Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй

Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй

2

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

"Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй"

2006

Содержание

  • Введение
    • 1. Социальный педагог и его роль в социальной политике государства
    • 1.1 Сущность, содержание и основные направления социальной политики государства
    • 1.2 Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
    • 1.3 Место социального педагога в социальной работе
    • 2. Работа социального педагога с неполной семьёй
    • 2.1 Профессиональный портрет социального педагога
    • 2.2 Неполная семья, как объект социальной работы
    • 2.3 Особенности работы социального педагога в неполной семье
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй. Это по сути дела основной институт, который оказывает особое влияние на формирование личности. Именно поэтому важным является правильная организация семьи, как части общества. Не полная семья не позволяет получить ребёнку все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту развития своей личности.

Социальная работа включает в себя множество направлений, в том числе и социально-педагогическую деятельность, которую организует социальный педагог. Исторический взгляд на становление социальной педагогики показывает, что потребность в социально-педагогических услугах существенно возрастает в переходные, кризисные периоды развития общества. Реализация социально-педагогических услуг в наших условиях требует учета ряда специфических, социально-экономических и гуманитарных особенностей. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы ("Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй").

Объект исследования - методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй.

Предмет - деятельность социального педагога, её особенности и направления при работе с неполной семьёй.

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога с неполной семьёй.

Необходимо решить следующие задачи:

1) Определить сущность, содержание и основные направления социальной политики государства;

2) Рассмотреть организацию социальной работы, как практическое воплощение социальной политики;

3) Установить роль место социального педагога в социальной работе;

4) Составить профессиональный портрет социального педагога;

5) Дать характеристику неполной семьи, как объекту социальной работы;

6) Рассмотреть методы и формы социальной работы с неполной семьёй.

При проведении исследования использовались следующие методы:

изучение библиографических источников по теме курсовой работы;

анализ и обобщение полученного из библиографических источников материала.

Проблема социально-педагогической деятельности рассматривается многими специалистами в данной области знаний. Полный перечень библиографических источников приведён в конце работы.

1. Социальный педагог и его роль в социальной политике государства

1.1 Сущность, содержание и основные направления социальной политики государства

Под социальной политикой принято подразумевать действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. /1, с.75/

В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

В решении социальных проблем общества, где развиты рыночные отношения, огромную роль играет государство. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует гражданам право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов между разными слоями общества, путем проведения социальной политики. Перераспределение национального дохода осуществляется через бюджет, путём реализации системы социальных программ, которая сформировалась в развитых странах после Второй Мировой войны.

Таким образом, в отличии от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры, в социальной сфере главное место занимает государство. Поэтому, когда речь идёт о социальной политике - подразумевают именно социальную политику государства.

Социальная политика призвана:

1) гарантировать населению минимальный доход;

2) социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. /2, с.24/

Сущность социальной политики состоит в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри этих групп, а также в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Современное цивилизованное общество с учётом происходящих процессов интеграции и глобализации пришло к пониманию о необходимости гарантирования каждому члену общества, не зависимо от его способностей и возможностей, необходимого уровня благосостояния. Причём во многих странах эта гарантия включена в перечень основных прав человека, гарантируемых государством. Здесь особую роль приобретает распространяемая в обществе теория социального рыночного хозяйства, которая предполагает проведение государством определённых социальных мероприятий. Суть данных мероприятий сводится к перераспределению доходов. /3, с.37/

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Государственная социальная политика реализуется через решение следующих задач:

1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала);

2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала;

3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом;

4) Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения. /6, с.31/

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Формой реализации социальной политики государства выступают распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

Социальная политика требует к себе разумного подхода. Необходимо понимать, что полное уничтожение различий в доходах населения приведёт к разрушению самого рыночного механизма. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом. С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

Реализация социальной политики осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:

1) социальное страхование;

2) социальная защита работников и политика в области заработной платы;

3) социальные меры на рынке труда;

4) жилищная политика. /6, с.53/

1.2 Социальная работа как практическое воплощение социальной политики

Практическая реализация социальной политики государства осуществляется через социальную работу. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т.п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает принимать не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации. /3, с.17/

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний, как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания. /6, c.43/

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи, главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и других).

Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).

Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума.

1.3 Место социального педагога в социальной работе

Социальный педагог - специалист в области социальной работы. Должность социального педагога имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образовательных учреждениях и по месту жительства. Основная задача социального педагога - своевременно оказать социальную помощь детям и подросткам. В обязанности специалиста входит выявление неблагополучных семей и принятие мер по защите прав детей и подростков, охране их жизни и сохранения здоровья. В этих целях социальный педагог изучает личностные особенности детей, нуждающихся в помощи, и определяет систему необходимых воспитательных мер и мероприятий.

Социальный педагог ведёт работу с трудными детьми, детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимается их трудоустройством, обеспечением жильём и пособиями. При необходимости он ставит вопрос перед соответствующими органами о лишении родительских прав, установлении опеки и попечительства, усыновлении и других мерах, является своеобразным посредником между воспитанником и различными административными, ведомственными и социальными службами и благотворительными организациями. Социальный педагог тесно взаимодействует с педагогами школы и родителями.

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

1) оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

2) организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

3) влияние на человека. /13, c.81/

Работа социального педагога в современном обществе необходима:

1) в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

2) в школах-интернатах, детских домах, приютах;

3) в лесных школах, детских санаториях;

4) в социально-образовательных центрах;

5) в реабилитационно-коррекционных центрах;

6) в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

7) в летних лагерях труда и отдыха.

Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать ему социальный педагог. Наряду с изучением каждого ребенка, социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Другой задачей социального педагога является составление индивидуальной программы развития воспитанников, то есть он должен представить, каким должен быть выпускник детского учреждения, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с другими педагогами анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском заведении требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности. Проблемы адаптации ребенка в коллективе, реабилитации детей девиантного поведения, их интеграции в общество, являются важными в деятельности социального педагога.

Социальная адаптация полагает успешное освоение детьми социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Кроме того, социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей.

Социальный педагог должен знать законы об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было.

Вопросами, которые решает социальный педагог в своей профессиональной деятельности также являются вопросы усыновления, права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Вопросы планирования в деятельности социального педагога являются основополагающими. От правильности, объективности, планирования работы зависит эффективность и результативность деятельности. Социально - педагогическая работа планируется на год (перспективный план работы), на месяц (исходя из годового плана с учетом реальной обстановки, потребности), и составляется план работы с каждой конкретной семьей. Наивысшая форма планирования работ - составление авторской программы.

В своей работе социальный педагог взаимодействует со следующими социальными институтами:

органы опеки и попечительства:

органы управления социальной защиты населения;

органы внутренних дел;

органы управления здравоохранением;

органы управления образованием;

комиссия по делам несовершеннолетних;

отдел профилактики преступлений среди несовершеннолетних;

прокуратура;

суд;

жилищно-эксплуатационный участок;

приюты, центры;

отделы ЗАГСа;

специалист по охране детства;

центр временной изоляции несовершеннолетних;

бюро технической инвентаризации. /13, c.49/

Важное значение в своей работе социальный педагог должен придавать защите прав ребёнка. Главным правовым документом здесь является Конвенция о защите прав ребёнка, принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Права ребёнка также защищены Законом РФ "Об образовании" (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и другие). Так в статье 15 закона Российской Федерации "Об образовании" записано, что применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются. Социальный педагог должен понимать, какие именно действия квалифицируются как физическое и психическое насилие.

К большому сожалению, в наших школах преобладает авторитарный стиль общения в системе: "администрация - учитель - ученик". Более того, в школах практикуются различные виды насилия над учеником. Всё это в конечном итоге ведёт к формированию у детей социальной апатии или цинизма.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать