Методика диагностики детской одаренности для родителей

Методика диагностики детской одаренности для родителей

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ

ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

НОРМАТИВНАЯ ШКАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.

Разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей: « Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера"» и "«Познавательный язык".

ИНСТРУКЦИЯ.

В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» - 140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах.

Общие двигательные способности.

№ Наименование усвоенного действия норма в опережение

месяцах на 30%

1. Поднимает подбородок, лежа на животе 1 0,30

2. Держит голову и корпус 2 1,40

3. Переворачивается лежа 3 2,40

4. Сидит при поддержке 4 2,80

5. Сидит самостоятельно 7 4,90

6. Стоит с посторонней помощью 8 5,60

7. Стоит, держась за опору 9 6,30

8. Ползает 11 7,70

Устойчиво стоит сам 11 7,70

Ходит самостоятельно 12,5 8,75

Ходит, прекратив ползать 15 10,50

Ползает по ступенькам лестницы 15 10,50

Поднимается по ступенькам 18 12,50

Самостоятельно сидит на стуле 18 12,60

Переворачивает страницы книги 18 12,60

Спускается по ступенькам лестницы, держась 21 14,70

одной рукой за опору

Поднимается по ступенькам, держась за перила 21 14,70

Хорошо бегает (без падений ) 24 16,8

Поднимается и спускается по ступенькам 24 16,80

самостоятельно

Ходит на цыпочках 30 21,00

Прыгает одновременно двумя ногами 30 21,00

Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам 36 25,20

Прыгает с места 36 25,20

Катается на трехколесном велосипеде, используя 36 25,20

педали

Прыгает на одной ноге 48 33,60

Бросает мяч 48 33,60

Прыгает с чередованием ног 60 42,00

Двигательные способности более специального характера

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия норма опережение

_____________________________________________________________

1. Схватывает и тут же выпускает из рук ложку 1 0,70

2. Координирует глаза по вертикали 1 0,70

3. Играет с погремушкой 3 2,10

4. Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям 6 4,20

5. Координированно натягивает ленту 7 4,90

6. Избирательно пользуется левой и правой рукой 8 5,60

7. Держит предмет между пальцами и ладонью 9 6,30

8. Координированно держит карандаш 11 7,70

9. Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль 11 7,70

10. Самостоятельно рисует каракули 13 9,10

11. При рисовании имитирует штрихи 15 10,50

12. Сгибает лист бумаги 21 14,70

14. При рисовании имитирует штрихи типа О и Y 24 16,80

15. Имитирует штрихи типа Y и H 3 0 21,00

16. Имитирует мостик из кубиков 36 25,50

17. Рисует человека, составляя его из частей 48 33,60

18. Рисует четко различаемую фигуру человека 60 42,00

19. Копирует треугольник 60 42,00

20. Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды 72 50,40

Познавательный язык

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия норма опережение

_____________________________________________________________

1. «Социальная улыбка» при виде человека 1,5 1,05

2. Издает четыре и более звуковых тонов 1,6 1,12

3. Визуально опознает мать 2 1,40

4. Реагирует на звук взором 2,2 1,54

5. Издает два разных звука 2,3 1,61

6. Произносит четыре разных слога 7 4,90

7. Произносит «да-да» или нечто аналогичное 7,9 5,53

8. Реагирует на свое имя 9 6,3

9. Проявляет интерес к картинкам в книгах 10 7,00

10. Имитирует слова 12,5 8,75

Имеет активный словарный запас не менее трех слов

( помимо «ма-ма» и «да-да» ) 14 9,80

12. Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена 15 10,50

13. Показывает названную часть тела 17 11,90

14. Называет один предмет (« Что это? ») 17,8 12,46

15. Выполняет указание положить предмет на стул 17,8 12,46

16. Имеет активный словарь из 10 слов 18 12,60

17. Имеет активный словарь из 20 слов 21 14,70

18. Соединяет два или три слова 21 14,70

Перестает использовать жаргон, строит предложение из

трех слов 24 16,80

20. Пользуется словами: «я», «ты», «мне» 24 16,80

21. Называет три и более предметов на картинке 24 16,80

22. Способен опознать пять и более предметов 24 16,80

23. Опознает семь предметов 30 21,00

24. Называет свое имя 30 21,00

25. Называет пять предметов на картинке 30 21,00

26. Способен сказать, как используются те или иные предметы 30 21,00

27. Считает (перечисляет) предметы до трех 36 25,20

28. Различает пол человека 36 25,20

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Если Ваш ребенок опережает норму на 30% и более по представленным параметрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по большинству представленных параметров.

Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.

ОПРОСНИК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ

( Дж. Рензулли, Р.Хартман, К.Каллахэн)

Данная методика содержит четыре опросника.

Опросник 1. Характеристика способностей к обучению.

Опросник включает 8 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностями к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ребенок обладает данными характеристиками.

Максимальная оценка - 32 балла.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики.

Опросник включает 9 характеристик. Максимальная оценка - 36 баллов.

Опросник 3. Творческие характеристики ( креативность).

Опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка - 40 баллов.

Опросник 4. Лидерские характеристики.

Опросник включает 10 пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка 40 баллов.

Возможные оценочные баллы:

4 - постоянно;

3 - часто;

2 - иногда;

1 - редко;

Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам.

Экспертами могут быть педагоги, воспитатели, знающие детей.

Перед заполнением опросника в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Т.Е. оценки могут проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей, либо одного. Время заполнения опросника не ограничено. Можно заполнить все четыре опросника, можно один ( для каждой шкалы существуют отдельные нормативные данные).

Опросник 1. Характеристики способностей к обучению

(для дошкольников).

Имеет обширный словарный запас для своего возраста; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.

Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).

Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.

Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть что и почему происходит что-либо; задает много вопросов, вскрывающих истинный глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе поступков или мыслей людей.

Легко схватывает основные, главные принципы и может легко и быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.

Тонкий и проницательный наблюдатель, « видит больше» и « извлекает больше» из рассказа, фильма и т. д., чем остальные.

Любит читать ( или слушать, когда ему читают ), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала, любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.

Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы, находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики

(для дошкольников).

Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в нахождении пути решения проблемы ( иногда трудно перевести его внимание на другую тему).

Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.

Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.

Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворен своими темпами и результатом.

Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит все делать сам.

Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей мере, чем его сверстники.

Часто твердо отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активен), упорен в своих убеждениях.

Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.

Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о людях, событиях и предметах.

Опросник 3. Творческие характеристики

(для дошкольников).

Чрезвычайно любознателен в самых разных областях; постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.

Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.

Способен рисковать; предприимчив и решителен.

Предпочитает задания, связанные с «игрой ума», фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет если…»); любит занитматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.

Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские качества», например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы.

Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.

Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист ( в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.

Не склонен полагаться на авторитетные мнения взрослых без их критической оценки.

Опросник 4. Лидерские характеристики

( для дошкольников).

Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.

Чувствует себя уверенным с детьми своего возраста - так же, как со взрослыми; чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу пред группой.

Видно, что к нему хорошо относятся сверстники.

Сотрудничает со взрослыми и сверстниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.

Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита и его легко понять.

Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях и не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.

Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.

Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.

Принимает активное участие в различных мероприятиях, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и т.д., то именно он и никто другой.

Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается атлетическими играми.

Лист ответов.(для экспертов)

Дата ________ Д.С.________ Группа__________

Возраст________ Респондент_________ (Ф.И.О. заполняющего анкету)

В таблице под номером от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя четырехбальную систему, в какой степени каждый ребенок обладает вышеописанными характеристиками.

Возможные оценочные баллы:

4 - постоянно; 3 - часто; 2 - иногда; 1 - редко;

№ Ф.И. ребенка номера характеристик способностей сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Аналогичные листы ответов составляются для каждого опросника. Число столбцов зависит от количества оцениваемых способностей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать