Методика обучения школьников правилам дорожного движения
p align="left">Две разновидности знака «Животные на дороге» стали самостоятельными знаками «Перегон скота» и «Дикие животные».

Появились новые предупреждающие знаки: «Пересечение с круговым движением», «Низколетящие самолёты», «Туннель», «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Появилась новая группа дорожных знаков - знаки приоритета, устанавливающие очерёдность проезда перекрёстков и суженных участков дорог. Знаки этого раздела раньше находились в других группах.

Большие изменения произошли в группе запрещающих знаков. Знак «Автомобильное движение запрещено» стал называться «Движение механических транспортных средств запрещено», появились знаки, ограничивающие длину транспортных средств и дистанцию между ними.

Наиболее значительным новшеством стало появление знака «Таможня», запрещающего проезд без остановки у таможни (контрольного пункта). Слово «таможня» на знаке написано на языках приграничных стран.

Знак «Стоянка» запрещена получил две разновидности, запрещающие стоянку по нечётным и чётным числам. Их появление позволило облегчить задачу организации уборки снега в зимнее время.

Самой многочисленной группой знаков стала информационно-указательная. Знаки, информирующие о расположении различных объектов сервиса, были выделены в самостоятельную группу - знаков сервиса.

В информационно-указательной группе появилось немало новых знаков. Прежний знак «Скоростная дорога» стал обозначать дорогу, предназначенную для движения исключительно автомобилей, автобусов и мотоциклов. Для обозначения скоростных дорог был введён новый знак «Автомагистраль».

Появились знаки, обозначающие направление движения по полосам, начало и конец дополнительных полос на подъёме.

Новый дорожный знак «Рекомендуемая скорость» стал обозначать рекомендуемую скорость движения на городских улицах, оборудованных автоматизированными системами регулирования дорожного движения и на опасных участках дорог, обозначенных предупреждающими знаками.

Новая группа знаков применялась на дорогах с полосами, выделенными для встречного движения маршрутных транспортных средств, обозначала:

· место их остановки,

· подземные и надземные пешеходные переходы,

· направление объезда закрытого для движения участка дороги.

Новый знак «Схема движения» стал применяться для обозначения маршрута движения при запрещении на перекрёстке отдельных манёвров или указания разрешённых направлений движения на сложных перекрёстках.

В группу информационно-указательных знаков переведена табличка «Стоп-линия».

Очередные изменения произошли в 1987 г. Группа запрещающих знаков дополнена знаком «Опасность», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией и другой опасностью.

Знак «Проход закрыт» стал называться «Движение пешеходов запрещено».

В группе информационно-указательных знаков появились знаки, а также знаки, информирующие об организации движения при ремонте дороги с разделительной полосой, а также знаки, обозначающие дорогу с реверсивным движением.

В группе знаков дополнительной информации (табличек) появилась табличка «Влажное покрытие», обозначающая, что знак действует только в тот период времени, когда покрытие проезжей части влажное, а также таблички, распространяющие или отменяющие действие знаков на автомобили инвалидов.

Следующее обновление дорожных знаков произошло в 1994 г. Оно связано с введением в правила дорожного движения нового раздела, регламентирующего движение в жилых зонах и на дворовых территориях, а также знаков, регламентирующих движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В 2001 г. в группа знаков сервиса была дополнена двумя новыми знаками: «Пост дорожно-патрульной службы» и «Пост контроля международных автомобильных перевозок».

В конце 90-х гг. началась разработка нового стандарта «Знаки дорожные», содержащего значительные изменения в действующей системе знаков. Он вступил в силу с 1 января 2006 г. Основная цель этих изменений - привести отечественный стандарт, определяющий номенклатуру дорожных знаков, в более точное соответствие с Международной конвенцией 1968 г.

Группа предупреждающих знаков дополнилась тремя новыми знаками: знак «Искусственная неровность», обозначающий искусственную неровность для принудительного снижения скорости, более известную как «лежачий полицейский», знак «Опасная обочина», предупреждающий, что съезд на обочину представляет опасность и знаком «Затор», предупреждающим водителей о заторах в дорожном движении.

Последний знак должен применяться, в частности, при проведении дорожных работ и устанавливаться перед перекрёстком, на котором возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор.

Группа знаков приоритета дополнилась разновидностями знака «Пересечение со второстепенной дорогой», показывающими пересечение под острым или прямым углом. Необходимо отметить, что эти разновидности знака существовали в Правилах дорожного движения до 1980 г. Группа запрещающих знаков дополнилась знаком «Контроль», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств без остановки перед постом контроля - посту милиции, приграничном переходе, въезде на закрытую территорию, пункте оплаты проезда на платных магистралях.

Изменилось изображение на знаке 3.7 «Движение с прицепом запрещено», но значение знака осталось прежним. Знаки «Обгон запрещён» и «Обгон грузовым автомобилям запрещён» стали запрещать обгон всех транспортных средств, в том числе одиночных, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.

Группа предписывающих знаков освободилась от знака «Движение легковых автомобилей». По своему значению он был аналогичен знаку «Движение грузовых автомобилей запрещено», но, в отличие от последнего, запрещал движение немеханических транспортных средств (велосипедов, мопедов, гужевого транспорта). Изменилась конфигурация стрелок на знаках «Движение направо» и «Движение налево».

Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.

В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения: «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Дорога с односторонним движением», «Реверсивное движение» и другие.

Появились варианты знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта» с белым фоном, на которых к названию населённого пункта добавлено символическое изображение силуэта средневекового города. Такой знак должен устанавливаться перед застроенной территорией, не входящей в состав населённого пункта, например, перед дачными посёлками.

В этой же группе появилось несколько новых знаков. В частности, появился знак, обозначающий искусственную неровность, устанавливающий скоростной режим на отдельных полосах многополосной проезжей части.

В группе знаков особых предписаний появились зональные знаки, обозначающие пешеходную зону, зону разрешения или запрета стоянки и ограничения максимальной скорости. Зона действия ограничивалась «отбойными» знаками, ограничивающими конец указанной зоны. В группу информационных знаков включены прежние информационно - указательные знаки, обозначающие место и зону для разворота, место стоянки, пешеходные переходы, предварительные указатели направлений, указатели объезда закрытого для движения участка дороги. В этой группе также появились новые знаки: знак, обозначающий полосу для аварийной остановки, например, на горных дорогах, а также знак, информирующий водителей, въезжающих на территорию России об общих ограничениях скорости. В группе знаков сервиса теперь не 12, а 18 знаков. Новые знаки: «Милиция», «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении» и «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Бассейн или пляж» и «Туалет».

В группе знаков «Дополнительной информации» появились таблички, которые в сочетании со знаком «Место стоянки» обозначают перехватывающие стоянки, совмещённые со станциями метро или остановками наземного городского транспорта а также табличка «Тип тележки транспортного средства», применяемая со знаком, ограничивающим нагрузку на ось, для указания числа сближенных осей транспортного средства, для каждой из которых приведённая на знаке величина является наиболее допустимой.

Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки.

Если в 1903 г. на дорогах нашей Родины применялось всего 4 дорожных знака, предупреждавших водителей самоходных транспортных средств о возможной опасности, то в настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентирующих практически все стороны дорожного движения.

1.2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом школьном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение -- потребностью человека.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.

Задача заведующего школьным учреждением -- организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в школе, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Обучение школьников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них, должны знать следующие основные правила для пешеходов и пассажиров:

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где их нет,-- по краю проезжей части (вне населенных пунктов -- навстречу движению транспорта). Все участники движения обязаны быть внимательны к окружающей обстановке и ее изменениям; взаимно предупредительны, не создавать помех движению. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет,-- на перекрестках улиц по линии тротуаров или обочин. При наличии пешеходных тоннелей или мостиков -- пользоваться только ими. Автомобильную дорогу вне населенного пункта разрешается переходить под прямым углом только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны. Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должна убедиться, что это безопасно; запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо обходить всегда спереди. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или разрешающем жесте регулировщика, стоящего к пешеходам боком. Ждать автобус, троллейбус трамвай, такси нужно на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, -- на тротуарах (обочине дороги). Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на территории игровых площадок.

Для выполнения правил дорожного движения пешеходам необходимо знать некоторые дорожные знаки. В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам. Необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете школьного учреждения должны быть подобраны методическая и художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы. Необходимый материал постепенно накапливается и непосредственно в группе, где дети могут свободно использовать его на уроках, закрепляя полученные ранее знания.

На производственных педагогических совещаниях следует обсуждать такие вопросы: анализ детского дорожно-транспортного травматизма в районе (городе, поселке); организация и планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения; обязанности пешеходов и пассажиров;

передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице; требования, предъявляемые к воспитателям при передвижении с группой детей по улицам и дорогам. На видном месте, в специально оформленном уголке под рубрикой «Что должен знать педагог» следует вывесить правила, знание которых необходимо каждому воспитателю.

На родительских собраниях и конференциях могут быть обсуждены следующие вопросы:

1. Дисциплина на улице -- залог безопасности пешеходов.

2. Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют.

3. Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма и меры его предупреждения.

4. Роль взрослых в обучении детей правилам поведения на улицах.

Кроме того, активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (строительство автогородков, автоплощадок, изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

Большую помощь школьным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники ГАИ УВД области, района, города. Их непосредственное участие в занятиях, играх на автоплощадках делает эти занятия для детей более интересными, и они легче запоминают необходимые правила.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ЗАПРЕЩАЮЩИМ ЗНАКАМ И ЗНАКАМ ПРИОРИТЕТА

2.1. РАЗВЕРНУТЫЕ СЦЕНАРИИ УРОКОВ

Сценарий урока №1

Тема: Знаки приоритета

Класс: 11

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомиться с понятием о знаках приоритета.

2. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

3. Развитие дорожной грамотности детей.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

1. Знать понятий о знаках приоритета.

2. Формировать в себе мотивационно-поведенческую культуру в условиях общения с дорогой.

Воспитательные цели уроков: Знание знаков приоритета при управлении транспортным средством, позволит избежать несчастных случаев.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, стенды, кинофильмы и оборудование школьных мастерских.

Литература:

1. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007 г.

2. Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006 г.

Место проведения: Школьная аудитория.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Для чего необходимы знаки приоритета?

Ученики: Помогают водителям устанавливать, кто проедет по дороге первым.

Учитель: Правильно!

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Учитель: А какие знаки приоритета вы знаете?

Ученики: Главная дорога, Уступите дорогу...

Учитель: Да, правильно! Все перечисленные вами варианты являются знаками приоритета...

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Поэтому сейчас, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Знаки приоритета» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель:

Сегодня мы познакомимся со знаками приоритета и разберем их подробнее.

Учитель: А что означает знак «Главная дорога»?

Ученики: Означает, что у данной дороги имеется преимущество...

Учитель: Правильно!

Учитель: Знак 2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предос-тавлено право преимущественного проезда нерегулиру-емых перекрестков.

Учитель: Существует также и знак, который информирует о том, что главная дорога заканчивает свое действие. Это знак 2.2 «Конец главной дороги».

Учитель: Знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» говорит о том что главная дорога пересекается со второстепенной по значимости дорогой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать