Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов
p align="left">Игра-школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна [15].

Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил, требует определённых правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Одна из форм проведения урока - это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества , воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор.(Приложение 1).

Значительное место в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления [19].

Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.

Основное знакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативных занятиях. Для этих занятий я использую комплект учебных пособий: книга для чтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог и т.д.

Герои сказки -Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладевают экономическими знаниями [1].

Кроме уроков в игровой форме можно использовать отдельные игровые моменты, например игра «Кто больше?». На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места , ответить на наибольшее количество вопросов.

При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуется использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-». Например:

Самостоятельная игра по теме «Деньги»:

1. Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?

2. Всегда ли деньги находятся в движении?

3. Нужно ли платить налоги?

4. Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?

Главное - в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Использование таких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников начальной школы выяснилось, что отрицательного или крайне отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].

1.6 Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.

Рассмотрим следующую задачу: “Математика, 3 класс” (традиционная система). “Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?”.

Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ёе решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.

· Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 грн?

· На сколько гривень больше получит рабочий за счет сэкономленного времени? [12].

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

1. Урожайность чеснока - 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 гривень за кг, а на покупку семян он затратил 100 гривень? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)

2. Отец получает 4000 грн в месяц, а мама - 2000 грн. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 грн и съездить в отпуск на 15000 грн, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои.

Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 грн. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 грн, наняли охрану за 36000 грн. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила 500000 грн. Из них заплатили налоги 10000 грн. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить - 10000 грн, стены поставить - 36000 грн. Крышу установить - 20000 грн, отделать изнутри - 24000 грн. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита? [10]

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления.

Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом [11].

Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учащихся начальных классов содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические задания.

Также можно использовать такие задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы “Цена, количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговки [4].

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

· значительно увеличивает активность детей на уроке;

· развивает внутреннюю мотивацию к учению;

· усиливает познавательные мотивы;

· расширяет личный опыт учеников;

· преодолевает оторванность математики от реальной жизни;

· повышает качество и прочность знаний;

· повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

· приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 2-4 классов, интересны детям, родителям и преподавателям [7].

Раздел 2. Разработка концепции курса «Основы экономики» по теме «Управление предприятием»

10 класс «Управление предприятием»

Цель урока: Изучить и освоить сущность и функции процесса управления, методы управления деятельностью фирмы, организационные структуры управления в современном предприятии. Ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятиями и организациями. Оборудование: Учебник по экономике, тетрадь, ручка. В качестве вспомогательного наглядного материала используются схемы, таблицы.

І Организационный момент (3 мин)

ІІ Опрос домашнего задания по теме: «Основы предпринимательской деятельности» - письменная контрольная работа (10 мин)

ІІІ Новая тема: «Управление предприятием» (20 мин)

Любой объект, явление или процесс (включая предприятие) можно рассматривать как систему. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных в единое целое элементов.

Элемент системы - это часть целого, которая при данном рассмотрении не требует разъединения на составляющие. Таким образом любая система:

· образуется из 2-х или более элементов;

· каждый элемент системы имеет характерные лишь для него свойства;

· между элементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг на друга;

· система не может существовать вне времени и пространства.

Первая особенность предприятия как системы заключается в том, что оно является открытой системой, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой. Вторая особенность предприятия в том, что оно создано человеком ради его собственных интересов и, прежде всего для совместного труда.

Поэтому очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда: горизонтальное, вертикальное.

Горизонтальное - это разделение труда путем разложения работы на отдельн6ые задания. Результатом горизонтального разделения труда является формирование подразделений предприятия, выполняющих отдельные части общего трансформационного процесса. Так как работа разделена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия. Теперь рассмотрим такой вопрос нашей сегодняшней темы как функции управления. Функции управления - объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда:

· планирование - процесс определение цели деятельности, предвиденья будущего развития и соединения индивидуальных задач членов организации для достижения общего результата;

· организация - процесс формирования структуры системы, распределения задач, полномочий и ответственности между членами организации для достижения общей цели ее деятельности;

· мотивация - причина, побуждающая членов трудового коллектива к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение поставленной цели;

· контроль - процесс измерения достигнутых за определенный период результатов, сравнения достигнутого с запланированным и корректировка деятельности. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроля, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия.

Методы управления - способы влияния на отдельных работников и произведенные коллективы в целом, необходимые для достижения целей фирмы: - материальные (экономические) -социально-психологические - организационные

1.Экономические методы управления реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений.

2.Социально-психологические методы реализуют мотивы социального поведения человека.

3.Организационные методы управления реализуют мотивы принудительного характера. Их использование заинтересовывает людей к совместной организации труда. Это комплекс способов и приемов влияния на людей, основанный на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Организационные структуры управления (ОСУ) в современном предприятии. ОСУ - такая форма систем управления, которая определяет состав, взаимодействие и упорядоченность ее элементов. В ОСУ каждый ее элемент (производственное или управленческое подразделение) имеет свое определенное место и соответствующие связи, обеспечивающие их взаимодействие. Связи этих элементов системы управления подразделяются на линейные, функциональные и межфункциональные. Характер указанных связей определяет соответствующий тип ОСУ (табл.1).

Таблица 1

Типы ОСУ

линейная

функциональная

линейно-функциональная

дивизиональная

матричная

Высшие органы государственного управления предприятиями и организациями:

1. Президент Украины через свой секретариат в рамках полномочий определенных Конституцией Украины руководит всеми сферами деятельности общества, включая экономику.

2. Верховная Рада Украины участвуют в управлении экономикой опосредованно путем формирования необходимой законодательной базы.

3. Кабинет Министров Украины представляет центральную исполнительную власть, практически реализует социально-экономическую политику страны, координирует и направляет деятельность конкретных звеньев национальной экономики через соответствующие центральные органы исполнительной власти - министерстве, ведомстве и других учреждениях.

IV Закрепление новой темы (10 мин)

V Домашнее задание - выучить конспект, подготовить короткий доклад-рассуждение на тему «Моя фирма», «Управление фирмой», «Я - будущий президент», в докладе предложить свои идеи по управлению предприятием, фирмой. (2 мин).

Заключение

Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

В завершении хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

При написании данной курсовой работы я использовала исследовательский, аналитический методы, а также метод синтеза. Ознакомилась с большим количеством учебной литературы по данному вопросу. После завершения написания исследовательской работы могу свободно, на уровне изученного материала, владеть основами преподавания экономики для детей среднего и старшего школьного возраста.

Список использованных источников:

1. Аксьонова О. В. «Методика викладання економіки.» - К.: КНЕУ, 1998

2. Бондарчук О. І., Бондарчук Л. І. «Основи психології і педагогіки: курс лекцій.»- К.: МАУП, 1999.

3. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.

4. Зайдель Х., Темен Р. «Основы учения об экономике» / Пер. с нем. -М.:ассоциация «Проф. Обр.»,1992.

5. Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.

6. Мезеляев В. «Методика обучения основам экономических знаний в современной школе // Экономика украины». - 1994. -№6.

7. Меньшикова О., Попова Т. «Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления». -1992. -№4

8. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13-15/2000 год.

9. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19-20/2002 год.

10. Олейник С. Н., Нестеренок Ю. В, Потапов М.К. «Старинные занимательные игры, задачи». - М.:Наука,1989.

11. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.

12. Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.

13. Самоукана Н. В. «Игры в школе и дома» - М.: Новая школа, 1993.

14. Сандерс Ф. и др. «Основные экономические понятия. Структура преподавания». - М.: Аспект-Пресс,1995.

15. Т.О.Смирновой Т.Н. Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2-4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” - учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.

16. Стандарты по курсу «Основы экономических знаний» // География и основы экономики в школе.-1999.

17. Стейнлек Дж.Ф. «Экономика для начинающих» // пер с англ. -М.: Республика,1994

18. Уткин Э.А. «Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «маркетинг». -М.: Финансы и статистика,1996.

19. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

20. Хесс Карл «Капитализм для детей. Как стать препринимателем» -М.:Варгиус,1994.

Приложение

Деловая игра

Тема: Выгодный вариант

Цель: научить на практике решать проблему выбора.

Задачи:

1. Сформировать представление о том, что для осуществления выбора требуется рассмотреть различные варианты и выбрать наилучший.

2. Учить принимать решения и нести за них ответственность.

Оборудование: плакат «Дерево решений», листочки для голосования.

I. Работа над темой урока:

1) - Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. Для этого необходимо отгадать кроссворд:

Т

О

В

А

Р

Ы

П

О

Т

Р

Е

Б

Н

О

С

Т

И

О

Г

Р

А

Н

И

Ч

Е

Н

Ы

Р

Е

С

У

Р

С

Ы

· Продукт человеческого труда, созданный для купли-продажи.

· То, что человеку требуется, нужно.

· Потребности безграничны, а ресурсы …

· Запасы, источники чего-либо, необходимые для производства товаров

-Что и когда вам приходилось в жизни выбирать?

-Что влияет на выбор?

-Чтобы сделать правильный выбор необходимо рассмотреть несколько вариантов.

-Попробуйте составить алгоритм выработки решений.

Алгоритм:

1. Рассмотреть все варианты.

2. Подсчитать результат.

3. Сравнить их.

4. Сделать выбор.

II. Игра «Выбор»

Каждому важному делу нужно и можно учиться. У вас есть возможность сделать это прямо сейчас. У одного владельца возникла проблема. Этот человек имеет в собственности здание и готов отдать в аренду.

-Что значит в аренду?

Ему сделали три предложения:

1-ое разместить «Кафе мороженое»

2-ое «Ветеринарную клинику»

3-тье «Зал игровых автоматов»

Каждый вариант по-своему привлекательный. Важна польза не только для себя, но и для общества.

Рассмотрите изображение дерева: корни, ствол, стебли. Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева:

- корень - обозначает проблему;

- нижние ветви - варианты решения проблемы;

- верхние ветки - обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора.

Любое решение имеет свои достоинства и недостатки.

- Давайте разберем. (Дети называют «+» и «-» каждого из предложенных вариантов, а учитель ставит рядом с их названиями только «+» и «-». Обсуждаем полученные результаты.)

- Можно ли выбрать больше одного варианта?

- Почему выбор ограничен? (Одно задание)

- Какое условие поставил владелец? (Должна быть польза для общества.)

- На листочках для голосования поставьте номер того варианта, который вы выбираете.

- То решение, которое приняло большинство, будем считать общим, то есть проблема решена.

III. Итог урока:

- О чем говорили на уроке?

- Решили ли проблему?

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать