Методика обучения школьников правилам дорожного движения

Методика обучения школьников правилам дорожного движения

58

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретический анализ методической литературы по правилам дорожного движения

1.1. История дорожных знаков

1.2. Методика обучения школьников правилам дорожного движения

Глава II. Разработка методического пособия по запрещающим знакам и знакам приоритета

2.1. Развернутые сценарии уроков

2.2. Планы уроков по технологии

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Правила дорожного движения Российской Федерации - это основной закон, регулирующий взаимоотношение всех участников дорожного движения: от рядового автолюбителя до инспектора ДПС. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в ПДД.

Важно знать, что отличное знание правил дорожного движения или ПДД поможет Вам чувствовать себя уверенно не только при вождении автомобиля, но и при встрече с инспекторами ГИБДД. С раннего детства необходимо прививать основы знаний ПДД.

Правильное истолкование и соблюдение дорожных знаков, разметки и пунктов правил дорожного движения (ПДД) необходимо не только для уверенного вождения автомобиля, но и позволяет принять правильное решение в критической ситуации на дороге, и, что гораздо важнее, это поможет Вам зачастую избегать таких ситуации. Основные принципы ПДД одинаковы во всех странах мира. Знание правил дорожного движения позволяет уверенно ездить не только у себя дома, но и за рубежом.

Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Исходя из этого, выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом работы является изучение правил дорожного движения и техники его регулирования.

Предметом работы является проектирование наглядного пособия по запрещающим знакам.

Целью является разработка и изготовление методического пособия по правилам дорожного движения.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:

1. В содержание обучения будут введены изучение правил дорожного движения.

2. Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические пособия.

3. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

Задачами курсовой работы являются:

1. Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы.

2. Разработать методическое пособие по правилам дорожного движения.

Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:

1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по данной работе.

2. Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1. ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур - половецкую бабу - можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия - в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.

Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.

Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.

Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа.

Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.

Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы - «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».

Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Данной конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

После ратификации Конвенции на улицах российских городов появились первые дорожные знаки. Однако автомобилисты не обращали на них внимания.

В 1921 году при Лиге Наций была создана специальная Комиссия по автомобильному движению, по инициативе которой в 1926 г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», для предупреждающих знаков ввели треугольную форму. Четыре года спустя в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В 1927 году в Советском Союзе были стандартизированы и введены в действие шесть дорожных знаков. В 1933-м к ним добавилось еще 16 и общее число составило 22. Любопытно, что дорожные знаки того времени подразделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной - в неё входило 12 знаков. В их числе был знак, предупреждающий о приближении к опасности, не предусмотренной предупреждающими знаками. Он представлял собой треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота символизировала прочие опасности. Фантазия водителя могла нарисовать на белом поле все, что угодно.

В дополнение к предупреждающему знаку «Железнодорожный переезд» с изображением рельс вводится знак «Неохраняемый железнодорожный переезд» с изображением паровоза с большой дымовой трубой, из которой идет дым. Символ паровоза изображен с опорными буферами спереди и сзади, на четырех колесах и без тендера.

Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника.

В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне.

В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые типовые Правила и перечень типовых знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака. Предупреждающие знаки имели форму равностороннего треугольника жёлтого цвета с чёрной, позже красной, каймой и символами синего цвета. Запрещающие знаки имели форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета и символами чёрного цвета. Указательные знаки имели форму круга жёлтого цвета с чёрной каймой и символами чёрного цвета.

В пустом поле знака «Прочие опасности» появляется восклицательный знак "!". Знак получает название «Опасность». Треугольник устанавливается в местах производства дорожных работ, крутых подъёмов, спусков и прочих опасностей, где необходима особая осторожность при движении транспорта. В населенных пунктах знак ставится непосредственно у места опасности, на загородных дорогах - на расстоянии 150 - 250 метров.

Пять знаков в Правилах имели название «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево - направо только при красном сигнале светофора. Еще три - при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом. Эти знаки использовались вплоть до появления светофоров с дополнительными секциями в 1961г.

Нельзя не остановиться на любопытной подробности: из перечня предупреждающих знаков пропал знак «Неровная дорога». Представляется затруднительным объяснить изъятие этого знака из обращения: то ли все дороги стали ровными и в таком знаке отпала необходимость, то ли все дороги были настолько ухабистые, что установка знака была просто бессмысленной. Знак «Неровная дорога» вновь появляется в перечне знаков только в 1961 году.

После окончания Второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 г. в Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый «Протокол о дорожных знаках и сигналах», базировавшийся на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента.

В Протоколе были даны рекомендации по размещению знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков предусматривался белый или жёлтый фон, для предписывающих - синий. Протоколом предусматривалось 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 2 предписывающих и 9 указательных знаков.

К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих - до 22, указательных - до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной.

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел.

Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы.

Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог.

Знак "Место поворота для движения в обратном направлении" приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных.

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение».

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

В 1965 году впервые появляется знак "Регулируемый перекресток (участок дороги)". Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности - с первым поворотом направо и с первым поворотом налево.

В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак "Крутой подъем". Величина уклона в процентах указывается на знаках.

Знак "Пересечение дорог" стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой.

В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка.

Знак «Сужение дороги» получил три разновидности, обозначающие сужение с обеих сторон, справа или слева.

В группу предупреждающих добавились знаки, предупреждающие о пересечении с трамвайной линией, выезде на набережную, движении по участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колёс, падению камней на горных дорогах, участкам с боковым ветром.

Значительные изменения претерпела и группа запрещающих знаков. Был введён новый знак «Остановка запрещена», применяемый до сих пор, прежний знак «Остановка запрещена» стал запрещать стоянку.

Знак «Проезд без остановки запрещён» получил форму правильного восьмиугольника красного цвета с белой надписью «STOP» на английском языке. Этот знак был введён в Конвенцию 1968 г. и Правила дорожного движения из американской практики.

Знак «Конец зоны всех ограничений» получил белый фон с серой каймой и несколькими наклонными полосами серого цвета. В новых правилах появились его разновидности, отменяющие запрет обгона и ограничение максимальной скорости.

Проезд узких участков дорог стал определяться знаками «Преимущество в движении встречных транспортных средств» и «Преимущество в движении перед встречными транспортными средствами».

Первый знак был включён в группу запрещающих, второй - указательных.

В группу предписывающих добавился знак, обозначающий дорожку для пешеходов, а также знаки, ограничивающие минимальную скорость.

Наибольшие изменения претерпела группа указательных знаков. Прежде всего, появились знаки, обозначающие скоростную дорогу и дорогу с односторонним движением. Важнейшим новшеством стало появление знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта».

Знаки, выполненные на белом или жёлтом фоне, информировали о движении через населённый пункт, в котором действуют требования правил, устанавливающих порядок движения в населённых пунктах. Знаки с синим фоном информировали, что на данной дороге не действуют правила, устанавливающие порядок движения в населённом пункте. Такие знаки устанавливались на дороге, проходящей через небольшие населённые пункты сельского типа, застройка которых располагалась далеко от дороги, а пешеходное движение носило эпизодический характер.

Знаки дополнительной информации получили белый фон с изображениями чёрного цвета. Табличка, указывающая направление поворота, получила красный фон.

В 1980 г. был введён новый стандарт «Дорожные знаки». С некоторыми изменениями он действовал до 1 января 2006 г.

В группу предупреждающих знаков из группы средств дополнительной информации были переведены знаки «Приближение к железнодорожному переезду», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога» и «Направление поворота». Последний получил третью разновидность, устанавливаемую на Т-образных перекрёстках или разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать