Метод проектов и его использование в школе
p align="left">Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами орга-нов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В треть-их, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та-ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

1.2.2. Основные этапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы выполнения проекта

Таблица 1

Этап

Задача

Деятельность уча-щихся

Деятельность

учителя

1

2

3

4

Начинание

Определение темы, уточнение целей, вы-бор рабочей группы

Уточняют ин-формацию, обсу-ждают задание

Мотивирует учащихся, объ-ясняет цели проекта, наблю-дает

Планирование

Анализ проблемы, оп-ределение источников информации, поста-новка задач и выбор критериев оценки ре-зультатов, распреде-ление ролей в команде

Формирует зада-чи, уточняют ин-формацию (ис-точники), выби-рают и обосновы-вают свои крите-рии успеха

Помогает в ана-лизе и синтезе (по просьбе),

наблюдает

Принятие ре-шения

Сбор и уточнение ин-формации, обсужде-ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с ин-формацией, про-водят синтез и анализ идей, вы-полняют исследо-вание

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют ис-следование и ра-ботают над про-ектом, оформля-ют проект

Наблюдает, со-ветует (по просьбе)

Оценка ре-зультатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это-го, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в кол-лективном само-анализе проекта и самооценке

Наблюдает, на-правляет про-цесс анализа (если это необ-ходимо)

Продолжение таблицы №1

Защита про-екта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объ-яснение полученных результатов, коллек-тивная защита проек-та, оценка

Защищают про-ект, участвуют в

коллективной оценке результа-тов проекта

Участвует в коллективном анализе и оцен-ке результатов проекта

1.2.3. Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави-симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа-гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон-сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож-но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь-ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль-тернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про-ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно про-демонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в дея-тельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся пока-зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ-ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме-нения имеющихся знаний.

1.2.4. Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ-никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк-тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно-сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ-ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи-тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за-щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея-тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель-ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач-но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю-щего мира и себя в этом мире.

1.2.5. Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И. [6], на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко-торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре-зультата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова-ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст-венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста-ется вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам про-ект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце-нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь-зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго-гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 2).

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50 - 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто-рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус-тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо-димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования про-водить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать дру-гие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элемен-тами самостоятельного познания и получения информации.

1.3. Телекоммуникационный проект и его использование

в учебном процессе

Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле-коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочислен-ные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организо-ванная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать бо-лее высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся раз-ных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятель-ности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

1.3.1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об-щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [1].

Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде все-го, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные. Решение про-блемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегриро-ванного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно междуна-родном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предпо-лагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлече-ния свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как оп-ределить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с при-влечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

* предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, со-циальным, т.д., явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

* предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

* предусматривается сравнительное изучение эффективности использо-вания одного и того же или разных (альтернативных) способов реше-ния одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффектив-ного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа реше-ния проблемы;

* предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то ра-боты, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта рас-тения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложе-ний по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.);

* предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Организация телекоммуникационных проектов требует специ-альной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и уча-щихся.

От учителя требуется:

* умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи-мые темы проектов;

* умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

* переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по сво-ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея-тельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, группо-вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско-вого, творческого плана;

* владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

* умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

* если речь идет о международном проекте - практическое владение язы-ком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее исто-рии;

* владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле-коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте-ром).

От учащихся требуется:

* знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

* владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вво-дить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо-вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон-ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

* владение коммуникативными навыками;

* умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со-держащихся в телекоммуникационном проекте;

* в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникаци-онной технологии:

* умение войти в сеть;

* умение составить и отправить по сети письмо;

* умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;

* структурировать полученные письма в специальной директории;

* ходить в электронные конференции, размещать там собственную ин-формацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конфе-ренциях информацию;

* входить в Интернет и пользоваться ее услугами.

Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проек-та достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящи-мися на расстоянии, просто невозможна. К ним следует отнести, прежде все-го:

* доброжелательность при всех обстоятельствах;

* обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;

* взаимопомощь в работе;

* тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, ес-ли она носит характер научного исследования;

* полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей [1].

1.3.2. Типология учебных телекоммуникационных проектов

Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи-ческим признакам можно отнести:

1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при-ключенческий и т.д.

2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы-ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто-рические, музыкальные.

3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо-вые);

5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про-ектов:

* Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду-манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре-зультатов;

* Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совмест-ной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);

* Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ-ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе-ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно-шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль-таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри-совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать