Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
1
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета
им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра педагогики
“Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении”
Курсовая работа
Выполнила: гр. 921, факультет
социальной работы
О. Е. Кочеткова
наук: Е.В.Яфарова
Балашов 2005 г.
План.
- Введение 2
- Глава I 4
- Методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе 4
- 1.1 Социально-педагогическая работа в школе. 4
- 1.2 Профессиональный статус социального педагога в школе 18
- Глава II 28
- Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте. 28
- 2.1 Инструментария профессиональной деятельности социального педагога. 28
- 2.2 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях. 37
- Заключение 56
- Литература 57
- Приложения 59
Введение Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. С каждым годом ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита и т.д.Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) зако-нодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемо-го, его социальным проблемам, которые в условиях образователь-ного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выде-ляют необходимость решения социальных и педагогических проб-лем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, клас-сом, отдельными группами и личностями класса, школы; обста-новкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.Ключевой фигурой в настоящее время становится социальный педагог.Предметом данной работы является социальная среда.Объектом нашей работы являются дети и подростки. Цель работы состоит:- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;- раскрыть профессиональный статус социального педагога в школе; - рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.Глава IМетоды работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе1.1 Социально-педагогическая работа в школе.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проб-лем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководи-телей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость создания в школе спе-циальной службы
.Что может представлять собой такая социальная служба в общеобразовательном учреждении?
Социальный (от лат.
socialis -- общественный) -- означает «свя-занный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проб-лем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедея-тельности.К основным функциям социальной службы школы относятся:выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;изучение и диагностика индивидуальных особенностей обу-чаемого, групп -- объектов социальной службы;оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями; социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;социальная защита группы, класса от отдельных лиц;выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (социальный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка и школы.В целом во всей деятельности социальной службы школы условно можно выделить два основных направления: социальная работа и социальная педагогика. Основным направлением деятельности социальной службы школы являются выявление среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ними. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе как должностное руководящее лицо осуществляет организацию и руководство воспитательной деятельностью:учителей-предметников;классных руководителей;классных воспитателей;воспитателей групп продленного дня;психолога;социальных педагогов.Каждый из названных специалистов выполняет определенные функциональные задачи в школе, определяющие характер и особенности его диагностической и воспитательной работы. Содержание и направленность деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе определяется наиболее характерными социально-педагогическими проблемами, которыми живет школа. Социальный педагог. В настоящее время должность социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.Однако реальная практика школ убедительно показывает, что этот специалист имеет свой специфический объем профессиональной деятельности. Социальный педагог -- это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.Он может помочь:а) учителю:разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;организовать социально-педагогическую работу с классом;спланировать и оказать помощь в разработке методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;помочь в разрешении конфликта между учителем и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.;б) ученику советами (консультацией):в работе по самосовершенствованию;как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями; в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью); для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком;в развитии (согласовании) отношений с учителем в интереcax совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.Как показывает опыт многих школ, в современных условиях социально-педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость введения специализаций в социальной педагогике. Наиболее характерными специализациями социального педагога могут быть:-организатор внеучебной работы (классный воспитатель); -организатор досуга; -педагог-психолог; -социолог;-социальный работник; -методист.Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов раз- личных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.Социальный педагог -- организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое ново- введение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал не- достаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса. Отделение преподавательской деятельности от воспитательной способствовало отчуждению учителей от воспитания и превращению их только в «урокодателей». Некоторые учителя откровенно говорят, что им за воспитательную деятельность не платят и их обязанность -- только учить. Они забывают при этом совет великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что обязанность учителя прежде всего воспитывать, а потом учить. Если мы воспитаем ученика, то мы его и научим.Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:* разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;* организация досуговой работы со школьниками;* социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;* социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;* привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;* методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;* индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;* взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;* взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.Социальный педагог -- организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру свой деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.).Объектом деятельности социального педагога -- организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, паралельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:* организация досуга с различными категориями школьников;* подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;* помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;* привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;* организация художественной самодеятельности;* организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;* организация досуга учителей;* взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный);классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;учительский коллектив;родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;родительский коллектив.В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:* первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностикув медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;* взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррекционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;* направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами; * взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;* социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;* психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.Социальный педагог -- социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических проблем в школьном и классных коллективах их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной.Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:школьный коллектив;классный коллектив;отдельная группа школьников;учительский коллектив;родительский коллектив.Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:* изучение социально-психологических явлений;* выявление направленности явлений и оценка их влияния на социум;* выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;* прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).Следует подчеркнуть, что социальный педагог -- социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы. Социальный педагог -- социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.Социальный педагог -- методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Начинающий учитель также не будет спрашивать совета у такого же -- по опыту работы, -- как и он сам. Социальным педагогом -- методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.Объектом профессиональной деятельности социального педагога -- методиста являются:* учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);* учителя по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;* родительский коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;* актив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;* отдельные школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др. Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:
Страницы: 1, 2, 3, 4