Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй
амым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление. Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного возраста. В "методике" педагогической работы некоторых учителей заложен такой "метод воспитания", как удар ребёнка по голове указкой или линейкой. Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.

Что касается психического насилия, то оно получило ещё большее распространение. Сюда можно отнести и наказание трудом, личное оскорбление, публичное оскорбление и многое другое.

Таким образом, именно социальный работник должен выступать координатором организации в детском учреждении системы реальной защиты прав ребёнка в виде социальной службы, принципами деятельности которой являются:

1) Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности;

2) Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д.) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

3) Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

4) Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих проблем и конфликтов.

5) Автономность - независимость от администрации школы и органов управление образованием.

6) Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений школьного коллектива.

7) Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней среде и внутри коллектива.

Основными функциями социальной службы детского учреждения являются:

1) Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, детского коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данного заведения, а также исследование межличностных отношений и процессов;

2) Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу;

3) Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих коррекцию поведения детей, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

4) Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в заведении, функционирование микро-коллективов.

5) Представительная - представление интересов и защита социальных прав коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.

2. Работа социального педагога с неполной семьёй

2.1 Профессиональный портрет социального педагога

Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне "Доверие" и др.). Особая специальная категория этих специалистов работает в закрытых учреждениях (детских колониях, лечебницах, госпиталях и других).

Забота социального педагога распространяется практически на все возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности. Являясь посредником в системе их взаимодействия, этот институт влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно здоровых отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентации личности - к социальному окружению, природе, к своему здоровью.

Опираясь на практический опыт социальной работы, в нашей стране можно выделить следующие наиболее базовые характеристики социальных педагогов независимо от профиля, специализации:

способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между ребёнком, семьей с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой, выполнять своеобразную роль "третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать ребёнка к той или иной деятельности;

умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего появлению инициативы, активной, субъективной позиции ребёнка;

способность соучаствовать, coпepеживать ребёнку в решении его проблем;

умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных, коммуникабельность, экстравертность.

Для этого социальный педагог должен знать:

основные закономерности развития личности, специфику потребностей различных категорий и возрастных групп, их интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности, специфику работы в специальной среде, в семье, в объединениях, группах, компаниях, современное состояние и тенденции развития подростковых и молодежных сообществ, движений, организаций, их роль, место и влияние на личность ребенка, подростка, функции и права системы государственных и общественных институтов, социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа, принципы организации досуга, общения, организации свободного времени;

основы трудового законодательства, правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности;

методику диагностических исследований и развития личности, семьи, среды;

навыки влияния на организацию социально ценных видов общественной, трудовой и досуговой деятельности;

методы анализа и программирования своей работы в социуме;

методы работы с семьей и оказание ей помощи и поддержки, методики работы с различными "группами риска", с категориями, нуждающимися в особой защите (дети с дивиантным поведением). У социального педагога основная роль - воспитательная функция социальной помощи и защиты.

Социальный педагог, помимо профессиональных навыков, общекультурной и мировоззренческой подготовки, должен обладать рядом способностей, определенным набором психологических характеристик. Также, важным является знание компьютера и наличие навыков работы на нём, что помогает социальному педагогу оперативно проводить различные тестирования для выявления основных свойств личности.

При решении вопроса о профессиональной пригодности претендентов на роль социального педагога, необходимо определять:

моральные качества;

преимущественные мотивы поведения;

отношение к окружающей действительности;

социальную сознательность;

уровень мотивации при выборе профессии;

профессиональные установки;

широту кругозора;

удовлетворенность собой и выбором профессии;

симптомы усталости.

Выше перечислены требования, предъявляемые к социальному педагогу с учётом специфики его деятельности. Более конкретные квалификационные требования, которые закреплены на законодательном уровне, представлены в Постановлении Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации". Настоящие тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.

В требованиях имеются исключения. Так, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно-квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В Постановлении устанавливаются следующие должностные обязанности специалиста по социальной работе, которым и является социальный педагог:

выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;

устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;

дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты;

помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения;

представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д.;

организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;

координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам;

участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории;

повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Социальный работник должен знать:

особенности психологии личности и отдельных категорий населения;

национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

теорию и практику социальной работы;

основные направления в проводимой политике социальной защиты населения;

законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;

работу органов и учреждений социального обслуживания;

отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Кроме этого, устанавливаются требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет;

10 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

11 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

12 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет;

13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.

В заключение необходимо отметить, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения в современном обществе отводится сотрудничеству семьи и школы. Семья должна оказывать помощь школе в воспитании детей. Но, к сожалению, слабое знание некоторыми родителями основ педагогики, их неумение, а порой и нежелание воспитывать собственных детей, накладывается заметным отпечатком на личности ребёнка, на его социальной адаптации в детском коллективе. И именно социальный педагог должен выявлять таких детей и проводить социальную работу не только с ними, но и с их родителями, применяя при этом все возможные рычаги воздействия и убеждения.

2.2 Неполная семья, как объект социальной работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества. Но в то же время прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. В процессе общественного развития выделялись:

1) кровнородственная семья, в которой брачные отношения имели лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям;

2) групповая семья, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности;

3) парная семья, которая предполагает брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной.

На всех этих ступенях развития семьи основной формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию.

В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Необходимо понимать, что главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья, управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников - мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (латинское слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов).

Патриархальная семья являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы семьи. Вместе с тем, устранение многоженства сопровождалось ростом проституции.

Капиталистическая индустриализация разрушила - по крайней мере, в городах - характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством, а из всех экономических функций оставила у многих семей лишь функцию организации быта. В семьях, связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер.

Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило семье полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей. Семья всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличило нагрузку на моральные узы.

Современное общество выделяет множество различных форм семьи, начиная от совместного проживания нескольких семей до однополых родителей. Можно спорить о моральной стороне данного вопроса, но это факт, от которого никуда нельзя деться.

Итак, сделав краткий экскурс в историю, можно отметить ту роль, которую играет семья в жизни всего общества не зависимо от того, в какой она форме существует. Но тем не менее, не смотря на произошедшие изменения, до сих пор основа семьи носит экономический характер. Ничто так не объединяет людей, как стремление выжить в нашем сложном мире. Семья создаёт благоприятную атмосферу для полного развития личности, если конечно, быт семьи организован правильно.

Что касается воспитания подрастающего поколения, то и здесь семья играет главную роль. Где как не в семье ребёнок получает определённый жизненный пример? Где как не в семье ребёнок учится себя вести, жить, приобретает определённые навыки? Именно поэтому неполная семья рассматривается обществом как дефектная. Отсутствие одного из родителей не позволяет в полной мере реализовываться членам такой семьи. А самое главное, что делает неполную семью объектом социальной работы - это её экономическое положение. Как правило, неполная семья, а особенно если речь идёт об отсутствии мужской половины, находится в тяжёлом материальном положении и нуждается в поддержке со стороны государства.

Таким образом, семья - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Семья рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что она может дать. Если в нормальной семье имеет место распределение обязанностей между мужем и женой, то в не полной семье все заботы возложены на одного родителя, при этом объём забот никоим образом не уменьшается. Один родитель должен следить за воспитанием ребёнка, зарабатывать деньги, организовывать досуг семьи, а всё это не так уж и просто.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать