Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
азные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее -- несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире -- процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе -- приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.Первый аспект -- это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.Второй аспект -- и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время -- тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:* медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);* социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);* психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);* педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:* дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;* дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;* дети из неблагополучных, асоциальных семей;* дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999)-- «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой -- на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:-выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;-непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:организационные социально-педагогические технологии;социально-педагогические технологии индивидуальной работы.Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:· из семей, находящихся в социально опасном положении;· безнадзорных или беспризорных;· занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;· содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;· употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;· совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;· совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;· освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;· не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;· обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;· получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;· состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;· состоящих на внутришкольном учете;· состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.При формировании банка данных уточняются следующие позиции:-каковы основания постановки на учет;-какие структуры работают с подростком;-какая работа проводится для разрешения проблемы; -что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;-нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации -- эмоциональное принятие и переживание детских проблем.2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.Социальный педагог:изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:* целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;* прогнозируемости;* измеряемости ожидаемых результатов.Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.4. Обеспечение условий реализации программ.Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;отслеживает результаты;информирует:комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;директора школы о ходе выполнения программ;педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ;начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.5. Консультирование.Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.6. Межведомственные связи социального педагога. Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:· во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;· во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации; · в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный -- закрытый для постороннего доступа -- банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.Ее цель -- конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам;мест распространения веществ;очагов возможного возникновения зависимостей;отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.Данная функция -- очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами -- несовершеннолетними и их родителями -- заключается:в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;в донесении до потенциального клиента -- ребенка, родителя -- значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.Основными принципами организации контакта должны выступать:эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;заинтересованность;содействие;доверие. 5. Консультирование.Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.6. Разработка программ профилактической работы.Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта -- профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:* обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;* помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;* содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;* способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой -- объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, -- были бы обеспечены и управленчески, и технологически.Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:* стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;* умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;* способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;* готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:- Не навреди.- Не оценивай.- Принимай человека таким, каков он есть.- Соблюдай конфиденциальность.- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.- Минимум специальных терминов.- Соблюдай принцип добровольности.Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями -- задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).ЗаключениеВ нынешней ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные (отклоняющиеся) формы личностного развития стали чертой возрастной психологии в условиях воспитания, определяемого лозунгами «идеологии -- нет, идеалам -- да», «послушание не формирует идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается», «свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и за рубежом, потребность в человеке нового типа, принадлежащем мировой культуре и единому информационному пространству, заставила взрослых смириться с неизбежными рисками свободы выбора незрелой личности.Кроме того, свобода сама по себе -- мощный источник тревожных переживаний; свойственные ей эссенциальные расстройства адаптации легко переливаются в экзистенциальные, и тогда социальная поддержка без психопрофилактики бывает, как правило, лишь временным и неэффективным мероприятием.Остается лишь добавить, что социальная защита детства зависит и от перестройки институтов общественного самоуправления. На наших глазах массовые формы обезличенной поддержки власти, исчерпавшие свой исторический ресурс, заменяются разными вариантами сотрудничества совместно проживающих людей. И хотя еще не совсем ясно, сколько и каких полномочий государство намерено делегировать общинам, есть все основания полагать, что роль такого рода формирований будет неизменно возрастать.Литература1. Под общей ред. М.А. Галагузовой/Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001.3. Под ред. Н. Ф. Масловой. Рабочая книга социального педагога// Под ред. Н. Ф. Масловой. -- Орел, 1995.4. Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. -- 1992. -- № 5, 6.5. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. - M., 1996.6. Под ред. Е. И.Холоствой. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. Е. И.Холоствой. - М., 1997.7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение// Пряжников Н. С. -- М.; Воронеж, 1996.8. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. -- Челябинск, 1991.9. Под ред. Э.Ф.Зеера. Психология становления педагога профессиональной школы // Под ред. Э.Ф.Зеера. -- Екатеринбург, 1996.10. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности// Шевандрин Н. И. -- М., 1998.11. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. -- М., 1992.12. Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте// Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. -М., 199513. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. -- М., 1994.14. Под ред. С. В. Березина. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина. -- Самара, 1999.15. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. -- М., 1996.16. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении// Шилова Т. А. -- М., 1995.17. Тихомирова Н. К. Система воспитательной работы в школе на основе программы// Тихомирова Н. К. -- М., 1996.18. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии// Гинзбург М. Р. -- 1994. -- № 3.19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения// Климов Е. А. -- Ростов-н/Д, 1996.20. Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя// Газман О.С., Иванов А. В. -- М., 1992.21. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление// Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. -- М., 1987.22. Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы // Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. -- Омск, 2000.23. Под ред. А. Г. Макеевой. Педагогическая профилактика наркомании в школе // Под ред. А. Г. Макеевой. -- М., 1999.24. Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. -- Ставрополь, 1993.ПриложенияСоциальная карта ребенка, находящегося в приюте Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. -М., 1995. -С. 21-23.Ф.И.О._________________________________________________Дата рождения_________________________________________Домашний адрес________________________________________Телефон_____________________________________Дата поступления____________________________Поступил____________(с братьями, сестрами, один)Кто направил (привел) ребенка_______________________Где проживает в настоящее время_____________________Причины и обстоятельства поступления___________________I. Сведения о семье ребенкаМАТЬ_______________(Ф.И.О., родная, неродная, приемная),Возраст,___________ семейное положение_______________Образование_________________________________________Где и кем работает____________________________________Физическое здоровье_______________ психическое___________(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)Употребление алкоголя_____________________ наркотиков___________Привлекалась ли к уголовной ответственности________________________Лишение родительских прав__________________________________ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери),Возраст,___________ семейное положение_______________Образование_________________________________________Где и кем работает____________________________________Физическое здоровье_______________ психическое___________(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)Употребление алкоголя_____________________ наркотиков___________Привлекалась ли к уголовной ответственности________________________Лишение родительских прав__________________________________ДРУГИЕ ДЕТИ:1._____________________________________2._____________________________________ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:__________________________(родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:Примерный ежемесячный бюджет___________________Дополнительные социальные пособия__________________Получают ли пособия на ребенка_______________________ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:Наличие пьянок, скандалов___________________Характер отношений родителей между собой________________К детям______________,к данному ребенку__________________Физические наказания детей_______________________________Пренебрежение_______________(плохо кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),Сексуальное насилие_______________________________________Другое______________________________________СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:Что посещает________________________________(№ школы, класс)Успеваемость________________________________Состоит ли на учете в отделении милиции_________________(повод, с какого возраста),Побеги из дома, бродяжничество______________(как часто, когда в последний раз).Как часто болеет____________________________________Дополнительные сведения_____________________________Оценка стресс-факторов в семье(подчеркнуть или вписать дополнительно) Социальные | Со стороны родителей | Со стороны ребенка | |
Безработица, плохое жилье, неполная семья, многодетная семья, скученность, религиозность, социальная изоляция | Психические заболевания, алкоголизм обоих, одного, наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности в воспитании, отсутствие любви к ребенку | Психическое заболевание, инвалидность, врожденное заболевание, хронические заболевания, трудный ребенок, отклонения в поведении |