Научно-исследовательская работа школьников в РБ

Научно-исследовательская работа школьников в РБ

43

Содержание

  • Введение
    • 1. Научно-исследовательская работа школьников в РБ. Формы и содержание
    • 1.1 О научно-исследовательской работе школьников в РБ
    • 1.2 Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей
    • 1.3 Турнир юных математиков
    • 1.4 Научно-исследовательские конференции и семинары
    • 2. Методы и приемы научно-исследовательской работы школьников
    • 2.1 Неполная индукция
    • 2.2 Обобщение
    • 2.3 Аналогия
    • 2.4 Специализация
    • 3. Пример задачи исследовательского характера для школьников
    • 3.1 Пример 1: неприводимые многочлены
    • 3.2 Пример 2: волнистые числа
    • Заключение
    • Список используемой литературы
    • Приложение 1
    • 1.1 Старшая группа (9-11 классы)
    • 1.2 Средняя группа (6-8 классы)
    • 1.3 Младшая группа (2-5 классы)
    • 1.4 Дополнительные вопросы
Введение

Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования. Именно отсутствие этого общего интереса делает многие темы научной работы бесперспективными.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с молодежью. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме.

Сейчас в РБ сложилась и успешно действует практика научно-практических конференций, на которых юные исследователи выступают с сообщениями об исследованиях, выполненных самостоятельно или под руководством школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников институтов. Подобные мероприятия не замыкаются в рамках страны, а выходят международный уровень.

Цель данной работы - создать т. н. пособие для учителей и студентов, желающих заниматься данным видом творческой работы со школьниками.

Исследовательская деятельность учащихся во многих учреждениях становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов: ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.

Работа состоит из 3 разделов. В первом разделе идет речь о формах и содержании научно-исследовательской работы школьников в РБ, приведены примеры (Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей, турнир юных математиков). Второй раздел посвящен методам и приемам научно-исследовательской деятельности школьников, а именно: неполная индукция, обобщение, аналогия, специализация. В третьем разделе представлены примеры задач исследовательского характера.

1. Научно-исследовательская работа школьников в РБ. Формы и содержание

1.1 О научно-исследовательской работе школьников в РБ

Научно-исследовательской работой школьника в РБ активно занимаются сотрудники факультета прикладной математики и информатики БГУ. Главная цель такой работы - создание и поддержка такой единой, непрерывной системы образования, ориентированной на математику и информатику, которая, вовлекая в сферу своей деятельности любого увлеченного школьника (см. ниже):

* помогает ему определить свои склонности (и способности) для выбора своей будущей деятельности;

* предоставляет ему все условия для развития своих способностей, укрепления и углубления знаний и навыков в выбранном (ых) предмете (ах) на всех этапах обучения;

* сводит к минимуму негативные факторы (если таковые будут при этом существовать) при переходе из школы в вуз, обеспечивает дополнительное обучение студентов на младших курсах;

* ускоряет процесс формирования из него будущего ученого или специалиста-профессионала самой высокой квалификации.

Научно-исследовательская работа со школьниками ведется по 4 основным этапам:

1-й этап: вовлечение и определение склонностей (5-9 классы);

2-й этап: создание условий для развития способностей и углубления и укрепления знаний (5-11 классы - 1-2 курсы);

3-й этап: переход: школа-вуз и дополнительное образование на младших курсах (10-11 классы - 1-2 курс);

4-й этап: завершение образования и получение высшей квалификации (3-5 курсы, аспирантура, последипломное образование (переподготовка, повышение квалификации).

Основные принципы научно-исследовательской работы в РБ:

Круглогодичность (цикличность);

Непрерывность;

Дополнительность (сочетание общего образования с различными формами дополнительного обучения);

Пролонгированность (продолжение дополнительного обучения и сохранение основных принципов его после школы на младших курсах вуза и далее, вплоть до обучения в аспирантуре и т.п.);

Преемственность.

В научно-исследовательской работе со школьниками имеет место: сочетание классических методов обучения с современными, использование современных обучающих и тестирующих программ (в том числе, создание собственных), использование возможностей Интернет-технологий.

Основными формами проведения научно-исследовательской работы в РБ являются:

Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей;

Турнир юных математиков;

Научно-исследовательские конференции и семинары.

Теперь поподробнее о каждой из них.

1.2 Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей

Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей (далее - летняя научно-исследовательская школа) - смена летнего профильного оздоровительного лагеря - проводится Белорусским государственным университетом под эгидой Министерства образования Республики Беларусь на базе сезонно-оздоровительного лагеря.

Цели и задачи:

Основными целями летней научно-исследовательской школы являются выявление одаренных школьников, обладающих нестандартным творческим мышлением, склонных к творческой и исследовательской работе, поддержка и дальнейшее развитие таких школьников.

Задачами летней научно-исследовательской школы являются:

развитие у учащихся интереса к творческой и научно-исследовательской деятельности;

вовлечение в учебную научно-исследовательскую работу талантливых школьников, выявление и отбор школьников, способных к научно-исследовательской деятельности и дополнительная работа с ними;

развитие форм и методов дополнительной работы с талантливыми школьниками;

стимулирование деятельности педагогических коллективов по развитию способностей одаренных учащихся;

создание ситуации индивидуально ориентированного обучения через непосредственное общение и сотрудничество (вплоть до работы в составе одной исследовательской группы) ученых, учителей, студентов и школьников;

гармоничное сочетание учебно-научной и воспитательной работы с активным отдыхом и оздоровлением;

стимулирование школьников к продолжению исследований по выбранным темам в течение учебного года и представлению своих результатов на республиканскую конференцию школьников, активизация деятельности учителей в различных направлениях и формах учебно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение к такой деятельности представителей высших учебных заведений и институтов Национальной Академии наук Беларуси;

реализация идеи непрерывного образования путем подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Летняя научно-исследовательская школа проводится ежегодно в течение одной из летних смен СОЛ, как правило, в июле текущего года. Участниками летней научно-исследовательской школы могут быть учащиеся учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего образования. Отбор учащихся для участия в работе школы осуществляется на основе заявок учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего образования республики (средних школ, лицеев, гимназий и др. учебных заведений), с учетом активности и/или успешности участия школьников в различных мероприятиях научно-исследовательского и олимпиадно-конкурсного характера в течение учебного года.

Для организации и проведения летней научно-исследовательской школы из числа представителей Министерства образования Республики Беларусь, Белорусского государственного университета, других учреждений образования и иных организаций, осуществляющих образовательную или научную деятельность, формируется организационный комитет (далее - оргкомитет). Персональный состав оргкомитета ежегодно утверждается приказом БГУ.

Оргкомитет осуществляет весь комплекс мероприятий по организации и проведению летней научно-исследовательской школы:

публикует в республиканской периодической печати информационные сообщения о проведении летней научно-исследовательской школы,

формирует состав участников летней научно-исследовательской школы,

разрабатывает и утверждает программу работы летней научно-исследовательской школы,

утверждает расписание занятий в летней научно-исследовательской школе (до четырех академических часов учебных и научных семинаров ежедневно),

обеспечивает проведение учебной и научно-исследовательской работы со школьниками, студентами и учителями в летней научно-исследовательской школе, а также организацию культурно-оздоровительных мероприятий,

проводит оповещение педагогической общественности о работе прошедшей летней научно-исследовательской школы и ее итогах.

Все решения оргкомитета принимаются на заседаниях и оформляются протоколами. Решение оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов оргкомитета.

Основными формами учебно-научной работы в летней научно-исследовательской школе являются:

разработка исследовательских задач - индивидуально или в составе творческой группы (проводится, как правило, в виде научных семинаров или в виде выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы под руководством преподавателей и студентов, имеющих опыт руководства школьной научно-исследовательской работой);

обсуждение методологии и промежуточных результатов исследований на семинарах, круглых столах и т.п.;

организация спецкурсов, семинаров, кружков по дополнительным темам математики, физики, астрономии, информатики и т.д.

выступление перед участниками школы ведущих ученых республики;

научная конференция, по результатам которой определяются лучшие работы, выполненные во время работы школы, делаются рекомендации по дальнейшему проведению исследований, публикации материалов и т.д.

1.3 Турнир юных математиков

Турнир юных математиков - командные соревнования учащихся в умении решать исследовательские задачи, убедительно представлять полученные результаты и аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичных дискуссиях.

Основные цели турнира состоят в привлечении учащихся к исследовательской работе и привитии им навыков проведения научных исследований, представления и защиты своих результатов, ведения научной дискуссии. Задачами турнира являются:

популяризация новых форм работы с талантливой молодежью;

развитие и укрепление контактов между учреждениями образования, способными учащимися, учителями, преподавателями вузов и учеными республики и других стран;

обмен опытом в сфере дополнительного образования, изучение и использование лучших форм и методов внеклассного обучения, апробированного и используемого в различных странах;

привлечение ведущих ученых и преподавателей вузов к дополнительному образованию учащихся, предоставление талантливым школьникам благоприятных возможностей для общения с ними и получения советов и консультаций профессионального и профориентационного характера.

Организацию и проведение турнира осуществляет организационный комитет (далее - оргкомитет). Состав оргкомитета утверждается Министерством образования. Оргкомитет определяет и утверждает состав специального жюри, обеспечивающего подготовку заданий, отбор команд, судейство и правильность ведения соревнований.

Информационное сообщение о проведении турнира и условия заданий публикуются в республиканской периодической печати не менее чем за два месяца до начала турнира.

К участию в турнире юных математиков допускаются команды учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также учащихся профессионально-технических или средних специальных учреждений образования. Кроме команд-участниц на турнир могут приглашаться наблюдатели.

Команда - участник турнира может либо представлять одно учреждение образования, либо быть сборной города, района или нескольких учреждений образования. Не допускается участие в турнире двух и более команд от одного учреждения образования, а также включение учащихся одного учреждения образования в две и более команд.

В состав команды может входить не более шести учащихся. Команду возглавляет капитан, назначаемый из числа участников команды. Каждая команда должна сопровождаться руководителем, который является официальным представителем соответствующего учреждения образования на турнире и несет ответственность за все действия команды во время проведения турнира.

Общий порядок проведения турнира зависит от числа участвующих команд. При наличии не менее 9 команд, он определяется следующим расписанием:

1-й день

Конкретные

даты см. в

Приложении В

Открытие турнира и жеребьевка отборочных боев первого тура

См. пп.8,16

2-й день

Письменный (нулевой) тур

См. п.10

3-й день

Отборочные бои первого тура

См. пп.8,11,13

4-й день

Отборочные бои второго тура

См. пп.8,11,13

5-й день

Финальные бои (основной и малый финалы)

См. пп.8,11,14

Закрытие турнира

Для планирования турнира и разрешения спорных ситуаций, возникающих при его проведении, используется корректируемый рейтинг команд.

Рейтинг каждой команды - это величина, аккумулирующая результаты, полученные командой в ходе турнира, и призванная отражать ее относительную силу в ряду других участников. Он вычисляется по следующим правилам:

На основе рассмотрения предварительных материалов (см. п.4) каждая команда получает свой предварительный рейтинг Rпредв, который определяется следующим образом: суммируются баллы команды за все решения (находится сумма баллов команды Sком), после этого по суммарным баллам всех команд, приглашенных на турнир, вычисляется средний балл Sср и предварительный рейтинг каждой команды

Rпредв = 0,5·Sком/Sср.

После проведения письменного (нулевого) тура происходит корректировка рейтингов команд. Для этого определяется приращение рейтинга каждой команды за нулевой тур R0, равный отношению суммы баллов команды к среднему баллу всех команд, набранных в письменном туре. Скорректированный рейтинг команды равен:

R: Rпредв + R0.

После подведения итогов боя для каждой команды, участвовавшей в нем, производится корректировка текущего рейтинга. Для этого по итоговым суммам баллов всех команд (Sк, см. п. 20.2) находится средний итоговый балл команд в этом бою Sбоя и приращение рейтинга каждой команды, равное отношению Sк/Sбоя. Приращения рейтингов команд, полученные ими в отборочных боях первого и второго тура и в финальных боях, обозначаются соответственно: R1, R2, Rф. Скорректированные рейтинги, которые становятся после пересчета текущими, вычисляются по правилам:

после отборочных боев первого тура:

R: Rпредв + R0 + R1,после отборочных боев второго тура:

R: Rпредв + R0 + R1 + R2,после финальных боев (основного и малого финала):

R: Rпредв + R0 + R1 + R2 + Rф.

Победителями турнира юных математиков (первое, второе и третье место) признаются команды, занявшие соответствующие места в финальном бое. Победители турнира награждаются дипломами Министерства образования соответствующих степеней.

Победителям малого финала (командам, занявшим в малом финале первое, второе и третье места) присуждаются соответствующие места, непосредственно следующие за местами команд - участников основного финала. Победители малого финала награждаются грамотами специального жюри.

Кроме этого, отдельные команды и участники могут быть отмечены поощрительными свидетельствами или похвальными отзывами.

Математический бой - главная составная часть турнира юных математиков. Под математическим боем понимается организованная дискуссия нескольких команд, в которой каждая участвующая команда поочередно выступает в качестве докладчика своих результатов, оппонента по выступлению докладывавшей команды и рецензента, оценивающего качество дискуссии двух других команд.

Команды, участвующие в математическом бое, называются участниками боя. Как правило, число команд-участников боя три или четыре (в исключительных случаях возможно участие пяти или шести команд в одном бое, см. пп.7 и 8). Все участники боя образуют состав боя.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать