Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы
p align="left">Восприятие и ощущения также нарушены. Это выражается в замедленности протекания данных процессов, нарушении избирательности и обобщённости. Процесс восприятия очень сужен. Дети ошибаются при определении формы предметов, их строении, упрощают детали для облегчения работы. Также очень слабо анализируют и синтезируют элементы этих предметов.

Мышление (методики "Матрицы Равена", "Понимание метафор, пословиц, поговорок"). У испытуемых отмечается конкретный характер мышления. При выполнении заданий дети были непоследованны, слабо анализировали, сравнивали, обобщали. При сравнении предметов отдавали предпочтение к выявлению различий, не умея уловить сходство. Также учащиеся не понимают переносного и конкретного смысла пословиц, поговорок.

После проведённого нами психологического обследования каждый класс был разделён на три группы, так как степень выраженности нарушений психических процессов умственно отсталых детей варьировалась от глубоких до поверхностных. В последствии такое деление позволит осуществить дифференцированный подход.

В основу деления детей на группы были положены следующие критерии: 1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования.

2. Понимание инструкций и цели задания.

3. Характер деятельности при выполнении (главный показатель - возможность использования помощи).

4. Зрительно-двигательная координация.

5. Реакция на результат работы.

1 группа - дети выслушивают инструкции до конца, к выполнению задания приступали после инструкции и наглядного показа. К занятиям проявляли большой интерес, который сохранялся почти у всех до конца, все задания выполнялись полностью, сосредоточенно. Помощь использовалась с трудом. При раскатывании, скатывании, соединении деталей движения точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество изделия. Адекватная реакция на результат работы.

2 группа - к заданиям проявляют интерес лишь в тех случаях, если они не требуют особых интеллектуальных усилий. Приступали к работе не дослушав до конца, часто во время работы отвлекались, были не устойчивы, помощь использовали не в полной мере. Движения рук их быстрые, импульсивные. Работать медленно и правильно соединять детали предмета этим учащимся довольно трудно. Темп движения носит непостоянный характер, как правило, он увеличивается к концу выполнения задания. Адекватная реакция была только на те задания, которые вызывали интерес.

3 группа - дети очень отвлекаемы, трудно сосредотачиваемые.

Инструкции не выслушивали, а сразу приступали к выполнению задания. По ходу задания забывали о данных инструкциях. Помощь ими вовсе не принималась, или, наоборот, желали, чтобы все задания сделал за них учитель. Движения рук у этих детей при выполнении различных приёмов лепки скованные, напряжённые, очень замедленные. Предлагаемое задание выполнялось учащимися вяло, пассивно, неуверенно. Реакция на результат работы различна одни выражали обиду при неудаче, чрезмерную весёлость при приближении к успеху. Другие проявляли безразличие.

Результаты данного обследования:

Класс

1 группа

2 группа

3 группа

2 "Б"

25,00%

50,00%

25,00%

2 "В"

30,00%

40,00%

30,00%

Где 2 "Б" класс, который работает по обычной программе, а 2 "В" -- экспериментальный.

2.3 Формирующий эксперимент

На основе вышеперечисленных выявленных особенностей психической деятельности, а также с целью коррекции психофизических недостатков, нами был проведён формирующий эксперимент.

В котором принимали участие учащиеся 2 "В" класса в количестве 12 человек, для сравнения взят 2 "Б" класс, в котором преподавались традиционные виды уроков по лепке, с осуществлением дифференцированного подхода, который базировался на делении по группам. Учащимся 1 группы давалось задание, которое требовало от них сложной мыслительной деятельности, а учащимся 2, 3 групп - менее сложные задания.

В основе эксперимента лежит разработка программного содержания с использованием различных видов лепки на кружковой работе, а также внедрение нестандартного вида лепки - коллажа.

а) Экспериментальная программа по лепке для кружковой работы в младших классах специальной коррекционной школы.

Объяснительная записка.

Лепка, как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создаёт весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей. Эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от воспитателя, первостепенная задача которого - сделать внеклассное занятие по лепке коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главная цель занятий достигается не только в достижении внешнего результата - научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы максимально использовать занятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отсталого ребёнка в целом.

При планировании учебного материала были учтены дидактические принципы обучения, учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а также основные виды лепки: лепка с натуры, лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка. И внедрён нетрадиционный вид лепки - коллаж.

Этот вид лепки повышает интерес умственно отсталых детей к занятиям в кружке, а также повышает коррекционную значимость занятий, способствует развитию моторики кистей и пальцев рук.

Коллаж может включать в себя сразу несколько видов лепки, поэтому он более сложен для изучения детьми. И в то же время он более интересен, так как развивает творческую фантазию и воображение, заставляет детей нестандартно мыслить. Коллажи могут быть как индивидуальными, так и коллективными работами. Результаты всегда неожиданны и интересны, что более захватывает умственно отсталых детей и вовлекает их в процесс работы. Любое изделие, выполненное учащимися - это труд, в который они вкладывают терпение и усилие, желание сделать вещь как можно красивее. Занятия с использованием коллажа прививают учащимся художественный вкус, учат творить чудо. Этот вид занятий наиболее благоприятен для детского творчества. При работе с коллажем дети закрепляют навыки , освоенные на уроках по рисованию и труду.

Коллаж - сочетание разнофактурного материала, носит синтетический комплексный характер. Сочетание материала в коллаже должно быть удачным, естественным. В сочетании с глиной и пластилином можно использовать различный по свойству материал: проволока, ткань, пластмасса, паралон, бумага, природный материал, бросовый материал и другие виды.

Оборудование, требующееся для выполнения коллажа очень разнообразно: ножницы, клей, кисти, карандаши, коробка для обрезков, стека.

В зависимости от сложности выполняемой работы, она может длиться 2-3 занятия. Так как у умственно отсталых детей много времени занимает отбор необходимого материала, его подготовка, требуется предварительное занятие. На предварительном занятии дети выбирают основу коллажа. Это могут быть пластилин, картон, плотная ткань, пластик. А также делают заготовки необходимых деталей. Например, для изготовления "Черепахи" необходимо приклеить к основе скорлупу ореха. Предварительно ребята набивают скорлупу ватой, которую приклеивают. А на следующем занятии эту заготовку используют в работе.

Работа над коллажем выполняется в определённой последовательности, которую всегда необходимо помнить, как обязательное правило.

Последовательность работы над коллажем:

1. Изготовление окантовки. Данный этап работы можно выполнить на предварительном занятии. Окантовка изготавливается из пластилина или из глины.

2. Разбор образца. Дети на данном этапе рассматривают образец, выясняют какой материал используется для выполнения поделки.

3. Вылепливание необходимых деталей из пластилина или глины.

4. Расположение деталей на основе. Отобранный материал и изготовленные заготовки из пластилина дети раскладывают на основе с опорой на образец.

5. Приклеивание. После проверки воспитателем правильности расположения материала на основе учащиеся приступают к наклеиванию. Дети приподнимают заготовку и аккуратно приклеивают. Мелкие детали приклеиваются кусочком картона, чтобы клей не размазался по поделке.

6. Анализ работ. После завершения работы над изделием проводится анализ работ. Детям предлагается оценить поделки друг у друга или каждый ребёнок сам оценивает себя.

7. Выставка работ. По результатам анализа проводится выставка работ. В выставке участвуют все работы, без исключения. Лучшие работы выставляются в первом ряду. Выставку работ можно заменить подарком. Например, дети могут подарить свои работы ребятам с других классов или учителям.

Прежде чем перейти к коллажу, целесообразно сформировать некоторые технические навыки работы с плоскостной лепкой, так как при выполнении лепки по рисунку дети учатся анализировать, сравнивать, приобретают умение находить признаки предметов, устанавливают сходство и различие между ними, а также учатся планировать свою работу, намечать последовательность изготовления поделки.

Большое внимание в программе уделяется таким видам лепки, как лепка по представлению и лепка по замыслу. Эти виды лепки для умственно отсталых учащихся представляют наибольшую сложность.

Если в других видах лепки в течение всего занятия перед глазами учащихся есть опора (образец или натура, которые дают детям возможность проконтролировать свою работу), то в лепке по замыслу или по представлению школьники развивают воображение, тренируют память, закрепляют полученные ранее знания, используют в работе накопленный опыт.

Учитывая все особенности видов лепки, мы считаем необходимым рационально использовать небольшое количество часов, отведённых на кружковую работу (31 час в год). Чтобы достичь успехов в обучении лепке, необходимо провести ряд пропедевтических - подготовительных - занятий.

Коррекционная роль пропедевтических занятий - формирование и обогащение чувственного опыта (умение видеть, слушать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой познавательной деятельности учащихся. В период пропедевтического обучения учащиеся постепенно овладевают умением целенаправленно наблюдать предназначенные для лепки натуральные предметы и образы. Они начинают понимать и соотносить величину, форму и другие свойства объектов с их изображением. Выполняя различные движения для рук, дети развивают мелкую моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями.

Их деятельность становится более организованной. Это позволяет перейти к лепке с натуры, а также к плоскостной лепке и в последствии к коллажу.

Программа отражает основные принципы обучения в специальной школе:

воспитывающую и развивающую направленность обучения;

научность и доступность;

систематичность и последовательность;

имеет связь обучения с жизнью;

включает в себя принцип коррекции в обучении;

учитывает индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

так как у детей нарушено формирование мышления, которое носит

конкретный характер, обязательным и немаловажным корреционным принципом в программе является - принцип наглядности.

Кружковые занятия проводились во второй половине дня, раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Всего в ходе эксперимента было проведено 31 занятие с использованием различных видов лепки.

Для опробирования программы в наличии имелся различный материал и оборудование для работы: пластилин, глина, доски, стеки, столики для лепки, скульптуры малых форм.

Для более эффективного результата работы осуществлялась постоянная индивидуальная помощь учащимся с использованием различных методов и приёмов.

1 группа - дети, самостоятельно выполняющие задание.

2 группа - дети, нуждающиеся в частичной помощи воспитателя.

3 группа - дети, выполняющие работу совместно с педагогом.

Все эти моменты отражены в календарно - тематическом планировании данной программы.

б) Примерное планирование учебного времени по видам занятий

Вид занятий

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Лепка с натуры

14

10

5

6

Плоскостная лепка

2

3

2

6

Коллаж

2

4

5

2

Декоративная лепка

2

5

9

8

Барельеф

2

Сюжетная лепка

2

2

3

1

Лепка по замыслу

6

4

6

3

Лепка по пред-ставлению

3

3

2

3

Итого:

31

31

32

31

в) Результаты формирующего эксперимента

Программа способствовала развитию творческого потенциала каждого ребёнка, дала возможность овладеть техническими умениями и навыками, и различными изобразительными средствами.

Было достигнуто ответственное отношение к творческой деятельности и развит интерес к познавательным потребностям.

Программа раскрывает основные коррекционные принципы: принцип приемственности, принцип межпредметных связей, направлена на развитие речи, словаря.

После экспериментальной работы была проведена повторная констатация с целью эффективности применения элементов коллажа на занятиях по лепке в специальной коррекционной школе.

С помощью психолого-диагностических методик было проведено повторное обследование, которое показало, что уровень развития психических процессов у учащихся 2 "В" класса стал выше.

По данным повторного обследования у детей повысилась работоспособность. Ребята стали работать с удовольствием, поделки выполняли до конца. К работе приступали только после полного прослушивания инструкции данной воспитателем. Учащиеся стали более внимательными. Дети по памяти называли сказки, причём не только сказки, но и главных героев этих сказок. Восприятие стало более целостным, делались попытки дифференцировать, обобщать. Если в начале года дети не могли сделать анализ своих работ, то к завершению эксперимента с этой задачей они справлялись легко. Ребята охотно сравнивали два объекта, находили отличительные признаки. Новая работа заставляла их мыслить. Если в начале года работая по коллажу у детей всегда был перед глазами образец, то к концу учебного года ученики самостоятельно изготавливали коллаж, подбирали без помощи воспитателя необходимый материал, что делало их работы своеобразными. Новизна и разнообразие видов деятельности побуждало детей творчески относиться к работе.

Результаты обследования, проведённые после эксперимента:

Класс

1 группа

2 группа

3 группа

2 "Б"

25,00%

55,00%

20,00%

2 "В"

50,00%

30,00%

20,00%

Заключение

Целенаправленные занятия по лепке представляют собой одно из важнейших средств воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии умственно отсталых школьников.

Основополагающая задача лепки состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по лепке может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников и применяется разработанное нами программное содержание по лепке для кружковой работы.

Таким образом актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков младших умственно отсталых школьников в процессе кружковой работы несомненна, так как внедрение программы по лепке для кружковой работы в учебно-воспитательный процесс СОШИ № 5 показало повышение качества детских работ по лепке, а также дети стали более внимательными, начали лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Занятия по лепке способствовали развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод:

1. Занятия лепкой служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии.

2. Занятия по лепке находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изготовления поделки участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.

3. Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью систематических проведений занятий по лепке на кружке с условием осуществления дифференцированного подхода.

Результаты данной работы были предложены педагогическому коллективу специальной коррекционной школы в качестве методических рекомендаций.

Методические рекомендации.

1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс школ разработанное нами программное содержание занятий по лепке на кружковой работе в 1-4 классах специальной коррекционно-образовательной школы для умственно отсталых учащихся.

2. При разработке занятий важна подготовка воспитателя, а так же использование нетрадиционных методов обучения, по мере необходимости использовать дидактические игры.

3. Необходим индивидуальный подход с учётом всех дефектов детей и с учётом зоны актуального развития.

4. Для устранения недостатков в развитии речи своевременно использовать художественное слово и методы обучения, направленные на обогащение словаря.

Список используемой литературы

1. Боголюбов Н.С. "Лепка на занятиях в школьном кружке". (М., 1979г.)

2. Грошенков И.А. "Уроки рисования". (в1-4 классах вспомогательной школы) (М., 1975г.)

3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. "Обучение детей лепке". (М., 1992г.)

4. Зубарева Н.М. "Дети и изобразительное искусство." (М., 1989г.);

5. Коссаковская Е.А. "Лепка в детском саду." (пособие для воспитателей) (М., "Просвещение." 1972г.)

6. Костерин Н.П. "Учебное рисование." (М., 1980г.)

7. Конышева Н.М. "Лепка в начальных классах." (М., 1988г.);

8. Методика обучения избразительной деятельности и конструированию. (Под редакцией Комаровой Т.С.) (М., 1991г.);

9. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. (под редакцией Петровой В.Г.) (М., 1983г.)

10. Павлова Н.П. "Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.) (М., 1988г.)

11. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. "Декоративное искусство и ребёнок." (М., 1972г.)

12. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. (под редакцией Залялова Т.С.) (М., 1990г.)

13. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. "Художественное воспитание детей." (М., 1957г.)

14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду." (М., 1982г.);

15. Теория и методика изобразительной деятельности. (рецензенты: Шорохова Е.В., Шибанова Н.Я., Доронова Т.Н.) (М., 1984г.);

16. Халезова Н.Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду." (М., 1984г.);

17. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. "Лепка в детском саду." (М., 1986г.);

18. "Художественное творчество и ребёнок." (под редакцией Ветлугиной Н.А.) (М., 1972г.);

19. Яхонт О.В. "Советская скульптура." (М., 1973г.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать