Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы
p align="left">Кроме того, занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся более ни в каком другом виде трудовой деятельности и предполагающих, главным образом, ручную обработку материала.

Лепят дети индивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и т.п. - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.

1.2 Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников средствами лепки

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук; развивать эстетические представления у учащихся, обогащать их словарный запас специфическими терминами.

Дети любят лепить, рисовать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Умственное воспитание. Как всякая познавательная деятельность - изобразительная - имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Прежде чем сделать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

Для умственно отсталых детей большую роль играет наглядность. Но также они должны создавать свои работы по представлению, развивая память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания обьектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвует зрение, осязание, движение рук.

Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалом, с его свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Так, по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек или цеплёнка, нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.

На занятиях по лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

Нужно активно привлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей.

Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они преобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создавать благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его поделка что-то показала, чтобы изображённое им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в лепке дети передают явления общественной жизни. Нужно давать им возможность отразить эти впечатления и своё отношение к ним.

Значение занятий по лепке для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу преодолевать трудности и т.п.

Общегрупповые занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу. Например, все лепят зверей для зоопарка или домашних птиц для композиции "Птичий двор". В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех.

Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству.

Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребёнка, у него могут сформироваться самоуверенность, зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребёнку, что он плохо выполнил поделку, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания лепки необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями.

На занятиях лепкой у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, преобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда всё приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определённое место, оставляя в порядке свой стол.

Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов. Дети постарше могут изготовить игрушки для младших школьников: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты. Такая общественно направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание. Основное значение изобразительной деятельности, в частности лепки, заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонента эстетического чувства.

Для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у умственно отсталых детей младшего школьного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, загадочном виде проявляется и эстетическое чувство. Их волнует яркий цвет, блестящая поверхность. С возрастом эти чувства становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовые сочетания. Развитие у умственно отсталых детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий, радостный, праздничный, живой и т.д.

Для эстетического воспитания умственно отсталых детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Развитие художественного творчества. В лепке, как и в рисунке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Задача педагога - научить умственно отсталых детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копировать их.

Нужно предлагать детям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например, предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача или дом для зайчика, для Снегурочки и т.д.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомые предметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции: радость, удивление, восхищение.

1.3 Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе

Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке.

Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие виды работы:

Лепка с натуры - довольно сложный для умственно отсталых школьников вид работы. Сложность состоит в том, что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия, которое выполняют дети. Следовательно, помимо того, что учащимся необходимо проанализировать форму, установить соотношение отдельных частей предмета, найти пропорции, им ещё надо выполнить всё в определённом масштабе. Поэтому программой предусмотрено на первоначальных этапах лепные работы выполнять по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношения частей изделия точно соответствуют будущим работам учащихся. В дальнейшем в качестве натурального примера следует использовать такие предметы, где пластическое решение уже найдено (различного рода игрушки и муляжи).

Лепка с натуры способствует формированию умений анализировать предмет, выделять главное и второстепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессе труда, и тем самым облегчает формирование первоначальных умственных действий, являющихся основой коррекционной направленности трудового обучения.

Лепка по представлению - наиболее интересный для учеников вид лепки. Лепка по представлению какого-либо конкретного знакомого детям предмета закрепляет их знания о предмете, тренирует память, способствует использованию в работе прежнего опыта. Вместе с тем лепка по представлению простейших композиций, составление макетов на определённый сюжет открывает простор для детского творчества, развивает воображение, способствует формированию пространственной ориентировки учащихся.

Лепка по памяти - один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти учащихся, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета. Суть этой работы состоит в том, что ученикам в течении относительно короткого времени (7-10мин) предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать натуральный объект или образец. Затем его убирают, и дети должны вылепить по памяти, только что увиденный предмет.

Лепка по графическому изображению (рисунки, плакаты) - требует от учеников значительной мыслительной работы, поскольку графическое изображение предмета на плоскости не даёт полного представления о положении предмета в пространстве, его форме, соотношении всех частей. Всё это необходимо очень чётко себе представить, домыслить. Здесь требуется значительная помощь учителя, иначе умственно отсталые школьники, ориентируясь только на контур рисунка, будут лепить только плоскую фигуру, повторяющую этот контур.

Сюжетная лепка - сложный вид лепки для умственно отсталых школьников. Им дети овладевают по мере овладения приёмами изображения. Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Этот вид лепки закрепляет знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие:

научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приёмы лепки.

Сюжетная лепка требует от ребёнка знаний о предметах и умения пользоваться разными приёмами изображения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радует детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представление и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок и других изделий.

Для умственно отсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.

Поэтому можно предлагать им наименее сложный вид узора. Без помощи педагога в этом виде лепки им не обойтись, хотя многие со временем уже изготавливают декоративные изделия самостоятельно.

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой - печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заострёнными стеками рисуют узор на поверхности пластилина. А затем можно ещё и разукрасить. Ещё можно выложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует прежде всего развитию у умственно отсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) в частности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.

Умственно отсталые школьники знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.

Нужно выработать у учащихся умение свободно, без напряжения наносить пластилином прямые вертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка.

Этот вид лепки способствует развитию у умственно отсталых школьников координации движений, глазомера.

Организация. Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрацию. Нужно определить место, где будет стоять предмет.

Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, педагог уточняет способы её решения, отмечает, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.

В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать