Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов

Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов

4

Содержание

Введение

Раздел 1. Методические особенности преподавания экономики для школьников младших классов

1.1 Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности

1.2 Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

1.3 Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

1.4 Курс «Азбука гражданина» и курс «Занимательная экономика»

1.5 Игра, как форма проведения урока

1.6 Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики

Раздел 2. Разработка концепции курса «Основы экономики» по теме «Управление предприятием»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Формирование основ экономической культуры младших школьников на уроке экономики специально не исследовалось, хотя такие уроки ведутся сегодня во многих школах Украины

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока. На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников. В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству. Мы считаем, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.

Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития Украины вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

Раздел 1. Методические особенности преподавания экономики для школьников младших классов

1.1 Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности

Экономическая культура младшего школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).

Объем экономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяется разработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика»[2]. Наиболее эффективными методами формирования основ экономической культуры младших школьников являются практикумы, дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием; работа с цифровым материалом и др. Урок экономики является наиболее эффективной формой организации экономической подготовки младших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления[15]. Авторы, изучавшие проблему формирования экономической культуры у младших школьников (М.Л.Алферова, А.Ф.Аменд, Е.В.Савина, О.М.Стригина, С.Л.Чернер) подходят к определению этого понятия с разных точек зрения. М.Л.Алферова понимает под экономической культурой младших школьников интегрированное качество личности, включающее в себя потребности и мотивы, экономическое сознание, совокупность экономических знаний и умений практической деятельности, ценностных ориентации, и позволяющее формировать у ребенка способность самостоятельно реализовать различные экономические потребности, социально-ценностное отношение к нормам культуры и обеспечивающее дальнейшее становление экономической культуры Е.В.Савина подчеркивает, что экономическая культура это совокупность достижений младших школьников в общественно-полезной и учебной деятельности по овладению первоначальными экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, по формированию экономически значимых качеств личности [5]. Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что экономическая культура младшего школьника является компонентом экономической культуры выпускника общеобразовательной школы, а затем и общей экономической культуры человека, базой для дальнейшего углубления и совершенствования экономических знаний и умений, дальнейшего экономического самоопределения личности. Экономическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности. Принято различать несколько составляющих общей культуры личности. Этот вопрос рассматривался в работах В.В.Воронова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяша, О.С. Газмана, Л.И. Романовой, В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова.

1.2 Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

· в сфере обучения - освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

· в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

· в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка[7].

Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

1. Интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности - трудолюбие, предприимчивость, экономность).

2. В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерством образования под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторские разработки.

Автор опыта в своей деятельности руководствуется принципами развивающего обучения:

· направленность обучения на развитие личности учащегося;

· субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

· стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

· развитие адекватной самооценки;

· обеспечение мотивированности, осознанности;

· деятельный подход;

· ориентация на сотрудничество;

· поэтапность формирования знаний, умений;

· использование жизненного опыта учащихся;

· ориентация на посильность,

· научность знаний;

· комфортность участников образовательного процесса [6].

1.3 Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель, я - производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие [17].

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект [14].

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания [20].

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

1.4 Курс «Азбука гражданина» и курс «Занимательная экономика»

Курс «Азбука гражданина» в сочетании с курсом «Занимательная экономика» дает возможность обучающимся почувствовать свою принадлежность к стране, обществу, познакомить с правами и обязанностями.

Начальный курс экономики и азбуки гражданина ставит своей целью формирование экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи:

· формировать основы экономических знаний;

· освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;

· создать основы для дальнейшего наиболее глубокого изучения экономики в старших классах;

· привить моральные нормы, понятия о добре и зле;

· приобщить школьников к событиям страны;

· формировать интерес к окружающей жизни;

· обогащать личный опыт учащихся [12].

В основе преподавания курса лежат следующие дидактические принципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности.

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку небходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.

2. Быстрый темп изучения материала.

На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал.

3. Ведущая роль теоретических знаний.

Эта роль заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Главная особенность и отличие курса - это приоритет общечеловеческих, нравственных ценностей. Постоянно, на различных примерах, происходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Нравственное воспитание осуществляется созданием ситуаций, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.

Усвоение экономических понятий построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себе возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками предлагаемых персонажей [13].

Главное в процессе обучения - не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигается использованием на уроках различных форм и методов организации учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. Для этого можно использовать учебные пособия Б.А. Райзберга «Экономика для детей в играх, задачах и примерах», А.А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», программу «Семь шагов в мир экономики».Это дает возможность разнообразить изучаемый материал, на практике закрепить полученные знания.

1.5 Игра, как форма проведения урока

В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки [17].

Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.

Новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

В процессе игры:

· осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;

· рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

· приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

· накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками [8].

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать