1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:
а) начало текста;
б) ключевые слова, ключевые предложения и др.
2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):
а) указать синтаксические особенности текста:
количество предложений;
преобладающие типы предложений;
способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;
б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):
порядок слов (чередование данного и нового и др.);
ударение (расставить ударения для чтения);
логический повтор;
местоимения;
союзы и др.
3. Определить стиль текста:
а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;
б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);
в) отметить стилистические средства:
фонетические;
лексические;
словообразовательные (морфемные);
морфологические;
синтаксические.
4. Орфографический и пунктуационный комментарий. [Бабайцева 1997:58].
Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапов в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.). [Львова 1997:51-54].
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных курских писателей - Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов курских поэтов:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей…
А.Фет
Ночь. Не слышно городского шума…
А.Фет
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
Отовсюду летят и мчатся,
Звенит повод, скрепит подпруга, -
Это стягиваются домочадцы,
Что не знали в лицо друг друга…
Н.Асеев
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Покатилось над рощей немою…
А.Фет
Город Курск на веков гряде,
Неподкупный и непокорный…
Н.Асеев
При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:
Соловьями наш край знаменит,
Он не знает безделья и скуки,
Он, должно быть, и кровь пламенит,
И хрустальными делает звуки… Н.АсеевНа заре ты ее не буди,На заре она сладко так спит;Утро дышит у ней на груди… А.ФетПри изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:Город Курск стоит на горе,Опоясавшись речкой Тускорь.Хорошо к ней слететь в январе На салазках с крутого спуска.Хорошо, обгоняя всех,Свежей кожею щек зазяблых… Н.АсеевКлубятся тучи, млея в блеске алом,Хотят в росе понежиться поля… А.ФетПри изучении темы «Н и НН в разных частях речи» мы рекомендуем использовать отрывки из стихотворений известной русской советской поэтессы Е. А. Благининой:Зима негаданно, нежданноПришла на черные поля.Еще вчера была туманнаДождем одетая земля…Кроме этого можно приводить в пример ученикам следующие строки при изучении других тем:Я умею одеваться,Если только захочу.Я и маленького братцаОбуваться научу.Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки:Через Сейм деревянный мост,Место праздничных поздних гуляний,Соловьиный передний постНа ракитовой лунной поляне… Н.АсеевПусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,Рабы, как я, мне прирожденных числ,Но лишь взгляну на огненную книгу,Не численный я в ней читаю смысл… А.ФетМногие учителя отмечали, что именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, что это такое поэтический текст.Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Курской области, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на наш взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.Важным критерием при отборе тестов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками их них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться. § 3. Факты истории и биографии знаменитых курянИспользование произведений курских писателей дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона.Но кроме этого нам представляется, что использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о крае. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить внимание школьников. Например, можно познакомить с биографиями следующих людей:1. Авдеева Е. А. (1789 - 1865) - прозаик, издатель русских народных сказок, писательница.2. Асеев Николай Николаевич (1869 - 1963) - поэт.3. Благинина Е. А. (1903 - 1989) - русская советская поэтесса.4. Богданович И. Ф. (1743 - 1805) - русский поэт.5. Воробьев К. Д. (1919 - 1975) - писатель.6. Голиков И. И. (1735 - 1801) - купец, историограф, писатель.7. Дейнека А. А. (1899 - 1969) - живописец, график, монументалист, скульптор.8. Денисевич Г. В. (1901 - 1981) - ученый-диалектолог.9. Ерофеев В. И. (1937) - художник, живописец.10. Носов Е. И. (1925) - выдающийся русский советский писатель.11. Овечкин В. В. (1904 - 1968) - русский советский писатель.12. Ольшанский К. Ф. (1915 - 1944) - Герой СССР.13. Перекальский С. Н. (1896 - 1943) - подполковник, Герой СССР.14. Плевицкая (Винникова) Н. В. (1879 - 1940) - певица русской эстрады, исполнительница русских народных песен, писательница.15. Румянцев - Задунайский П. А. (1725 - 1796) - первый курский наместник, генерал-фельдмаршал.16. Сальников П. Г. (1926) - писатель.17. Свиридов Г. В. (1915) - композитор, пианист.18. Щепкин М. С. (1788 - 1863) - выдающийся русский актер.19. Юдин Ю. И. (1936) - филолог, фольклорист.При изучении фольклора Курской области на уроках, например, литературы можно упомянуть о Юдине как собирателе и исследователе фольклора, при проведении работы по исправлению диалектных ошибок в произношении - о Денисевиче (например, составить для учеников текст с характерными диалектными особенностями Курской области про него и предложить исправить).Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Надежды Плевицкой:Надежда Плевицкая - выдающаяся певица русской эстрады - родилась в селе Винниково Курской губернии в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Она была девятой в семье солдата, и поэтому с раннего возраста вынуждена была заниматься непосильным крестьянским трудом.Однако ей было суждено не только работать в родном селе, чтобы не умереть с голоду, но и, став знаменитой, объехать полмира.
Начав выступать в Киеве, Плевицкая потом побывала в Германии, Чехословакии, Сербии, Прибалтике, Франции и США.
Тексты подобного содержания желательно подготовить про Голикова, Перекальского, Свиридова (как представителей различных сфер деятельности).
Кроме цельных текстов как групповых заданий использование карточек и тестов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся представляется нам не менее важным. Например, карточки со следующим заданием:
Расставить предложения в правильном порядке1. У него была обширная библиотека. 2. Известный русский поэт Ипполит Федорович Богданович последние годы жизни провел в Курске. 3. Она была местом, в котором собирались друзья и единомышленники поэта. 4. Для него поэт был непререкаемым авторитетом. 5. Пользовался библиотекой Богдановича и юный Миша Щепкин - будущий выдающийся актер.Или тест1. Отметься слово, которое нужно вставить в предложение:Первый курский наместник, генерал-губернатор Румянцев-Задунайский славился своей …а) медлительностью в) медлитильностьюб) мидлительностью г) медлительнастью2. Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по смыслу:Замечательный писатель Евгений Носов всегда обращал … на мелочи
а) свой взгляд в) точку зрения
б) внимание г) воззрения
И так далее.
§ 4. Лингвистическое краеведение в школеУсвоить основы школьной лингвистики - значит получить представление о единицах языка (текст, предложение, словосочетание, слово, морфема и фонема) и усвоить их классификации, а также правила функционирования в речи.
Как отмечают методисты, важнейшая цель лингвистического образования - свободное владение родным языком - успешнее может быть достигнута там, где «знание норм кодифицированного варианта счастливо дополняется умением черпать из живого источника народной речи, умением слушать и слышать звучащее слово современников». [Благова 1993:7].
Объединяя лингвистическую теорию с повседневной практикой ученика, региональный компонент позволяет вывести урок на производство, в краеведческий музей, местные библиотеки, писательские объединения, т.е. сделать его живым и интересным не только для будущего филолога.
Живое слово курян как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное исследование (анализ материлов местной прессы, художественной литературы, речевых особенностей и географических названий своей местности) - это не только живой и интересный труд, но и возможность сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия.