Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки
оследнее десятилетие двадцатого столетия ознаменовалось появлением личностно-ориентированных моделей обучения, призванных помочь учащимся в реализации их личностного научно-технического творческого потенциала. Идея придания образованию личностного созидательного характера находит отражение во взглядах авторов целого ряда современных философских, психологических и педагогических исследований проблем научно-технической творческой самореализации человека. Среди них - исследования психологии научно-технического творчества [4,5], творчески ориентированных образовательных систем [6], систем подготовки учителя к творческой деятельности [7]. Анализ этих работ указывает на необходимость разработки концепции образования, определяющей смысл образования человека через его творческую деятельность и включающей в себя систему педагогических условий, стимулирующих креативные проявления учащихся.

Поскольку постиндустриальное информационное общество, наряду с ускорением технико-информационного прогресса, переживает глубокий кризис идеалов и ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область духовности и нравственности, одной из целей образования в современной школе должно явиться развитие потребности человека в духовном совершенствовании. Это, в свою очередь, предполагает движение от воспроизводящих к творческим видам деятельности.

Актуальность научно-технической творческой деятельности обосновывают и развивают в своих работах отечественные психологи: Д.Б. Богоявленская [8] (представление о творческой активности как личностной основе всех новаторов, независимо от рода деятельности), В.Н. Дружинин [9] (определение способности к творчеству как общей способности), В.П. Зинченко [10] (представление о творческом характере развития как главном принципе педагогики) и др.

Как известно, результатом и высшим проявлением духовной, идеальной деятельности человека, является гуманитарная культура. Именно ценностно-ориентационный, духовный уровень индивидуального и общественного бытия в ходе постепенной дифференциации целых областей духовно-практической деятельности обособился в совокупность специализированных сфер - гуманитарную культуру [11]. Игнорирование духовных оснований культуры, отказ от ее традиций особенно опасны в условиях непрерывного обновления всех элементов общественных структур, которые находят свое отражение в образовательном процессе. Следовательно, одним из важнейших условий совершенствования образовательной деятельности в целом и развития нравственно сформировавшейся личности в частности, является стимуляция творческой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Проблематика научно-технической творческой деятельности в педагогике связана с ответом на вопрос, можно ли обучать творчеству, а если можно, то с помощью каких методов. Исследователи [12, 13] полагают, что дети обладают творческими способностями, и задача педагога - создавать стимулы для конструктивной творческой деятельности, поощрять творческие проявления учеников. Ученые сходятся на том, что творческая деятельность проявляется и развивается в определенных условиях

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотрение особенностей творческой деятельности учащихся старшего школьного возраста, проявивших интерес к сфере гуманитарного знания [14]. Здесь мы сталкиваемся с недостаточной эффективностью предлагаемых сегодня способов деятельности на уроках гуманитарного цикла, базирующихся, в основном, на ретрансляции учащимся знаний и достижений, что не способствует индивидуальной творческой самореализации учащихся и приводит, в конечном счете, к развитию таких негативных явлений, как невостребованность творческого потенциала подрастающего поколения.

Особого внимания заслуживает проблема сопряжение творческой деятельности учащихся гуманитарных профильных классов с внедрением Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), поскольку в современной версии ЕГЭ по литературе, недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется проверке наличия творческих способностей старшеклассников.

Выводы по первой главе

На основе приведенного выше материала по разработке и изготовлению декоративного камина можно сформировать вывод о том, что в целом, наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны - в задачи гуманитарного образования в старшей школе входит развитие творческой активности учащихся, что достигается посредством стимулирования творческой деятельности старшеклассников; с другой стороны - технология самостоятельной творческой деятельности учащихся остается неразработанной. Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующее в учебных программах по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

Приведенные рассуждения послужили основанием постановки исследования, направленного на поиск педагогических условий стимулирования творческой деятельности учащихся старших классов (на примере дисциплин гуманитарного цикла). В рамках работы планируется:

исследовать возможности становления научно-технической творческой деятельности старшеклассников в рамках современной системы школьного образования,

определить типологию научно-технической творческой деятельности учащихся (на основе проявляемых ими интересов),

выявить условия, стимулирующие творческую деятельность школьников в старших гуманитарных классах.

Глава II. Педагогические условия научно-технического творчества в системе технологической подготовки

2.1 Содержание научно-технического творчества в общеобразовательной школе

Современные теории обучения ориентированы, в первую очередь, на приобретение умений конструирования целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в предметно ориентированной системе образования становится зачастую невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность реформирования сложившейся системы образования.

В концепции содержания образовательной области "Технология" в 12-летней школе отмечается, что новая образовательная область в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Она качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки в новых социально-экономических условиях, с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования. В своем содержании она выражает политехническую и функционально-прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук, обеспечивает преемственность перехода от общего к профессиональному образованию.

Основным педагогическим предназначением образовательной области "Технология" в системе общего образования является обеспечение эффективного социально-трудового становления школьника; формирование у него культуры труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; формирование гуманистически ориентированного природосообразного мировоззрения и преобразующего мышления.

Образовательная область "Технология" строится на практическом изучении распространенных технологий и является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования.

Основной целью образовательной области "Технология" является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка на основе научных знаний к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни.

Общей задачей образовательной области "Технология" является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии, информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

При этом должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культуры деятельностного досуга;

расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

развитие графической грамотности;

формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективно работы, развитие способностей делового общения;

обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, его семьи и потребностей общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области "Технология" строится на следующих принципах:

распространенность предполагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;

политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;

четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

семантическая согласованность и подчиненность профориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.

Содержание обучения в образовательной области "Технология" включает в себя следующие составляющие: технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных материалов, текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии преобразования и использования энергии; технологии получения, преобразования и использования знаковой и графической информации; элементы прикладных экономических знаний и начала предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности; формы, методы и средства организации рационального быта и содержательно-прикладного досуга; экологические характеристики технологических процессов; элементы истории развития техники, технологий и ремесел.

В результате освоения образовательной области "Технология" учащиеся овладевают следующими инвариантными умениями:

обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом доступных условий осуществления технологического процесса;

создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

выполнять безопасные приемы работ с использованием инструментов, технологических машин и оборудования;

самостоятельно находить необходимые источники информации и сих помощью овладевать трудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;

оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;

давать элементарную экологическую оценку технологии и результатам труда;

выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;

ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

выполнять работу самостоятельно, а также в составе коллектив на основе делового общения и сотрудничества.

Независимо от технологической направленности обучения предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения и графики;

элементы прикладной экономики и предпринимательства;

знакомство с миром профессий, формирование жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на экологию окружающей среды и человека;

творческая, проектная деятельность.

В проекте учебно-методического комплекта "Технология" (В.Д. Симоненко) выделяются следующие сквозные линии:

профессиональное самоопределение школьников;

применение информационных технологий и персональных ЭВМ в технологических процессах;

формирование графической культуры путем чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей;

экономическое и экологическое образование учащихся;

воспитание школьников;

организация и охрана труда.

В основу структуры содержания учебников "Технология" положен блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание материала составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся.

Структура учебников "Технология" условно составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1 - 4 классы), второй - период подросткового возраста (5 - 7 классы), третий - период ранней юности (8 - 9 классы), четвертый - период старшего юношеского возраста (10 - 11 классы).

Блоки содержания скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.

В первом блоке в виде отдельных модулей преимущественно изучаются технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся.

Школьники младшего возраста учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Изучаемому материалу придается определенная экологическая направленность. Особое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению роли труда в жизни человека и общества. Знакомятся с распространенными профессиями из ближайшего окружения школьников.

Содержание второго блока - это наиболее распространенные технологические процессы в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов, технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ, технологии преобразования и использования энергии, элементы машиноведения.

Школьники подросткового возраста получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения о прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Учащимся в соответствии с их интересами и склонностями предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий по трем направлениям: технические, сельскохозяйственные (авторами разработаны учебники "Технология" для учащихся сельских школ России), сервисные и другие.

При этом учитывается, что в период подросткового возраста происходит стремительное и бурное развитие личности, проявляющееся в стремлении к творчеству и проектированию как изначальной потребности человека. Творческая деятельность в этот период формирует центральное новообразование - абстрактно-логическое мышление, активно формируется произвольная регуляция поведения: оценка, самооценка, рефлексия. Социальная компетентность подростков проявляется в возрастающей самостоятельности, стремлении к независимости, самоутверждении. И.С. Кон считает основной линией развития подростков самопознание различных сторон самосознания, как бы "второе рождение личности". А объективная самооценка - основной показатель сформированности самосознания.

Содержание третьего блока построено на расширении спектра технологической подготовки учащихся и направлено на обоснованный выбор направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включены технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии, в том числе технологии профессионального самоопределения.

В четвертом блоке, связанным с завершением обучения в полной средней школе, осуществляется углубленное изучение одной из технологий, соответствующей выбранному профилю обучения.

На основании учета сенситивных периодов развития школьников в младшей группе (5 - 7 классы) учащимся характерен малый объем знаний, не умение оценивать свои возможности, не умение находить нужную информацию, оперирование видимостями, низкая способность к доработке, относительная легкость в выборе объектов изучения, ограниченность функциональной грамотности, выполнение работы руками.

Спектр интересов - репродукция и смелость выбора интересующего объекта, пробы и ошибки, подмена видов деятельности, овладение новыми умениями, ожидание личного успеха.

В средней группе (8 - 9 классы) учащихся наблюдается, пусть заниженная, но уже оценка своих возможностей, наличие критики постановки задач, отказ от помощи, работа в одиночестве, Осторожность в выборе объекта и боязнь неуспеха, выполнение работы руками, но уже под контролем головой.

Спектр интересов - выбор знакомого или нужного объекта, попытки оригинальности решения, желание достигнуть успеха, любопытство, нацеливание на результат.

В старшей группе (10 - 11 классы) наблюдается достаточный объем знаний и практического опыта, экономия времени и сил, затруднения в выборе объекта, зависимость от группы, достаточная волевая подготовленность, возможность отказа от задания, предпочтение выполнять работу головой с проверкой руками.

Спектр интересов - нацеливание на постижение процесса, желание испытать свои возможности, прагматическая ценность, ожидание личного успеха, предвкушение творчества, выполнение задания с решением проблемы.

Таким образом, учащиеся от 5 к 11 классу проходят путь от знакомства и представлений внешней видимости объекта изучения до раскрытия его сущности и обобщений.

На основании изложенного, содержание учебника "Технология-5" находит определенное научно обоснованное место в блочно-модульной системе технологического образования учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать