Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период
ля упражнений на построение звуковых моделей слов каждый ученик должен иметь, кроме картонных схем, небольшое наборное полотно размером 16 см х 6 см, на котором можно показывать набор звукового состава слов при помощи фишек такой формы:

Для работы около доски необходимо иметь демонстрационное наборное полотно или прямоугольник размером 25 см х 5 см на магнитной доске.

В конце добукварного периода первоклассники должны овладеть звуковым анализом четырех-пяти фонемных слов типа лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки. Некоторым учащимся можно предлагать для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.

Звуковые модели слов на наборных полотнах, фланелеграфах, на картонных фишках имеют такой вид: осы , лоси , слон , малина .

Самостоятельное построение учащимися звуковых и звукослагательных схем слов следует, кроме того, осуществлять в специальных тетрадях в клеточку, которые позже будут использоваться для «печатания» букв, слогов и слов, для выполнения упражнений на звуко-буквенный анализ, графических диктантов. Моделируя звуковую структуру слова в тетради ручкой, на доске мелом, учащиеся могут не рисовать прямоугольник, а заключать схему в квадратные скобки: олень[ ].

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников

В ходе исследовательской работы, в конце добукварного периода было проведено контрольное тестирование двух первых классов школы № 4. 1-А и 1-Б. В каждом классе обучается 30 учеников.

Детям было предложено выполнить такие задания:

1. Проанализировать звуковой состав слов: мак, лес, лето, урок, кран, серп, груши, вишни.

2. Проанализировать слоговой состав слов: хор, танец, дети, поют, клоун.

3. Выделить из слов звуки (в начале и в конце слова): осы, ужи, акация, торт, лен, стол, конь.

4. Из предложенных карточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которые соответствуют следующим признакам:

Голубой, круглый, большой, резиновый, легкий (МЯЧ)

Темная, большая, низкая, дождевая (ТУЧА)

Теплая, чистая, прозрачная, быстрая (РЕКА)

Синее, чистое, безоблачное, прозрачное (НЕБО)

Белый, пушистый, холодный, скрипучий (СНЕГ)

5. Составить графические схемы к следующим предложениям:

Дятел лечит дерево.

Белка прыгает по стволу.

Медведь ищет малину,

Лисята играют у норы.

Грач садится на березу.

Самым простым для детей оказалось задание № 4 (Из предложенных карточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которые соответствуют следующим признакам:…..). С этим заданием справились все ученики, что составило 100% выполняемости этого задания.

Меньше всего детей справилось с заданием № 5 (Составить графические схемы к следующим предложениям:…….) Это задание оказалось под силу 16 ребятам, что составило 53% выполняемости этого задания.

В итоге, результаты тестирования оказались следующими:

1-А класс1-Б класс

15% детей - высокий уровень 17% детей - высокий уровень

20% детей - средний уровень 18% детей - средний уровень

35% детей - достаточный уровень 33% детей - достаточный уровень

30% детей - начальный уровень 32% детей - начальный уровень

Можно сделать вывод, что наиболее сформированы у детей понятия «звук», «слог», «слово». О предложении знания недостаточны. В дальнейшем необходима работа по повышению знаний учащихся о предложении, необходимо научить детей составлять графические схемы к преложениям.

Гипотеза.

Изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»

Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.

1. Упражнения по формированию общего представления о слове:

- Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

красный маленький… (флажок)

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

от радости танцуют

воздушные… (шары)

Вот так чудо! Он со вкусом

может кушать пыль и мусор!

А жужжит, как сотня ос,

работяга … (пылесос)

- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый день будете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.

2. Упражнения по формированию общего представления о предложении:

- Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, что обозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?

- Таким образом, следует назвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает. Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Они могут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может быть только одно слово, например: Вечер.

Затем учитель произносит несколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они - ученики.

- Сейчас я произнесу предложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобы закончить их.

Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).

3. Упражнения на составление графических схем к предложениям.

- Пока, дети, вы не научились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложения так: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в одну клеточку, а слова - горизонтальными черточками. В конце предложения будем ставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение. Например:

. Дети играют. Им очень весело.

Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.

2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода

Тема: Предложение.

Цель: Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Оборудование: Карточки-схемы, предметные картинки.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа.

Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

-- Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

-- О чем я вам рассказала?

-- Почему вы меня поняли? Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.

-- А из чего состоит наша речь?

Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.

ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое:

* Здравствуйте дорогие ! первоклассники из лесу ! шлем вам привет ! мы живем хорошо ! сушит грибы белочка ! наедается меда медведь ! летает по ночам сова ! до свидания*

Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?

Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

Какую мысль мы будем называть предложением?

2. Работа с наглядностью.

(На доске рисунок зайца.)

-- Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?

-- Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.

-- Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось:

.

А у меня по-другому. Что не так?

.

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

0н подпрыгнул десять раз.

IУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Игра Не ошибись

Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз -- дети слушают, второй раз -- делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...

-- Почему Дятла называют санитаром леса?

-- Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?

2. Заслушивание детских вариантов окончания истории.

З. Работа с учебником

4. Физкультминутка.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

-- Из чего состоит наша речь? А предложение?

-- Как мы обозначаем первое слово в предложении?

-- Как на письме показать конец предложения?

2. Работа со схемами.

Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)

Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.

3. Игра „Еще одно словечко”

Чича предлагает вам игру.

Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача -- добавить одно слово.

Ира читает. (Ира читает книгу.)

Белка грызет.

Маша идет.

VI. ИТОГИ УРОКА

-- Что нового выучили на уроке?

-- Чему научились?

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель: Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.

Оборудование: Предметные картинки, карточки-схемы, адпликация паровоза с тремя вагончиками: в первом -- одно окошко, во втором -- два, в третьем -- три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они при глашают вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?

-- Кто из вас был на соревнованиях?

-- Где они проходят?

-- Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут „болеть” за Чичу, а мальчики -- за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

-- Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.

2. Практическая работа.

А теперь представьте, что вы „болеете” за друга. Шепотом поста райтесь проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?

II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

2. Сообщение учителя с элементами беседы.

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

ры-ба

На-та-ша

Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)

По слогам легче научиться читать и писать слова.

IУ. ЗАКРЕПЛЕНИЕИ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Работа с учебником

2. Составление звуковых моделей слов.

Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):

Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звук на место первого. (Лак, как.)

3. Игра «Помогайка»

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов -- одни лишь крошки.

Но если вы хотите, тогда нам помогите

Называют первый слог. Ваша задача -- дополнить его недоста ющим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему.

Например:

пи-ла

пи-а-ни-но

пи-он

4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.

У. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Рассади пассажиров»

(На доске паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

2. Игра «Лото»

У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.

Слог ва-

3. Беседа.

-- Каким способом вы делили слова на слоги?

-- Сколько слогов может быть в слове?

-- Может ли быть два гласных звука в слоге?

У. ИТОГИ УРОКА

-- Что нового учили на уроке?

-- Чему научились?

-- Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были выявленные психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Рассмотрены варианты дидактического материала. Изучена и проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Также была показана система работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

В своей работе я сделала вывод, что изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вашуленко Н.С. Обучение в 1 классе 4-х летней начальной школы: Пособие для учителя: Обучение грамоте. К.: Рад.школа, 1991 г. - 375 с.

2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М. - 1993 г.

3. Грецких В.Н. Русский язык. 1 класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. - 96 с.

4. Грушников П.А., Горецкий В.Г.Работа над предложением и связной речью в начальных классах. - Издательство «Просвещение» М., 1967. - 128 с.

5. Гудзик И.Ф., Величковская В.Ф. Изучение русского языка в 1 классе 4-х летней начальной школы: Методическое пособие. - К: Рад.школа, 1986 г. - 111 с.

6. Жедек П.С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте// Начальная школа, 1991. - № 8.

7. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.

8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. - 2000 г. - 460 с.

9. Методика грамматики и орфографии в нач.классах. под ред. Н.С. Рождественского. М. - Просвещение, 1975 г. - 239 с.

10. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. М.- Изд.центр «Академия», 2000 г. - 464 с.

11. Назаренко А.А. Обучение грамоте. Издательство «РАНОК», 2005 г.

12. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. Пособие для учителей нач.классов - 3-е издание, перераб и доп. - М. - Просвещение, 1986 - 127 с.

13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик, М- 2000 г.

14. Тумим Г.Г. Обучение грамоте: Исторический обзор// На уроках родного языка. Пг., 1917.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать