Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки

Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки

5

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

"Бирская государственная социально-педагогическая академия"

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КОЛОТОВ В.В.

Студент 5 курса очного отделения

Выпускная квалификационная работа

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

К защите допущен: Научный руководитель

Зав. кафедрой к. т. н., доцент __________/ /

___________/ / "____" _________200…г

"____" _________200…г

БИРСК 2008

Содержание

  • Введение 3
    • Глава I. Теоретические основы научно-технического творчества в системе технологической подготовки 9
    • 1.1 Творчество как педагогическая проблема 9
    • 1.2 Система технологической подготовки 18
    • 1.3 Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе 24
    • Выводы по первой главе 26
    • Глава II. Педагогические условия научно-технического творчества в системе технологической подготовки 28
    • 2.1 Содержание научно-технического творчества в общеобразовательной школе 28
    • 2.2 Формы, методы и средства научно-технического творчества в системе технологической подготовки 41
    • Заключение 53
    • Литература 55
Введение

Одним из профессиональных качеств учителя является его способность к педагогическому научно-техническому творчеству в системе технологической подготовки.

Содержание понятия "творческий компонент педагогической деятельности" включает сам процесс творчества - продукт творческой деятельности личности учителя, творческие способности. Отличительная черта научно-технического творчества - его продуктивный результат. Продуктом педагогической творческой деятельности является человек. Творческий потенциал предполагает не только определение его элементов, но и установление взаимосвязи между ними, выявление систематизирующего фактора.

В массовой практике повышения квалификации учителей эти связи реализуются недостаточно. Как правило, знания умения, навыки, полученные на курсах, слабо ориентируют учителей на творческий поиск. Вся методическая работа на курсах и в системе непрерывного образования не подводит учителя к необходимости творческой деятельности. Недостаточное осознание рядом учителей необходимости учиться творчеству вызывает противоречие между их запросами к повышению квалификации и объективными общественными потребностями. Не всегда обеспечивается положительная мотивация творческой деятельности. В управлении учебно-познавательной деятельностью учителей отсутствует дифференциация, учитывающая подготовленность их к соответствующей деятельности. Не учитываются ни возрастные особенности, ни практический опыт, ни направленность на проблему.

Актуальность исследования определяется противоречием между сложившейся или традиционной научно-технической практикой в общеобразовательной школе и требованиями личностно-ориентированного образования, которые принципиально изменили задачи изучения иностранных языков не только в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня, но и в массовой школе.

Сложившаяся ситуация заставила более глубоко и полно использовать дидактические, воспитательные и развивающие возможности учебного предмета, что продиктовано возможностью выхода выпускников в мировое образовательное пространство.

Эти требования относятся как к изменениям содержания предмета, так и к организации содеятельности субъектов образовательного процесса: решению задач актуализации его изучения в общекультурном и коммуникативном, активизации деятельности учащихся и учителей, использованию индивидуальных педагогических технологий, разнообразных систем оценки качества технологической подготовки.

Очевидно, что перечисленные изменения, происходящие в школе, не могли не захватить систему повышения квалификации, так как многие учителя получили высшее педагогическое образование в те годы, когда стандартом и учебными планами (и соответственно программами) не был предусмотрен такой подход.

Изменение системы повышения квалификации в целом выдвинуло проблему совершенствования базового образования педагога, направленного, с одной стороны, на более глубокое использование функций учебного предмета и образовательной области, интеграции предметов разных областей.

Проведенные исследования и накопленный опыт ведут к совершенствованию лишь отдельных направлений и компонентов повышения квалификации, в то время как развитие творчества требует целостного подхода к рассмотрению всей педагогической системы.

В массовой практике повышения квалификации учителя эта система реализуется недостаточно. Знания и умения, полученные на курсах, не в полной мере реализуются в школьной практике. Творчество не является логическим развитием учения на курсах. Недостаточное осознание рядом учителей потребности в творческом подходе к своей деятельности вызывает противоречие между их запросами к повышению квалификации и объективными общественными потребностями. Не всегда обеспечивается положительная мотивация учения на курсах к проявлению творчества. В управлении учебно-познавательной деятельностью отсутствует дифференциация, учитывающая подготовленность их к соответствующей деятельности. Это и определило тему нашего исследования: "Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки".

В основу исследования была положена идея: построение повышения квалификации должно быть организовано так, как затем должен работать с учениками сам учитель, т.е. с позиции его индивидуального развития в творческих микрогруппах, а также путем прохождения курсов в два этапа - инвариантном и вариативном, - а отбор в группы проводить на основе диагностики (тестирование, анкетирование, собеседование).

Объект исследования: процесс развития профессиональной научно-технической деятельности учителя в системе технологической подготовки.

Предметом исследования являются особенности функционирования и развития системы технологической подготовки.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий развития научно-технической деятельности учителей для эффективной реализации личностно - ориентированного обучения учащихся в школе.

Гипотеза исследования: процесс развития педагогического творчества учителя будет эффективным, если создать следующие условия для его деятельности:

создать педагогическую систему, все компоненты которой направлены на самоидентификацию и самореализацию личности учителя;

использовать инвариантную и вариативные части учебных планов и программ, включающих совокупность теоретических и методологических знаний по проблемам творчества, интеграцию языковой и общекультурной подготовки;

организовать самостоятельную деятельность, учитывающую индивидуально-личностные качества субъектов образовательного процесса (решение проблемных задач в новой педагогической ситуации; моделирование собственной деятельности в школе с учетом требований гуманистической концепции образования).

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, предстояло решить следующие задачи:

выяснить зависимость уровней и направления мотивации готовности к творческой педагогической деятельности от профессиональной подготовки и переподготовки учителя технологии;

определить содержательные, процессуальные и деятельностные компоненты, способствующие развитию педагогического творчества;

определить эффективные формы и методы развития педагогического творчества с учетом дифференцированного подхода к повышению профессионального мастерства учителя;

выявить эффективность педагогической системы взаимосвязанных компонентов повышения квалификации в плане развития креативности, используя соответствующие критерии оценки творческого характера деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и взгляды на проблему творчества в педагогической деятельности классиков педагогики: Я.А. Коменского, И. Г, Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. \. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко. Изучены и учтены основные положения о существовании педагогического творчества, формах и путях его развития, содержащиеся в работах Ю.К. Бабанского, Ф.Ю. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.Я. Пономарева, М.М. Поташника, И.П. Раченко, С.Л. Рубинштейна и др., концепции непрерывного образования, содержательно-методические аспекты обучения на курсах, рассмотренные М.Ю. Красовицким, Э.К. Туркиной, О.С. Орловым, А.В. Элизбаршвили, принципы и закономерности обучения и повышения квалификации взрослых.

При выполнении работы мы использовали следующие методы исследования:

анализ литературы по теме исследования, опыта работы учителей, институтов повышения квалификации, методических кабинетов;

беседы с учителями, анкетирование и интервьюирование слушателей курсов и семинаров;

метод экспертной оценки, самооценка, обобщение независимых характеристик, опытно-экспериментальная работа;

внедрение в систему повышения квалификации форм и методов, способствующих развитию творческой инициативы учителей технологии.

обеспечение целенаправленной, научно-теоретической и методической подготовки учителей технологии.

Научная новизна выполненного исследования состоит:

в уточнении сущности, раскрытии содержания и особенностей проявления научно-технического творчества учителей технологии в условиях дифференцированного подхода к повышению его квалификации;

в исследовании проблемы оптимизации взаимосвязи обучения на курсах с деятельностью творческих групп, инновационных и мобильных площадок с развитием творчества учителей технологии;

в выявлении организационно-педагогических условий преобразования процесса повышения квалификации с целью развития профессиональных потребностей и уровней подготовленности учителей к учебно-познавательной научно-технической деятельности.

Теоретическое значение исследования заключается в разработке компонентов системы повышения квалификации учителей, способствующих реализации и действию гуманистической педагогики, в определении условий вовлечения учителей в научно-техническую деятельность, разработке критериев отбора специфических дисциплин, компонентов содержания обучения свойственных учителям технологии (описание способов оптимизации повышения квалификации, вариативность моделей взаимосвязанной деятельности учителя на курсах и в межкурсовой период).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

разработаны рекомендации по диагностике уровней подготовленности учителей к научно-технической деятельности, отбору содержания курсовой подготовки;

раскрыта методика проведения занятий, способствующих стимулированию у слушателей положительных мотивов к научно-технической деятельности, формированию у них комплексной программы послекурсовой деятельности, а так же рациональных познавательных умений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Двухэтапная модель повышения квалификации, включающая организационно-педагогические условия, способствующие реализации содержательно-целевых и личностно-деятельностных подходов к обучению учителя технологии.

2. Инвариантная и вариативные программы обучения учителей технологии, созданные на основе учета условий их деятельности, профессиональных потребностей, подготовленности к творчеству.

3. Программы деятельности научно-технических объединений, мобильных площадок, которые могут выступать как фактор развития коллективного творчества учителей технологии.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Глава I. Теоретические основы научно-технического творчества в системе технологической подготовки

Творчество - проблема XX века и одна из ключевых проблем современной педагогики. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой личности, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования.

Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия "творческий компонент" педагогической деятельности определяется общей структурой творческой деятельности, в которой обязательными элементами являются сам процесс творчества, продукт творческой деятельности, личность воспитателя, творческие способности, условия, в которых протекает творчество.

Целью данной главы является раскрытие ведущих черт творчества и педагогического в частности, пути изучения его в российской и зарубежной педагогике, развития способностей у учителя к творческому мышлению, пути развития творческой интуиции, роли творческих способностей, организации культуротворческой среды в общеобразовательной школе, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Все это находит свое отражение в деятельности учителей технологии.

1.1 Творчество как педагогическая проблема

Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия "творческий компонент" педагогической деятельности определяется общей структурой творческой деятельности, в которой обязательными элементами являются сам процесс творчества, продукт творческой деятельности, личность воспитателя, творческие способности, условия, в которых протекает творчество. Остановимся на рассмотрении ведущих черт творчества вообще и педагогического в частности.

Творчество как педагогическая проблема является чрезвычайно многосторонней и сложной. На творческий характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: А.А. Дистервег [51], например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во влияние трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет каменеет и опускается. П.П. Блонский [21] писал, что работа педагога более, чем новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. С.Т. Шацкий [185] отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым* деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим.

Творческий характер педагогической деятельности определяет специфику развития определенных категорий в педагогическом труде.

Творческая индивидуальность педагога, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях - все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества играет современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. Разнообразие состоит в особенностях объекта их деятельности, которым для учителя является педагогический процесс, функционирующий как смена состояния систем "педагоги-учащиеся".

Следовательно, из сущности педагогического процесса, особенностей его управления и условий функционирования исходит творческая природа педагогической деятельности.

В фундаментальных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.К. Энгельмейера, в работах Ковалева Л.Т., А.М. Матюшкина, В.И. Андреева, А.Я. Пономарева, В.А. Крутецкого, Г.С. Сухобской подверглись исследованию самые различные срезы творческого процесса, помогающие осмыслить его сущность в педагогической деятельности.

Я.А. Пономарев установил и исследовал связь психологии творчества с "педагогикой творчества". Автор рассматривает психологию творчества как часть педагогики. "Включение психологии творчества как абстрактной науки в состав педагогики творчества, как конкретной науки - необходимое условие развития действенно-преобразующего типа знаний о творческой деятельности". Он рассматривает педагогику творчества как фундаментальную науку, психологический аспект исследования творчества и его значение для педагогики творчества, а также ряд других вопросов.

Английский педагог Т. Джоунс выделяет четыре фактора, означающих и выражающих процесс творчества: связь элементов, конфликт, проблемное решение, среда.

Первый "связь элементов" выделял озарения и подразумевает мгновенное порождение индивидом новых идей в результате схождения в одной точке "несвязанных, на первый взгляд, элементов". Второй фактор признает роль конфликта бессознательного и сознательного в творческой деятельности с позиции психоанализа. Третий фактор - "проблемное решение" - обосновывает творческую деятельность теорий рефлекторного мышления. Четвертый - "среда"подчеркивал признание роли социального в воспитании творчества.

Т. Джоунс формулирует "гибкое" рабочее определение творчества на основе выделенных им четырех факторов. "Творчество - это сочетание гибкости, оригинальности и чувствительности к идеям, которые дают возможность мыслящему человеку отойти от обычного порядка мышления к продуктивному, результат чего дает удовлетворение самому и, возможно, другим". В этом определении автор попытался изложить выделенные факторы в виде перечня творческих способностей и одной общей характеристики мыслительного процесса, "Атмосферу творчества" Т. Джоунс понимает весьма широко: целенаправленное обучение, основанное на принципах творческого учения, которые реализуются в разнообразных методах приемах обучения, а также воспитания в школе и вне ее, которое осуществляемое школой совместно с обществом.

Российские ученые также раскрывают различие и специфику репродуктивного и продуктивного учения, однако, они не противопоставляют их, а рассматривают как двуединый процесс. Л.С. Выготский обосновывает психологическую сущность двух видов человеческой деятельности, воспроизводящей или репродуктивной и комбинирующей или творческой. Он подчеркивает тесную связь и зависимость двух видов деятельности: творческая деятельность невозможна без репродуктивной. "Мозг, - говорит Выгодский, - есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека была одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому и умел бы приспособиться к будущему только постольку, насколько оно воспроизводит это старое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее".

П.И. Пидкасистый провел анализ процесса и структурное воспроизведение творчества. На основе проведенного дидактического эксперимента и последующего психологического анализа ряда актов познавательной деятельности он пришел к убеждению, что элементы творчества и воспроизведения в деятельности ученика, как и в деятельности взрослого человека, следует различать по двум характерным признакам: а) по результатам деятельности; б) по способу его приложения.

Общеизвестным является тот факт, что деятельность преподавателя любой школы всегда отличалась творческим характером и прогнозируемым результатом. В связи с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общества, внедрением компьютерных технологий, актуализацией демографической политики государства, вхождения в мировую образовательную систему, расширение кредитно-модульного обучения требует обязательного научного подхода к педагогическому творчеству всех работников сферы образования.

Трудно переоценить роль творчества педагога в духовной жизни средней, специальной и высшей школы. Осознание творческого элемента в жизни и труде неизмеримо увеличивает силы учащихся и студентов в борьбе с трудностями, побуждает их к овладению все новыми и новыми знаниями, облагораживает их духовный облик в коллективе и закаляет волю.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать