Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой и технологической подготовки школьников (на примере раздела "Технология швейного производства" 9 класс)
p align="left">

1.2 Трудовое воспитание школьников

1.2.1 Система трудового воспитания учащихся

Важнейшими звеньями системы трудового воспитания учащихся являются:

1. Формирование сознания того, что труд -- источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одного сознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых. [15, с. 348]

2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистического общества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.

3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека.

4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.

5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.

6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью, понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основным содержанием жизни. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду -- одна из важнейших задач трудового воспитания детей.

7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу. [14, с. 30]

В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.

8. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом на выбор профессии средняя школа призвана создавать учащимся условия для выбора профессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности.

1.2.2 Основы и пути трудового воспитания учащихся

Уже сравнительно давно проблема трудового воспитания детей является одной из центральных в педагогике. По мере расширения масштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личности вновь встал вопрос о соединении обучения с трудом. Многие передовые педагоги прошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность, призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детей трудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали бы им лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикой трудового воспитания школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организации труда детей, разработанные педагогикой. [15, с. 350]

Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом -- безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.

Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.

Ведущее значение в системе трудового воспитания в школе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаются многие задачи воспитания. Только в совместном, педагогически правильно организованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:

- работа начинается в определенный час, и опаздывать к началу работы нельзя;

- плохая работа не будет принята; старательность и изобретательность будут поощрены; тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.

Но коллективность труда не означает его обезличенности. Правильно организованный коллективный труд требует максимального внимания и определения трудового задания каждому трудящемуся (бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой дисциплине труда ученик лучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни.

Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянного развития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот, вызывает отвращение к труду.

Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей.

Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна. [14, с. 37]

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда в различные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуют в общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление о характере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также о свободном и героическом труде советского народа. Правильная постановка преподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том, что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромных научно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов людей.

Таким образом, содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характере в нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы и условий жизни. Задача учителя -- правильно использовать этот материал.

Большее значение имеет продуманная организация учебного труда. На этом основании можно утверждать, что законы и правила организации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил и умственных. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе. [14, с. 25]

Так как умственный труд тяжел, то ребенок стремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю.

Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительных перерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.

Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачи трудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планом предусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интересными и полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитании школьников будет велика. [5, с. 112]

Сама организация уроков -- важное средство трудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различными путями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителей и до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают и смеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся, а в характере их деятельности.

В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящей работы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступить к работе.

Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школой воспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами, совместного труда по общему плану.

Практика трудового воспитания последних лет убедительно показала возможность использования элементов соревнования на уроках труда.

Таким образом, от человеческого труда, от степени участия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС)

2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства»

Раздел «Технология швейного производства» в 9-ом классе изучает следующие темы: «Машинные швы» (соединительные, краевые), «Комплекты для кухни» (скатерть, салфетка, рушник, грелка, варежка, прихватка), «Построение чертежа» (грелка, варежка, прихватка), «Пошив изделия» (грелка, варежка, прихватка).

Тема «Машинные швы» позволяет ученикам систематизировать полученные знания из предыдущих тем по данному разделу из 8-го класса; ознакомиться с новыми видами швов; выполнить определённые виды краевых и соединительных швов на практическом занятии.

Тема «Комплекты для кухни» содействует формированию понятия, определённых знаний по теории данной темы; ознакомлению учащихся с наименованием комплектов для кухни, их назначением, видами, необходимыми материалами для изготовления, видами отделки.

Тема «Построение чертежа» позволяет ученикам систематизировать полученные знания из предыдущих тем по данному разделу из 8-го класса; ознакомить учащихся с правилами построения чертежа выбранного изделия; содействовать развитию навыков построения чертежа и моделирования.

Тема «Пошив изделия» формирует у учеников знания, умения и навыки по распределению ткани в целях её экономии; содействует развитию умений по раскрою и пошиву выбранного изделия.

Таким образом, раздел «Технология швейного производства» имеет свою специфику: каждая тема раздела позволяет определить соотношение методов преподавания и учения с методами и формами реализации воспитательных возможностей учеников на каждом этапе урока. [приложение Б, таблица]

2.2 Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей учащихся 9-х классов

Учащиеся 9-го класса имеют свои характерные возрастные и психологические особенности. Они достигают возраста 15-16 лет. В этот период определяется их дальнейшее будущее: выбор профессии, поступление в учебные заведения среднего типа (колледж, лицей, профессионально-техническое училище), средне-специального (техникум), высшие учебные заведения (институт, университет).

На этом этапе очень сложно определиться в выборе будущей профессии без помощи близких, учителей, социального педагога и психолога.

Работа с социальным педагогом и психологом важна для тех учащихся, кто не может определиться, кто не уверен в своих силах и возможностях. Социальный педагог и психолог должны провести с учениками опросы, анкетирование, тестирование, тренинги по профориентации школьников.

Преподаватель может, исходя из наблюдения и работы со школьником энное количество лет, направить учащегося в необходимую сторону выбора будущей профессии. Беседа очень поможет в определении личностью своего выбора.

Таким образом, каждый учащийся - индивидуальность и имеет свои психологические особенности. Поэтому без помощи педагогов, социальных педагогов и психологов, близких людей учащимся трудно раскрыть свой потенциал, реализовать свои возможности.

2.3 Условия выбора методов и форм для реализации воспитательных возможностей трудового обучения по разделу « Технология швейного производства» в 9-м классе

Одним из методов реализации воспитательных возможностей трудового обучения является анкетирование.

Данная анкета относится к разделу учебно-тематического плана:

«Конструирование и моделирование швейного изделия» в 9-ых классах.

Тема занятия: «Построение чертежа» (грелка, прихватка).

Поставленные цели анкетирования были реализованы.

Преподаватели, отвечая на 1-й вопрос [гл. 2, с. 32], сделали соотношения:

- рассказ и демонстрация (2А) - 38 %;

- наблюдение и пример (5Д) - 19 %;

- объяснение и лекция (1Д) - 2 %;

- пример и рассказ (4В) - 24 %.

Данные второго вопроса показали следующее соотношение:

- опрос и соревнование (1А) - 28%;

- тест и соревнование (2А) - 11%;

- беседа и требование (2Г) - 6%;

- проблемная ситуация и поощрение (4Б) - 2%;

- проблемная ситуация и наказание (4В) - 1%.

Из методов организации жизнедеятельности и поведения учащихся на этапе занятия: «Практическая деятельность» (третий вопрос) большинство учителей отдают предпочтение методу б) упражнение - 26%; менее акцентируют внимание на методе а) поручение - 6%, в) создание воспитывающих ситуаций - 8%.

Результаты 4-го вопроса показали, что на этапе урока: «Практическая работа» у учеников выявлены следующие методы самовоспитания:

а) рефлексия - 7%;

б) самоприказ - 1%;

в) самоотчёт - 2%;

г) самоодобрение - 11%;

д) самоосуждение - 4%.

В ответах на 5-й вопрос анкеты учителя больше акцентировали внимание на десятибалльную систему оценивания и такие методы воспитания, как поощрение и требование.

Таким образом, полученные в итоге анкетирования результаты показали, что многое зависит как от преподавателя, так и от самих учащихся, их готовности к занятиям, расположенности к учителю и данному предмету. Хорошо спланированный и проведенный урок зависит от личности педагога, его личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, важное значение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, их определение, учёт. Преподаватель является «воспитателем» на своём уроке, от него зависит ход и окончание занятия, а также реализация методов и форм трудового воспитания, их соотношение с методами преподавания и учения на каждом этапе занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От человеческого труда, от степени участия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.

Важное значение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, их определение, учёт. Учитель является «воспитателем» на своём уроке, от него зависит ход и окончание занятия, а также реализация методов и форм трудового воспитания, их соотношение с методами преподавания и учения на каждом этапе занятия.

Результаты, полученные в итоге анкетирования, показали, что многое зависит как от учителя, так и от самих учащихся, их готовности к занятиям, расположенности к учителю и данному предмету. Хорошо спланированный и проведённый урок зависит от личности педагога, его личных и профессиональных качеств.

Каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное действие.

От каждого человека трудовая деятельность требует обдуманного, целеустремлённого подхода к тем или иным действиям. Поэтому важным фактором умственного развития человека является труд. На детей трудовая деятельность оказывает особо важное влияние. Она открывает им новые свойства предметов и материалов, обогащает их представления о реальном мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться. - М.,1989. - 247 с.

2 Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1990 - 354 с.

3 Бабанский, Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под. ред. Ю.К. Бабанского и др. - М., 1980 - 372 с.

4 Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1997. - 1456 с.: ил.

5 Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М. 1980. - 267 с.

6 Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / Под. ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1975. - 367 с.

7 Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений спец. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.

8 Коротов, В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФГЖ, директоров школ и студентов мед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 358 с.

9 Памарчук, П.Ф. Школа учит мыслить. - М., 1986. - 292 с.

10 Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 256 с.

11 Савин, Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп., М.: Просвещение, 1978. - 351 с.

12 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шлянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13 Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

14 Ушинский, К.Д. Воскресные школы (Избр. пед. соч.: В 2 т. - т.2. - М.: Педагогика, 1974. - 327 с.

15 Ушинский, К.Д. Статьи в «Журнале министерства народного просвещения». - Собр. соч., т.2., 1987 - 397 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкетирование для преподавателей

Цели анкетирования:

- определить методы и формы воспитания, используемые на занятиях трудового обучения в 9 классах по теме «Построение чертежа» (грелка, варежка) на каждом этапе урока;

- выявить соотношение методов преподавания и учения с методами и формами воспитания на каждом этапе занятия.

Вопросы анкеты.

1. Какие методы формирования создания личности Вы используете на этапе задания: «Объяснение нового материала по теме «Построение чертежа»? Соотнесите методы обучения и методы воспитания.

Методы обучения

Методы воспитания

1 - объяснение

А - рассказ

2 - демонстрация

Б - беседа

3 - восприятие

В - пример

4 - рассказ

Г - диспут

5 - наблюдение

Д - лекция

2. Какие методы стимулирования деятельности и поведения учащихся Вы используете на этапе урока: «Закрепление полученных знаний по теме». Соотнесите методы обучения и методы воспитания.

Методы обучения

Методы воспитания

1 - опрос

А - соревнование

2 - тест

Б - поощрение

3 - беседа

В - наказание

4 - проблемные ситуации

Г - требование

3. Какие методы организации жизнедеятельности и поведения учащихся Вы используете на этапе занятия: «Практическая работа»?

а) поручение;

б) упражнение;

в) создание воспитывающих ситуаций.

4. Какие методы самовоспитания Вы наблюдаете у учеников на этапе урока: «Практическая работа»?

а) рефлексия;

б) самоприказ;

в) самоотчет;

г) самоодобрение;

д) самоосуждение.

5. Какие методы обучения и воспитания Вы используете на этапе занятия:

«Подведение итогов»? Почему? Обоснуйте свой ответ.______________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Технологическая карта занятия

Предмет: Обслуживающий труд

Шифр: 9 класс

Тема занятия: Построение чертежа

Вид занятия, тип урока:

Цели занятия:

Образовательная:

- создать условия для формирования представления о чертеже;

- ознакомить учащихся с правилами построения чертежа выбранного

изделия;

- содействовать развитию навыков построения чертежа и моделирования выбранного изделия.

Развивающая:

- содействовать развитию логического мышления, пространственного воображения и фантазии, рефлективных процессов самоконтроля.

Воспитательная: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, трудолюбия, этики взаимоотношений.

Межпредметные связи: ИЗО, физика.

Внутрипредметные связи:

Обеспечение занятия.

Наглядные пособия: Иллюстрация №1 «Комплект для кухни с аппликацией «Цветок», иллюстрация №2 «Комплекты для кухни», иллюстрация №3 «Варежки и прихватки».

Дидактический материал.

Инструкция №1 «Правила построения чертежа».

Инструкция №2 «Моделирование швейного изделия».

Инструкция №3 «Готовность к проведению занятия».

Инструкция №4 «Построение чертежа грелки».

Инструкция №5 «Построение чертежа варежки».

Инструкционная карта №1 «Ведущие размерные признаки».

Инструкционная карта №2 «Понятие о чертеже. Чтение чертежа».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать