедушка очень пристрастился к охоте на водоплавающую дичь и ловле рыбы на удочку. Постепенно завёл себе целое рыболовное хозяйство: изготовил из черёмуховых молодых тонких стволов удилища, приобрёл крючки, целую бобину тонкой суровой нити (лески и капроновой нити ещё не было), грузила и поплавки сделал сам.

А весной и осенью прадедушка ходил на охоту.

Сначала, когда своего ружья не было и приходилось его у кого-то просить, ходил только на вечернюю зорьку на болота, которых вокруг Колпашево - изобилие. Позднее прадедушка купил двуствольное ружьё Ижевского оружейного завода, "ижевку", как сами охотники называли, и ещё позднее - "тулку" - ружьё тульского оружейного завода, тоже двуствольное.

Бабушка ездила в город в магазин, который среди охотников называли "охотсоюз", по прадедушкиному охотничьему билету покупала положенное количество дроби, пороха. Порох был дымный и бездымный. Сейчас бездымный порох по внешнему виду напоминает бабушке чай "матэ", выращиваемый в Латинской Америке. Когда не было в продаже дроби, её делали сами. В сосновом брусочке шириной примерно 6 сантиметров нарезали 3 - 4 дорожки нужной ширины, например, самой популярной дробью была дробь №3, т. е. дробина имеет диаметр 3 миллиметра. Вот для этой дроби дорожки были шириной 3 миллиметра. В эти дорожки заливался расплавленный в жестяной банке свинец, который легко плавится на керогазе. Когда эти свинцовые "палочки" остынут и застынут, их обычным ножом режут на кусочки длиной 3 миллиметра. Эти кусочки ссыпают в чугунную сковородку, сверху ставят ещё одну и начинают вращать. Свинец металл мягкий, очень быстро укатывается в шарики, правда шарики с углублениями, трещинками по бокам, часто кривоватые, но это уже дробь.

Когда прадедушка садился заряжать патроны, никто не должен был к нему подходить, считалось, что это опасно, хотя прадед работал очень осторожно.

Сначала нужно в пустую патронную гильзу 16 калибра осторожно вбить молотком капсюль. Когда всё запланированное количество патронов уже заряжено капсюлями, всыпается мерка пороха, вдавливается картонный пыж. Затем всыпается мерка дроби и вдавливается уже войлочный пыж. Этих пыжей в любой охотничьей семье можно было нарубить сколько угодно, поскольку вся Сибирь в те годы ходил в войлочных валенках. Валенки ставили на ночь сушить на протопленную печь, а то и клали их в духовку. Печи были сложены из кирпича, топка, естественно, находилась в кухне, а нагревающаяся часть печи, где находился дымоход, её называли щитом, выходила в спальню или в "горницу". Около щита обычно ставили кровать или топчан, чтобы было тепло спать. Так вот в щит была вделана духовка. В неё и клали валенки, или кошка забиралась спать в тепле. Очень часто, начиная топить печь, хозяйка забывала, что в задней комнате сохнут валенки, и обнаруживалось это только когда в доме начинало пахнуть палёной шерстью. А то бывало, и тоже очень часто, что духовку закрывали на задвижку, а там спокойно спала кошка. И когда раздавался ужасный вой в доме и грохот в духовке, разносился запах горелой шерсти, сломя голову бегут открывать духовку и "спасать" валенки; кошки же пулей с воем выскакивают сами и просятся на улицу. Вот поэтому у многих сибиряков валенки были с рыжими подпалинами, а кошки хроменькие. Набив патронтаж патронами прадедушка готовил для похода на охоту на несколько дней старое ватное одеяло, мешок с чучелами уток, скрадок из рогожи, сумку с немудрёной едой, надев резиновые бродни, тёплую фуфайку, взяв весло для обласка, навьюченный прадедушка уходил на охоту дня на 3 -4, смотря сколько получил отгулов.

В назначенный день прадедушка возвращается с охоты - уставший, загорелый, искусанный гнусом, приносит добычу - от двух до тридцати уток.

Когда моя бабушка была уже девушкой, вся семья часто садилась в лодку с вёслами и уплывала подальше от города, туда, где по весне буйствуют в белоснежном цвете заросли черёмухи. Во время разлива Матьянги затапливается вся прибрежная зона вместе с черёмуховыми зарослями, и в них, в эти заросли можно въехать на лодке, как в шатёр, остановиться и сидеть тихо: слушать как в кронах гудят сотни пчёл, потом, после прогулки наломать букет цветущих веток и вернуться домой.

В Сибири в те времена черёмуховые ягоды были очень популярны, невзирая на то, что эта ягода имеет крупную косточку с запахом горького миндаля. Но ягоды собирали вёдрами, сушили на солнце, тонко перемалывали вместе с косточками и пекли пироги.

Об инспекторах, малярии и дизентерии и ещё немного о природе. В конце пятидесятых годов по дворам, квартирам ходило множество официальных лиц, это было часто, раза 2 - 3 в неделю. То приходит так называемый "фининспектор", делает чуть ли не обыск, выясняя, не шьёт ли хозяйка одежду "на сторону" и не скрывает ли доход от органов. То приходит другой инспектор, рыщет по стайкам и сараям, выискивая, не держат ли хозяева корову или поросёнка, не платя за это налог. То приходит с малярийной станции медработница, каждому в рот кладёт противомалярийную таблетку, то раздаёт какие - то горошины от дизентерии, то предупреждают, что к такому - то дню нужно всей семье собрать коробочки с калом, а потом в назначенный день собирает по всей улице эти коробочки в хозяйственную сумку. Поскольку жили в окружении болот, а водокачек до определённого момента не было, пользовались болотной водой для питья.

Прабабушка воду тщательно кипятила, и никто в нашем роду никогда не болел дизентерией, а вот местное население относилось к санитарно-гигиеническим требованиям спустя рукава, и дизентерия иногда со смертельными случаями прямо косила народ. И малярия была серьёзной проблемой для населения.

Опять же из-за болот. Малярией болела половина населения. Зато моей бабушке болота доставляли только эстетические чувства. Весной, после таянья снега болота до краёв наполнены коричневой, настоянной на торфе водой до самых краёв. В этой воде отражается небо со светлыми облаками. Вскоре из воды вытягивается множество стеблей болотного растения калужницы. У неё сочная тёмно - зелёная листва и ярко - жёлтые цветы. Когда цветет всё болото - это очень красиво; затем калужница исчезает, начинается брачный период у лягушек. Уже начало лета, и на ночь от жары открывается окно и вставляют лёгкую раму с марлей от гнуса. Семья ложится спать, на улице светит луна. Вдруг слышится одиночный "квак" лягушки. Тут же откликаются ещё несколько голосов, и через минуту уже всё болото стонет от "пения" сотен лягушек. Вам может показаться, что это неприятно для "изысканного" человеческого слуха. Нет! Можно до пол - ночи лежать и слушать этот удивительный концерт с удовольствием. Замолкают лягушки лишь под утро.

7. Память сердца

Прошло уже много лет.

Давно умерли прабабушки и прадедушки, одни из эвакуированных, не вернувшиеся в Керчь. Дело в том, что сразу после войны прабабушка заболела туберкулёзом, это задержало отъезд.

Слава Богу, всё обошлось, её смогли излечить от недуга. За это время они привыкли к Сибири, прабабушке понравилась зима с морозами до пятидесяти градусов, и они остались. Но тоска по родине, конечно, была. Прадед часто вспоминал, как на керченском приморском бульваре каждый вечер играл вальс "Грёзы" Эбана духовой оркестр моряков в белоснежных парадных морских кителях и в фуражках с "золотом". Прадед попросил у капельмейстера ноты этого вальса для переложения в своём оркестре на народные инструменты, но началась война, он привёз ноты в Колпашево, всю жизнь мечтал отослать их в оркестр народных инструментов имени Гуляева, для того, чтобы этот знаменитый оркестр исполнил любимый вальс, но так и не осмелился. А однажды, уже в конце жизни он, расплакавшись, порвал эти ноты и выбросил.

А свою родную Керчь они помнили всегда.

Как-то, осенью пятьдесят третьего года прадедушку Володю за хорошую работу премировали живым поросёночком, маленьким, хорошеньким. Надо сказать, что премии часто были такие: в январе сорок пятого года "премирован американским одеялом за хорошую работу" в мае сорок четвертого года "за хорошую работу премирован отрезом на костюм", в январе сорок шестого - "премирован за хорошую работу комбинезоном", и т. п. Это я привела записи из трудовой книжки прадедушки. Но вернёмся к поросёнку. Прадеды не знали, что с ним делать. В Крыму никогда поросят их семьи не держали и они не умели это делать. Соседки уверили прабабушку Веру, что при их консультации поросёнок вырастет. И правда, он вырос и был по размерам приличным. Стайки для скотины у них не было, но прадед отделил в холодной кладовке угол для него, набил соломой и поросёнок жил, зарывшись в солому. Но в лютые морозы он всё же обморозил себе уши и кожу на спине. А однажды, вырвавшись из своего закутка, чуть не опрокинул бабушку, сидящую в сенях на горшке. В марте пятьдесят четвертого его забили на мясо, прабабушка наделала колбас, и когда они жарились в духовке на противнях, распространяя на всю округу невиданный запах чеснока и жарящегося мяса, по какому-то делу зашел Пико Христофориди. Он потянул носом воздух и, остолбенев, воскликнул: "Вера! Это что? Домашняя колбаса?". Прабабушка приоткрыла тайну и сказала, что готовит угощение к особому случаю.

И вот, 10 апреля 1954 года были созваны гости, впервые после окончания войны. Прабабушка к этому случаю сшила из белого простынного полотна "парадную" скатерть с семейным вензелем, 12 салфеток, накрыла стол "по-европейски": сыр, балык осетровый, нарезанный тонкими ломтиками, заливное мясо, огурчики-пикули, что-то ещё. И на горячее - румяная, с хрустящей корочкой, брызгающая жиром домашняя колбаса с пюре.

Гости - вся семья Христофориди и ещё несколько не уехавших пока керчан. Поднялся прадедушка со стаканом вина в руке (фужеров ещё не было; водки в доме не держали) и сказал, что они (с прабабушкой) для своих земляков устраивают праздник, т. к. именно в этот день, 10 апреля 1944 года была окончательно освобождена их родная Керчь от немецко-фашистских захватчиков. Все были ошеломлены, кто-то прослезился.

8. Переезды

В 1981 году моя бабушка решилась уехать на заработки в Приморский край.

Там же моя мама нашла своего мужа - Оськина Николая Владимировича - в 1987 году. Через 3 года родилась моя старшая сестра - Оськина Регина Николаевна, а еще через три года родился Я.

Через год после моего рождения мои родители разошлись и мы уехали оттуда на Кубань, и поселились в хуторе Латыши. Там прошло мое детство, но его вспоминать не очень хочется в этом реферате. Но пару слов о нем я все-таки скажу.

Бабушка в то время устроилась на работу на местную ферму, лаборантом. Там же она и проработала около 3 лет, после чего ферму закрыли, поэтому бабушка начала заниматься домашним хозяйством. У нее был большой огород и много всякой живности, за которой нужно было все время смотреть и ухаживать за ней.

На этом фрагменте я пожалуй остановлюсь.

Когда мне едва стукнуло 6 лет, мы снова переехали в город Тихорецк и снимали некоторое время там квартиру. Через 2 или 3 года мама нашла себе ухажера, который до сих пор живет с ней. Он дал нам крышу над головой и лично мне он стал истинным отцом, в отличии от биологического.

Там же в городе Тихорецке я окончил 11 классов в школе №4. Школьные годы это самое веселое время, которое я только помнил! После я поступил в НПИ и сейчас там учусь и хочу оправдать надежды моих родителей, в отличии от моей сестры.

Наверно, именно на этом я и прервусь.

Заключение

Наша семья дружная и крепкая. Мы часто встречаемся, помогаем друг другу, и очень счастливы вместе. У нас есть свои устоявшиеся традиции. Дни рождения мы встречаем с конкурсами, играми, призами. Подарки готовим с вечера, чтобы именинник, открыв глаза, сразу увидел желаемое.. А в новогоднюю ночь, как только часы пробьют 12, на пороге обнаруживается огромный мешок с подарками для всех. Новый год мы отмечаем вместе с бабушками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков. Еще одна традиция - поездки на море летом. Мы очень любим, когда мама читает нам интересные книги. Такие вечера бывают очень приятными. По ходу дела мы обсуждаем прочитанное, это так интересно. Мы постоянно ходим в гости к бабушкам. Традиций в нашей семье много, кое-что пытаемся перенять от старших поколений. Моя семья - это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья - это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.

Список литературы

Домашние архивы, воспоминания родных, собственные воспоминания и другие подобные источники.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать