1) проводим окружность S1(A, x);
2) S2(B, c - x);
3) S3(C, b - x).
Доказательство. Найдём сумму радиусов окружностей S1 и S3:
= ВС.
Получили, что сумма радиусов равна расстоянию между их центрами, что и доказывает касание окружностей S2 и S3.
Исследование. Задача всегда однозначно разрешима, поскольку:
1. в треугольнике АВС сумма сторон , и поэтому отрезок х может быть построен;
2. , потому что (так как );
3. , так как .
2.5 Метод инверсииПусть нам дана некоторая кривая М и неподвижная точка К - начало или центр инверсии. Возьмём на кривой М точку А и на прямой КА определим точку А1 так, чтобы абсолютное значение КА·КА1 = к2, где к - есть постоянная длина, то при движении точки А по кривой М точка А1 опишет новую кривую N, которая называется обратной или инвертированной кривой.
Пусть у нас имеется фигура, состоящая из прямых и окружностей. Если эту фигуру инвертировать, то прямые и окружности превратятся в известные прямые и окружности, или в одни окружности, которые будут пересекаться под теми же углами, как и в данной фигуре. Если какая-нибудь точка данной фигуры представляла, например, вершину какого-нибудь угла, то в обратной фигуре она представит, вообще, точку пересечения окружностей, пересекающихся под тем же углом. Словом, обратная фигура удерживает до мельчайших подробностей своеобразное сходство с данной фигурой.
Зная отображённую фигуру и положение начала инверсии, нередко можно легко отгадать форму основной фигуры; что касается её размера, то для этого нужно знать степень инверсии.
Пример 1. Даны точка К две прямые АВ и ВС. Провести секущую КХY так, чтобы KX·KY = k2(k - есть данная длина).
Анализ. Искомая точка Y есть пересечение прямой ВА с прямой, инвертированной к ВС с центром инверсии К и степенью к2.
Построение.
1) опустим KL BC;
2) на ВС отложим LN = k;
3) проведём MN KN до пересечения KL в точке М;
4) окружность, описанная на диаметре МК встретит АВ в искомой точке.
Пример 2. Даны точки А, В и С. Через В провести прямую так, чтобы расстояния АХ и CY от этой прямой удовлетворяли равенству
АХ2 - СY2 = к2.
Решение. Из равенства (АХ + CY) (AX - CY) = k2 вытекает необходимость ввести в чертёж сумму и разность AX и CY. Поэтому переносим параллельно CY в С1Х и AC1·AY1 = k2. Если взять за центр инверсии А и за коэффициент к2, то С1 - есть точка окружности, инвертированной к прямой DY1; диаметр этой окружности равен АС1. Так как точки D и J соответственные, то AD·AJ = k2, что даёт возможность построить точку J. Тогда для определения точки С1 имеем JC1 AD и окружность, диаметр которой равен АС.
3. ЭкспериментПрактические занятия по теме «Методы решения задач на построение».Цели: 1. Формирование знаний об этапах решения задач на построение и умений их осуществлять;Формирование представлений об основных методах решения задач на построение;Формирование навыков самостоятельной работы.План занятий:Этапы изучения темы | Тема занятия | Количество часов | |
1. Пропедевтический этап | Основы конструкти-вной геометрии. Ос-новные геометричес- кие построения. | 2 | |
2. Систематический этап | 1. Метод пересечения фигур2. Алгебрaическийметод3. Метод параллельного переноса 4. Метод подобия | 5 | |
3. Итоговый этап | Самостоятельная ра- бота | 1 |
Задача 2
Построить треугольник АВС, зная АС и радиусы окружностей, описанных около треугольников АВD и ADC, где AD высота.
Анализ: Известно, что радиус описанной окружности лежит на пересечении серединных перпендикуляров. Так как АС известно, радиусы окружностей известны, точка М - середина АD. Следовательно, можно построить и AD.
Построение:
АС, О2 - середина;
1(О2, r2);
2(A, r);
3(O1, r);
CD3 = B;
ABC - искомый;
Доказательство:
r1 - радиус описанной окружности треугольника АВD (по построению).
Исследование:
Радиусы описанных окружностей должны быть равны половине гипотенузы. Решение единственное.
Домашнее задание
Оставшиеся задачи и предложенная теория.
Занятие 4
Тема: Решение задач на построение алгебраическим методомЦель: Сформировать умение строить отрезки по данным формулам.Оборудование: Циркуль, линейка.План-коспект занятия:1. Организационный момент.2. Объяснение нового материалаПреподаватель: При решении задач алгебраическим методом приходится решать следующую задачу:Даны отрезки a, b,…, l, где a, b,…, l - их длины. Выбрана единица измерения. Требуется построить отрезок х, длина которого х в этой же системе измерения выражается через длины a, b,…, l заданной формулой:x = f (a, b,…, l)Рассмотрим построение отрезков, заданных следующими простейшими формулами:1) ;2) , где p и q - натуральные числа; (построение отрезка - четвёртого пропорционального к данным трём).;;С помощью построений 1-7 можно строить отрезки, заданные более сложными формулами.Рассмотрим пример: (решить вместе с преподавателем).Пример 1. Пусть а, b, c и d - данные отрезки. Построить отрезок х, заданный формулой:Решение: Построение отрезка выполняем в следующей последовательности:Строим отрезок у, заданный формулой (для этого дважды выполняем построение отрезка, заданного формулой 5);Строим отрезок z, заданный формулой (построение отрезка, заданного формулой 6);Строим отрезки u и v по формулам и (построение отрезка по формуле 4);Строим отрезок х, по формуле(построение отрезков, заданных формулой 4).Построение:Алгебраический метод решения задач состоит в следующем: Задачу формулируют так, чтобы в качестве данных фигур и искомой фигуры были отрезки. Используя подходящие теоремы, выражают длину искомого отрезка через длины данных отрезков и по найденной формуле строят искомый отрезок.Рассмотрим пример:Задача 1
Дан треугольник АВС. Построить три окружности с центром, соответственно в точках А, В и С так, чтобы они касались друг друга внешним образом.
Решение:
Анализ. Пусть АВС - данный треугольник, a, b, c - его стороны (AB = c, BC = a, AC = b). Задача будет решена, если мы сможем построить отрезок х по известным отрезкам a, b и c.
Видно, что
Отсюда получаем (1)
Построив отрезок х по этой формуле, проводим окружность (А, х), а затем две другие окружности (В, с - х) и (С, b - x).
Построение:
Строим отрезок по формуле
Строим окружность (А, х);
Строим окружность (В, с - х);
Строим окружность (С, b - х).
Доказательство: непосредственно следует из построения.
Исследование: Из формулы (1) находим:
(2)
Из этих формул всегда видно, что задача всегда разрешима, так как в треугольнике АВС c + b - a > 0, a + c - b > 0, a + b - c > 0 и отрезки x, y, z могут быть построены по формулам (2).
Формулы (2) дают единственные значения радиусов искомых окружностей, поэтому задача имеет единственное решение.
Домашнее задание: Построить отрезок, длина которого в выбранной системе измерения равна
Занятие 5
Тема: Метод параллельного переноса.
Цель: Выделить метод параллельного переноса.
Оборудование: Чертёжные инструменты.
План-конспект урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Преподаватель: Сущность метода параллельного переноса состоит в следующем: какую-либо часть искомой фигуры переносят или параллельно самой себе, или другим образом, но на такое расстояние, чтобы вновь полученная фигура могла быть построена или непосредственно, или легче, чем искомая фигура. Направление такого переноса зависит от условия задачи и должно быть выбрано так, чтобы во вновь полученную фигуру вошло, по возможности, большее количество данных. Давайте рассмотрим пример.
Задача 1
Постройте трапецию по заданным сторонам.
Анализ. Пусть трапеция АВСD построена, ВС= а, АD= b, AB= c, CD= d Выполним параллельный перенос, определяемый вектором СВ. Тогда сторона СD перейдёт в BD. Треугольник АВD можно построить по трём сторонам c, d, b-a (b>a).
Затем продолжим отрезок АD на DD = a. Через точку В проведем прямую, параллельную АD и на ней отложим отрезок ВС= а. Соединим точки С и D. Полученная трапеция АВСD - искомая.
План построения очевиден.
Доказательство. В четырехугольнике АВСD BC параллельна AD, значит ABCD - трапеция в которой AB = c, AD =b, так как AD= b - a + a. BD= CD = d.
Исследование. Треугольник ABD можно построить по трём сторонам, если c - d < b - a < c + d. При этом условии однозначно выполнимы и все остальные шаги построения. Если неравенство c - d < b - a < c + d не выполняется, то задача при выбранных данных не имеет решения.
Задача 2
Построить параллелограмм по двум сторонам и углу между диагоналями.
Анализ. Пусть ABCD - искомый параллелограмм и АВ = а, ВС = b, угол между диагоналями равен ?. Если выполнить параллельный перенос на вектор ВС, то ТВС(D) = D1. Тогда AD1 = 2b, ACD1 = , D - середина отрезка AD1 и DC = а. Значит, точка С принадлежит геометрическому месту точек из которых отрезок AD1 виден под углом , и окружности S (D; a).
Построение.
1) AD1 = 2b;
2) F1 - геометрическое место точек из которых отрезок AD1 виден под углом ;
3) D - середина отрезка AD1;
4) S = S (D; a);
5) CF1 S (D; a);
6) B = TDA(C).
ABCD - искомый параллелограмм.
4. Домашнее задание: Постройте трапецию по основаниям и диагоналям.
Занятие 6
Тема: Метод подобия.
Цель: Выделить метод подобия.
Оборудование: Чертёжные инструменты.
План-конспект урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала
Преподаватель: Основная идея метода подобия состоит в следующем:
Сначала строят фигуру, подобную искомой так, чтобы она удовлетворяла всем условиям задачи, кроме одного. Затем строят уже искомую фигуру, подобную искомой и удовлетворяющую опущенному требованию.
Метод подобия находит применение обычно в случаях, когда среди данных лишь одно является отрезком, а все остальные данные-либо углы, либо отношения отрезков.
Обычно целесообразно вспомогательную фигуру строить так, чтобы она была подобна не только искомой, но и подобно расположена с ней. Успех решения зависит в этих случаях от выбора центра подобия.
При решении задач на построение методом подобия часто воспользоваться следующим замечанием. Если две фигуры подобны, то коэффициент подобия равен отношению любых двух соответствующих отрезков. Если отрезкам a, b, c,… фигуры Ф соответствуют отрезки a1, b1, c1,… подобной фигуры Ф1, то коэффициент подобия равен также отношениям:
Задача 1
Дан АВС и внутри его точка М. Найти на стороне ВС точку Х, расположенную на одинаковом расстоянии от прямой АВ и от точки М.
Анализ. Пусть точка Х найдена так, что перпендикуляр ХY = МХ. Задача сводится к построению фигуры YХМ. Представим целый ряд фигур, подобных искомой фигуре. Достаточно построить одну из этих фигур, например РКN, так как останется провести из точки М прямую параллельную КР и задача будет решена.
Для построения фигуры РКN замечаем, что В есть центр подобия искомых фигур, и поэтому точки М, H, К и В лежат на одной прямой ВМ и PN АВ, PN = BN, положение же точки Р произвольно. Поэтому для построения фигуры PKN надо в произвольной точке Р восстановить PN АВ, из центра N описать радиусом PN дугу, которая пересечёт ВМ в точке К. Проводя МХ ¦КN, можно определить искомую точку Х.
Построение.
5. ЕG AB;
6. H = ? (G, EG)BM;
7. MX ¦ HG;
8. X = BCMX.
Доказательство. Опустив перпендикуляр ХY, из подобия треугольников находим МХ: GH = BX: BN = XY: GE, откуда МХ: GH = =XY: GE, но так как по построению HG = GE, то МХ = YX.
Исследование. Задача всегда возможна и имеет два решения, так как дуга из центра G встречает ВМ всегда в двух точках.
4. Домашнее задание. Постройте треугольник с заданным периметром, подобный данному.
Результаты экспериментаПо проблеме исследования был проведён естественно - педагогический эксперимент.Эксперимент проходил в три этапа:Первый этап - констатирующий эксперимент.При его проведении были выявлены знания учащихся по теме «Решение задач на построение». Использовались различные формы и методы выявления знаний: анкетирование, беседы с учащимися, наблюдение за деятельностью учащихся. В частности, был проведён срез №1: «Основные задачи на построение».Срез №1Постройте треугольник по двум сторонам и углу между ними;Разделите данный отрезок пополам;Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету;Какие этапы включает в себя решение задачи на построение?Какие методы решения задач на построение вы знаете?Работы учащихся представлены в приложении.В результате, было выявлено, что у учащихся сформировано представление об основных задачах на построение; знания об этапах решения задач не полны (реализуется только два из четырёх этапов). Умения осуществлять анализ сформированы слабо.Второй этап - поисковыйНа этом этапе осуществлялся отбор содержания заданий, наиболее целесообразных форм работы с учащимися, в процессе выполнения которых происходит формирование методов решения (предлагаемые выше практические занятия).Третий этап - обучающий(формирующий)На нём была проведена экспериментальная проверка разработанной методики в виде второго среза (заключительного).Срез №2Задача 1. Построить треугольник АВС по сторонам ВС и АС и углу АВС при основании.Задача 2. Построить треугольник по двум углам ? и ? и медиане m, проведённой из вершины третьего угла.Для проведения эксперимента были выбраны две группы учащихся примерно с одинаковым уровнем сформированности знаний и умений. Методы, рассматриваемые на занятиях в экспериментальной группе не выходят за рамки школьной программы.Результаты эксперимента приведены в таблице:Эксперимент | альная группа | Контрольная | группа | ||
срез №1 | срез №2 | срез №1 | срез №2 | ||
Количество учащихся | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Знания об этаПах решения задачи | 20% | 68% | 22% | 27% | |
Метод пере- ечения фигур | 25% | 80% | 23% | 25% | |
Алгеброичес- кий метод | 28% | 71% | 24% | 24% | |
Метод парал-лельного пе- реноса | 30% | 65% | 26% | 25% | |
Метод подо- бия | 28% | 70% | 29% | 31% |