Метод проектов и его использование в школе

Метод проектов и его использование в школе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Комсомольский-на-Амуре государственный

Педагогический университет”

Курсовая работа на тему:

Метод проектов и его использование в школе

Специальность 050203 - “физика”

с дополнительной специальностью “информатика”

Выполнил: студент ФМФ

151 группы Вензелев А.А

Научный руководитель:

Жиганова Г.П старший

преподаватель кафедры

информатики

Комсомольск-на-Амуре

2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. МЕТОД ПРОЕКТОВ . 5

1.1.Что такое метод проектов?................................................................. 5

1.1.1.Немного об истории метода проектов………………………. 6

1.2.2.Понятие «Метод проектов» . 9

1.2.Разработка метода проектов………………………………………... 9

1.2.1.Основные требования к использованию метода проектов… 9

1.2.2.Основные этапы выполнения проекта 12

1.2.3.Роль учителя при выполнении проекта……………………... 13

1.2.4.Роль учащихся при выполнении проекта…………………… 14

1.2.5.Оценка выполненного проекта……………………………….. 15

1.3.Телекоммуникационный проект и его использование в учебном
процессе………………………………………………………………. 16

1.3.1.Общая характеристика телекоммуникационного проекта... 27

1.3.2.Типология телекоммуникационных проектов . 20

Выводы по главе 1 26

2.Разработка проекта по физике на тему “Современные источники света”

2.1. Почему выбрана данная тема проекта?………………………….. 27

2.2.Этапы создания проекта:

2.2.1.Планирование учебного проекта……………………………. 27

2.2.2.Электронные ресурсы для учебного проекта………………. 28

2.2.3.Создание презентации учащегося…………………………... 29

2.2.3.Создание публикации учащегося…………………………… 30

2.2.4.Электронные таблицы в проектной работе………………… 31

2.2.5.Создание дидактических материалов………………………. 33

2.2.6.Создание методических материалов………………………... 33

2.2.7.Создание программного продукта………………………….. 34

2.2.8.Создание Web - сайта проекта……………………………… 35

2.2.9.Разработка плана проведения проекта в школе……………. 39

2.2.10.Зашита учебных проектов………………………………….. 39

Выводы по главе 2……………………………………………………….. 42

Заключение…………………………………………………………………… 44

Список литературы…………………………………………………………... 45

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 47

Приложение 1.Схема взаимодействия учителя и учащихся на различных

этапах проектирования……………………………………… 48

Приложение 2.Индивидуальная карта учащегося…………………………. 49

Приложение 3.Характеристика различных видов вопросов……………… 50

Приложение 4.Схема взаимосвязи и распределения различных видов

вопросов……………………………………………………... 51

Приложение 5.Схема различных видов вопросов в разработанном проекте

по физике……………………………………………………. 52

Приложение 6.Перечень имен файлов………………………………………. 53

Приложение 7.Список использованных материалов при создании проекта 54

Приложение 7.1.Логика расположение текста на страничках буклета……. 55

Приложение 8.Логика расположения текста и кнопок управления на

Web - сайте проекта…………………………………………. 56

Приложение 9.Схема вариантов использования MS Excel в проектной

работе…………………………………………………………. 57

Приложение 10.Циклограмма проведения проекта по физике…………….. 58

Приложение 11.Определение педагогических и методических подходов.... 59

Приложение 12.Итоговая оценочная таблица проекта по физике…………. 60

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с широким вне-дрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьюте-ризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскры-тии данной темы мы постараемся показать возможности использования ком-пьютерной техники в обучении.

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:

1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя физики.

2. Разработать метод проектов по физике на тему “Современные источники света”

В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя физики.

2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе;

2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя физики в школе.

Объектом исследования данной курсовой работы является использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования - использование метода проектов в деятельности учителя.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы,

- педагогическая апробация.

В первой главе даны понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, их использование в учебном процессе.

Во второй главе дается подробная поэтапная разработка проекта по физике на тему «Современные источники света».

Курсовая работа представлена в следующем объеме: основное со-держание описано на 45 страницах, включающее 8 рисунков и 5 таблиц; при-ложения приводятся на 12 листах; в качестве дополнительных материалов представлены разработанные презентации, буклеты и компьютерная модель на компакт-диске.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ?

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст-вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя уче-ником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин-формацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные кон-цепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мыш-ления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея-тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

1.1. Немного об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

1.1.1. Понятие «Метод проектов»

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [12].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз-вития креативности и одновременно формирования определенных личност-ных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде [15, с. 11].

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще-ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ-ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить-ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре-бенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла-нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс-шие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо-ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро-ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз-решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само-стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо-ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити-ческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель-ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Ме-тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри-вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех-нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи-ческий результат, готовый к применению [2].

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

* межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред-метов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выпол-няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те-кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [15].

1.2.Разработка метода проектов

1.2.1. Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле-мы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической про-блемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, рас-крывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпола-гаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной про-блемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, со-вместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием по-этапных результатов).

7.Использование исследовательских методов :

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле-дования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг-лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про-смотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабаты-вать данные, не владея определенными методами различных видов творче-ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие ус-пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и тех-нологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследова-тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови-тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде-лить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по-требует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и форми-рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте-пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь воз-можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея-тельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон-кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста-тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето-дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к ка-честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать