Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период

Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психолого-Педагогический

Кафедра Методик преподавания

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Студентки

Курса 03 Группа ЗНК 6-03

Микульските Снежаны Игоревны

Преподаватель

Анафиева Эльзара Ризаевна

Симферополь 2005-2006 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.1 Основные задачи добукварного периода

1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»

1.2.1 Работа со звуками

1.2.2 Звуковые схемы

1.2.3 Работа со слогом, слогоделение

1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников

2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»

2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы - формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период - одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте.

Объект исследования - процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Предмет исследования - методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Цель - раскрыть методику работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.

Задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

2. Рассмотреть вариантность дидактического материала.

3. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

4. Показать систему работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

Гипотеза - изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

Методы исследования:

1. Теоретический - анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой области.

2. Социолого-педагогический - анализ письменных работ учащихся;

3. Статистический - обработка полученных в ходе эксперимента данных.

4. Метод моделирования - составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.1 Основные задачи добукварного периода

В добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с формированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:

- речь состоит из предложений;

- предложения состоят из слов;

- в предложении может быть одно и больше слов;

- слово можно разделить на слоги;

- один из слогов в слове является ударным;

- слово можно разделить на звуки;

- звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.

Учащиеся должны уметь:

- выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические модели предложений;

- членить предложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;

- различать на слух и в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;

- анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, определять ударный слог в двусложных словах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;

- подбирать (составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.

На завершающем этапе добукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формирование у первоклассников следующих аналитико-синтетических умений:

- правильно произносить все звуки русского литературного языка;

- распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;

- называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];

- различать на слух и по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука гласного, их произносить, выделяя из слов;

- образовывать слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;

- делить на слоги двух-трехсложные слова и определять ударный слог;

- называть последовательно звуки в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков, произношение которых совпадает с написанием;

- подбирать слова, соответствующие предложенной модели.

Перечисленные умения, полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетних первоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.

1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»

1.2.1. Работа со звуками

Все богатство звуковых различий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они не могут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.

В школьном обучении приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные звуки, различать их на слух и произносить».

Абстрагирование и различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.

На уроках обучения грамоте следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильно произносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны языка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных звуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, с и ц, р и л.

Хотя раздел «Звуки и буквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он является основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этот период формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются и углубляются.

Основная задача этого раздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической - развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их графически.

Все это не так просто для ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.

Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.

Необходимы упражнения в сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.

Такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях по рассматриваемому разделу программы.

Идет ли речь о гласных и согласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих, твердых и мягких согласных - всегда необходимо применять указанные приемы работы. Здесь полезны такие упражнения:

1. Сколько звуков в словах мама, мать, кот.

2. Произнесите звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.

3. Произнесите в словах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.

4. Произнесите мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.

Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого.

1.2.2 Звуковые схемы

Необходимо особо подчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.

В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в современном школьном обучении. Например,

- согласный твердый;

- гласный звук;

- слияние гласного с твердым согласным;

- согласный мягкий;

- слияние гласного с мягким согласным.

- норы.

- гласный;

- согласный твердый;

- согласный звонкий мягкий;

- согласный твердый глухой;

- согласный звонкий твердый;

- согласный мягкий звонкий;

- согласный мягкий звонкий.

Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.

Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы], [и], [э]), а букв - 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком - йотом.

В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», то есть конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди стоящие гласные буквы.

1.2.3 Работа со слогом, слогоделение

При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.

«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.

Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку»

На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас-тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные.

Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога.

1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов

К звуковому анализу следует приступать после того, как у детей будут сформированы представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требует от учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, на осознанной их классификации.

Формируя у шестилетних учащихся навыки звукового анализа слов, сначала обучаем их делить слова на слоги и строить их слоговые модели: дуб , липа , береза . Одновременно с делением слов на слоги ознакомляем детей с ударением. Ударный слог среди безударных в русском языке выделяется силой голоса и длительностью звучания. Чтобы ударный слог был лучше слышен на фоне безударных, следует произносить слово слитно, подчеркивая его голосом, и ни в коем случае не «растягивать» слова.

Школьников можно обучать определению ударения в словах, подчеркивая ударный звук (слог) не только силой голоса, но и высотой тона. Ударный слог слышится особенно выразительно, если слово произнести с вопросительной интонацией. При этом силовое ударение сливается с высотным, что ведет к значительному повышению тона на ударном слоге. Следует для этого предложить ученику: «Произнеси слово так, как будто ты его не расслышал и переспрашиваешь: солнце? земля? ромашка?» Дети быстро усваивают этот прием и активно пользуются им во время самостоятельного выполнения упражнений на определение ударений в словах.

Для выполнения упражнений на построение слоговых моделей слов с определением ударного слога целесообразно изготовить для каждого учащегося три сигнальные карточки, каждую на бумаге другого цвета:

Наличие у всех учащихся таких карточек позволит учителю проводить устные словарные диктанты-задания: разделить слова лес, орех, липа, дуб, трава, лето, сосна, клен на слоги, определить в них ударение и показать соответствующую карточку.

Параллельно следует предлагать детям и задания обратного характера: подобрать и назвать слова, которые бы соответствовали данной модели. Получив, например, модель , дети самостоятельно подбирают двусложные слова с ударением на втором слоге. Задания такого вида можно предлагать как в индивидуальной, так и коллективной форме, по вариантам, с элементами соревнования по рядам, например: придумайте побольше слов, которые бы соответствовали данной модели:

І ряд ІІ ряд ІІІ ряд

Учитель может и не называть слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое задание требует от учащихся назвать изображение предмета про себя, определить ударение, разделить на слоги и назвать ударный.

От слогового анализа переходят к звуковому. Звуковой анализ слов начинается с частичного: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: стол, лес, карась, сосна, ивы, клен.

Для полного звукового анализа сначала подбираются слова, состоящие из двух звуков, произносимых при невысокой степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными для звукового анализа являются слоги-слияния типа «сг», «с/г”. Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих в них звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующего гласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем же согласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились для произнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяется артикуляционными особенностями последующего гласного.

Несмотря на сложность аналитических действий со слияниями «сг», «с/г», которые являются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога и слова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления с буквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен на слух проанализировать их - назвать звуки, которые произносятся в них.

Начинать эту работу целесообразно на основе сопоставления слияния «сг» с соответствующим обратным звукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие пары звукосочетаний, устанавливают место гласного и согласного в каждом из них, строят звуковые модели:

Выделению и членению слияний на отдельные звуки способствуют следующие упражнения:

1. Сравнение гласного звука и слияний, в состав которых входит этот гласный: [а] и [на], [ра], [ла], [л/а], [с/а]; [о] и [но], [ро], [ло], [л/о], [с/о].

2. Комбинирование одного согласного с разными гласными: [ба], [бо], [бу], [бэ], [бы]; [н/а], [н/о], [н/у], [н/э], [н/и].

3. Подчеркнутое произнесение одного из звуков в слиянии: [с-с-а]; [с-а-а].

4. Синтетические упражнения на образование слогов типа «сг», «с/г», например: образовать слоги из звуков [н], [а] - на, [л/], [о] - ле; [т/], [и] - ти.

5. Аналитические упражнения на определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звуки слышны в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).

От полного анализа двуфонемных слогов переходим к трехфонемным словам типа ура, это, осы, в которых согласный звук стоит в позиции между гласными. После этого анализируются слова типа мак, сон, лось, кот, которые структурно можно рассматривать как «слияние + согласный».

От слов этой структуры переходим к анализу двусложных слов, состоящих из двух слияний: дубы, липа, лоси.

Для построения звуковых моделей на начальном этапе овладения этим навыком применяем графические схемы для трех-четырехфонемных слов. Такие схемы должен иметь каждый ученик. Это прямоугольные карточки, разграфленные с одной стороны на три, а с другой - на четыре клеточки. Каждая клеточка предназначена для одной фишки, символизирующей звук. Карточки-схемы помогают ребенку найти в слове и обозначить соответствующее количество звуков. Практика свидетельствует, что обозначать гласные, твердые и мягкие согласные цветными символами нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, не различая цвета, обозначающего тот или иной звук, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звуков - гласного, твердого и мягкого согласных. Поэтому в букваре гласные звуки обозначены кружочком, твердые согласные - черточкой, мягкие согласные - двумя черточками. Кружочек в сознании ребенка ассоциируется со свободным прохождением струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость, черточка символизирует преграду на пути струи воздуха, а две черточки - сильную, как бы удвоенную преграду, которая возникает при произнесении мягкого согласного по сравнению с парным твердым.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать