Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
p align="left">- целевая программа лагерной смены оздоровительного лагеря утвержденная директором [Приложение В];

- при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.

Но заполнение и ведение только документации, не обеспечит социальному педагогу успешной деятельности. Надо тщательно подойти к разработке программы работы социального педагога на период лагерной смены.

На основе изученной литературы нами была разработана примерная программа деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере с учетом всех направлений деятельности [Приложение Г].

Направления работы социального педагога в оздоровительном лагере будут зависеть от цели и задач работы.

Цель - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Задачи социального педагога:

- профилактика детской безнадзорности, правонарушений и травматизма, имеющих место в первый месяц летних каникул;

- проведение работы с детьми в рамках основных направлений деятельности лагеря, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

- развитие творческих способностей школьников;

- воспитание культуры поведения;

- формирование у школьников навыков общения и толерантности;

- привитие навыков здорового образа жизни.

Программа рассчитана на период одной лагерной смены (18 дней).

Контингент воспитанников: от 6 до 18 лет.

Ожидаемые результаты работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов;

- выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме оздоровления.

Основополагающими направлениями работы социального педагога в нашей программе являются: защита прав ребенка, адаптация детей из различных семей к современным условиям лагеря, объединение социально-педагогических, психологических и правовых мер в единую систему социальной поддержки, коррекция поведения несовершеннолетних, реализация валеологической модели деятельности социального педагога.

В работе летнего оздоровительного лагеря социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, отдыхающих в лагере, создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В лагере педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в лагере, во взаимоотношениях со сверстниками.

Социальный педагог формирует у детей систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.

Несмотря на то, что многие авторы [11, 19, 27] раскрывают направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателей, вожатых, администрации, родителей, преподавателей физкультуры, педагогов-организаторов, психологов.

Опираясь на исследования Карасевой Н. А. и Руденковой Г. И. [11], мы можем выделить основные направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:

1. Психодиагностическая работа.

- определение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (выявление проблем личностного уровня, представлений о себе, выявление случаев дезадаптации);

- проведение исследования по определению общего социально-психологического климата отряда, лагеря.

2. Социально-педагогическое просвещение и консультирование.

- организация и проведение индивидуальных консультаций для детей и подростков;

- консультации педагогов по социально-педагогическим проблемам.

3. Социально-педагогическая профилактика.

- Выявление и предупреждение фактов асоциального поведения подростков, организация превентивно-профилактической работы с волонтерскими группами из числа детей и сотрудников лагеря по следующим направлениям: социально-бытовая; культурно-досуговая; духовно-нравственная; физкультурно-оздоровительная.

4. Содействие созданию педагогически ориентированной среды.

- Обращение внимания руководства и педагогов оздоровительного лагеря на проблемы и потребности детей и подростков при планировании и организации воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, подростками и родителями.

5. Организационно-методическая деятельность.

- Проведение организационно-методической работы (анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработка рекомендаций по ее совершенствованию).

6. Спортивно-оздоровительная деятельность.

- осуществление валеологической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников;

- обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса;

- создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.

7. Культурно-досуговая деятельность.

- Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.

Мы решили в своей исследовательской работе рассмотреть некоторые направления работы социального педагога в детском оздоровительном лагере более подробно. На основе проводимых исследований мы попытались собрать, структурировать и составить собственный материал, который можно условно разделить на два практических направления:

1. Социально-педагогическая диагностика для исследования и определения последующих задач работы с детьми и временным коллективом [Приложение Е].

2. Психологические игры, тренинги, упражнения для активизации процессов самопознания, гармоничного развитие личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.

Необходимо заметить, что практическое применение практического материала предполагает обязательную предварительную работу по ознакомлению со сценарными разработками, подготовки игровой атрибутики, моделированию игрового пространства. Это позволит наметить оптимальные варианты алгоритма социально-педагогического действия в практической реализации игровых форм.

Важнейшим направлением в работе социального педагога является психологическая диагностика ребенка и временного коллектива лагеря, так как только на основе полученных результатов может строится дальнейшая работа социального педагога с ребенком и с отрядом в целом.

В настоящее время психодиагностика является универсальным научным инструментом, предшествующим любому взаимодействию психологической науки с практикой, сопровождающим и завершающим (Р.В. Овчарова) [22]. С помощью психодиагностики исследуются психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики, однако педагог должен помнить, что постановка психологического диагноза (заключения о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик) находится вне пределов его компетенции.

Использование любой диагностической процедуры в практике социального педагога должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики. Полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.

Социальный педагог, проводя диагностическое обследование детей, должен вначале определить цель диагностирования, затем выбрать наиболее подходящий для данной цели диагностический инструментарий, далее провести диагностические процедуры, обработать и интерпретировать данные, составить прогноз развития ситуации.

Цели, поставленные воспитателем детского лагеря при использовании тех или иные диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.

2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.

Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота и процедурная доступность для проводящих исследование педагогов;

- непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для детей и подростков;

- наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.

Параметры, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Карасева Н.А. и Руденкова Г.И. [11] предлагают следующий диагностический инструментарий:

1. Самооценка по шкале Дембо-Рубинштейн.

2. Тревожность по Спилбергу.

3. Рисуночные методики: «Несуществующие животные», «Кинетический рисунок семьи».

4. Тест Вагнера.

5. Социометрия.

6. Популярные тесты: Командовать или подчиняться?; Кто я? Что я?; Если Вам наступили на ногу; Не стоит перебивать, не дослушав; Тест руки.

7. Тест на оценку управленческих способностей.

Кроме диагностических методик различных авторов мы предлагаем ряд диагностических методик разработанных нами на основе проведенных исследований [Приложение Д]. Их мы можем разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере.

Входная диагностика (диагностика оргпериода). Необходимо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, нравственную воспитанность, самооценку, круг интересов.

Текущая диагностика (основной период). Определяется эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений.

Итоговая диагностика (итоговый период). Диагностируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.

Наряду с применением диагностических материалов, нами сделан акцент на использование игровых форм [Приложение Ж], так как именно они, на наш взгляд, являются универсальным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно эффективна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном социуме. Она позволяет социальному педагогу вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать личностный рост ребенка в целом. Для детей игровая направленность социально-педагогического процесса - это, прежде всего, возможность примерить на себя различные социальные роли, реальная возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. А главное - игровые формы несут в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку, ребенку в частности, трудно состояться как личности.

Совместно с игровыми формами возможно использование различных коррекционных упражнений [Приложение З].

Например, Поляков С.Д. выделяет несколько интересных форм работы для развития творческих качеств, активизации процессов самопознания, гармоничного развития личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.

Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективно творческие дела позволяют создать в лагере широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе коллективно творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно формирование и сплочение временного коллектива, и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективного творческого дела взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела [Приложение И].

Тренинг - это форма педагогической работы, имеющая цель - создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения для ребенка в ситуациях) [Приложение К].

Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований.

На основе изученной литературы и проведенных исследований нами был разработан тренинг для знакомства детей в первые дни лагерной смены [Приложение Л]. Мы выбрали именно это направление, потому что:

1. Первые дни ребенка в лагере самые тяжелые. Они предполагают обустройство детей в комнатах, знакомство друг с другом, выбор симпатий, адаптацию в коллективе.

2. В организационный период у детей проводятся первые диагностики каждого ребенка и коллектива в целом. Такой тренинг позволит детям объединится почувствовать себя в едином целом коллективе.

3. Проведенная первичная диагностика и тренинг общения позволит корректировать дальнейшую программу деятельности.

Учитывая данные положения мы определили для себя, что такие занятия являются важнейшими в начале деятельности социального педагога.

Мы определили тему нашего тренинга: общение, умение вступать в контакт.

Его целью является: знакомство детей друг с другом. Задачи: создать доброжелательную атмосферу в отряде; обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом; побудить детей к высказыванию своих мыслей; дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом.

Наш тренинг включает в себя четыре упражнения: «Улыбка», «Знакомство», «Если б я был вожатым то…», «Друг к дружке». Каждое упражнение имеет свою цель и инструкции к проведению.

Мы предполагаем, что наш тренинг позволит детям на начальном этапе жизни в лагере побыстрее познакомится со сверстниками, освоится в оряде, адаптироваться к условиям лагерной жизни. А нам, в свою очередь, тренинг покажет, кто из ребят имеет проблемы с общением, с кем стоит продолжать упражнения, как строить свою программу работы.

Следующее направление работы социального педагога которые выделил Поляков С. Д. это шоу-технологии.

Шоу-технологии - это воспитательная акция, игровое действие в котором участвует группа детей. Цели шоу различны для его участников: для зала - получение опыта эмоционального реагирования в культурных формах; для активных участников - получение опыта индивидуальной и совместной публичной соревновательности.

Эффекты зависят от особенностей участников «зала» и «сцены», от ведущих, от особенностей помещения и многого другого. Например, кто-то из выступающих участников откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские или еще какие-то способности.

Праздник - это своеобразная форма организации жизни и деятельности ребят, которая связывает их с жизнью страны, воспитывает любовь к родине, родным местам, приносит радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть, обогащает яркими впечатлениями.

В условиях летнего оздоровительного лагеря удачно проходят праздники «Купале», «День Нептуна», «Малые олимпийские игры» и др.

Еще одно направление работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере, которое должно выполняться в первую очередь с учетом оздоровительной направленности лагеря, это воспитание здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни предполагает выполнение режима дня, режима питания, занятия физкультурой и спортом; выполнение санитарно-гигиенических правил по уходу за собой (телом, одеждой, прической) и помещениями, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртного, наркотиков.

Здесь основная работа ложиться на педагогов физкультуры, но и социальный педагог должен брать на себя большую часть обязанностей, таких как организация мероприятий по профилактике зависимостей, привлечение девиантных детей к занятиям спортом, организация подвижных игр (даже в дождливую погоду), помощь в организации турпоходов, проведение акций по здоровому образу жизни и др.

Таким образом социальный педагог планирует свою деятельность в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Поэтому направления его деятельности должны соответствовать каждой из задач.

Однако важно понимать, что социальный педагог, работая в лагере, выполнят широкий спектр должностных обязанностей:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников;

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать