Нововведения в обучении истории
Нововведения в обучении истории
2
ОглавлениеВведениеРаздел 1. Нововведения в обучении истории1.1. Диффиниция инновации1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории1.3. Инновационные школы1.4. Типы инновационных подходов к обучению историиВыводы по первому разделуРаздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику школ2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий2.2. Метод кооперативного обучения2.3. Использование блок-таблиц и структурно-логических схемВыводы ко второму разделуЗаключениеСписок литературыПриложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4ВведениеШколы и высшие учебные заведения прошли долгий путь исторического развития. С одной стороны, они оказали значительное влияние на поколение, сохранение и прогресс культуры и общества в целом, с другой стоны на себе ощущали многие перемены, происходившие в науке, культуры всех стран.Трудности возникают с тем, что в учебном плане школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических дисциплин, школьных предметов. В их число попадает и история. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики истории, требует поиска иных подходов в организации учебного прогресса. На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Это тесно связанно с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Таким образом, целью данной работы является анализ инновации в обучении истории.Для достижения заданной цели автор ставит следующие задачи:1. Провести анализ нововведений в обучении истории.1.1. Рассмотреть диффиницию инноваций.1.2. Провести анализ сочетания инновационных и традиционных форм в обучении истории1.3. Показать виды инновационных школ.1.4. Осветить типы инновационных подходов к обучению истории2. Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику школ. 2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий.2.2. Рассмотреть метод кооперативного обучения.2.3. Показать варианты использования блок-таблиц и структурно-логических схем.В ходе развязки поставленных задач использовались имперический и теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных; анализ действующих программ по педагогической подготовке будущего учителя. Источниковой базой послужил как собственный опыт педагогической практики в средней школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу. Правовой базой стали Конституция Украины, Ст. 53. Она закрепляет право каждого человека на образование, и Закон "Об Образовании" от 23 марта 1996 года Закон Украины "об образовании" от 21.05.1996 г. //ВВРУ. - 1996. - №20. ст.35., в котором закреплены основные принципы образования, согласно ей, каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.Данную тему в своих трудах разносторонне рассматривают следующие авторы:Кларин М.В. в книге "Инновации в мировой педагогике" обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). В книге представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях обучения, от начальной до высшей школы. Основное внимание уделяется младшей и старшей средней школе. Специальная задача автора, выделить инвариативные общезначимые черты дидактических разработок, представить их в виде воспроизводимых моделей обучения. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998. - 180 с.В учебнике "Теория и методика преподавания истории", под редакцией Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. представлен мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с..В пособии Стипанищева А.Т. Методика преподавания и изучения истории содержатся концептуальные составляющие обучения истории, теоретические организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с..Следует отметить, что проблема подготовки учителя к инновационной деятельности исследована недостаточно. В частности не отработана суть и структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Так же не отработанна модель системы подготовки учителя к инновационной деятельности и критерии ее оценивания. Недостаточная разработка проблемы снижает результаты работы внедрения инновационных технологий в практику работы школ. Опыт показывает, что процессы разрабатываются стихийно. Учителя не владеют научной информацией о содержании инновационных технологий, у них не сформированы понятия и умения использовать приобретенные знания в новых условиях деятельности школы. Они недооценивают роль самообразования в обогащении своего теоретического, психолого-педагогического и научного методологического уровня. Недостаточная обработка проблемы подготовки педагогов и обуславливает выбор данной темы исследования.Объем данной составляет сорок шесть печатных страниц и состоит из двух разделов, семи подразделов, и четырех приложений.Тема данной работы интересна, сложна, автор попытался показать многие аспекты инновации обучения истории, но тема обширна и нуждается в дальнейшей разработке.Раздел 1. Нововведения в обучении истории1.1. Диффиниция инновацииПо своему содержанию, формам и методам, образование не измененный, закостенелый феномен, Так как оно все время реагирует на новые социальные явления, учитывает тенденцию, перспективу развития человечества. Но обновление учебно-воспитательной практики часто отставало от темпов цивилизованного развития. Данное время, особенно на ранних этапах развития человечества, эта проблема была не настолько острой, как в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Заметно активизировалась она во второй половине XX века, что было обусловлено прорывом в научно-техническом развитии. Между системой образования и новым условием жизни возник разрыв. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.4.На современном этапе становится, очевидно, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их нарастания. Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтоб самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования это рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию ее соответственно требованиям времени в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет традиционную.Важной особенностью современной системы образования - это сосуществование двух стратегий организации обучений - традиционной и инновационной. Термин "традиционное" (нормативное) обучение, и инновационное обучение предложены группы ученых в соответствии Римскому клубу (1978), который обратил внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и ее познавательных возможностей. Инновационное обучение трактованного в ней как процесс и результат учебной и официальной деятельности. Оно ориентированно на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способности к творчеству. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.31. Таким образом, инновационное обучение ориентированно на динамические изменения в окружающем мире учебная и образовательная деятельность, которая ориентируется на развитие различных форм мышления, творческих способностей. Традиционное образование реализуется "в совершенном исходе из прошлого", а инновационная функционирует в контексте сегодня, ориентируясь на будущее. Развитие инноватики в Украине связанно с массовым гражданско-педагогическим движением, возникшем в результате споров между общественными потребностями, касающимися развития и функционирования учебно-воспитательской системы. Педагогическая инноватика - учение о создании оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая инноватика основана в постоянном поиске и предложении новых социально - эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть формирование высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной творческой личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие трудности. Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников.Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет инновация. Инновация - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественного, нового.В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим изменением, модификацией. Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов. Объектами инноваций чаще всего оказываются такие проблемы, как повышение самомотивации учебно-воспитательной деятельности; увеличение объемов материала, изучаемого на уроке; ускорение типов обучения, устранения потерь времени и т.д.Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий - постоянные области разработки инновационных идей. Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - С.100. И история не исключение. Главные направления инновационных преобразований в процессе изучения истории являются учитель, обучаемые, содержание, формы, методы и средства, цели и результаты.1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении историиГоворя о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции (см. Приложение 1). Сосуществование нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют, развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что существует, а инновационная деятельность его изменяет.Варианты взаимодействия инновации и нормы, могут находиться в рамках восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность. Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного, что ярко проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое. Пидкосистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М.: 2000. - С.121.Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна, усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и педагогической. Там же. С. 143.Говоря о сочетании традиционного и инновационного, необходимо упомянуть и инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания, освоения и использовании педагогических технологий (см. Приложение 2)И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных. Основу и содержание инновационных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса, внесение новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую ступень педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.В широком смысле понимания к педагогам-новаторам принадлежат все педагоги, которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и воспитательных способов. В узком смысле педагога-новатора считают автора новой педагогической системы. Педагогами-новаторами можно считать Станислава Щацкого, Антона Макаренко, В Сухомлинского, Марию Мантессори.Таким образом, о сочетании инновационно-нового и традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию, и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным.Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно. Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем превращается в традицию. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С.131.Инновация - означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школьным вуза по сравнению со сложившимися традициями, поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:- в цели, содержании, методе и технологии, формы организации;- в стиле педагогической деятельности и организации учебно-познавательного процесса;- в систему контроля и оценки уровня образования;- в учебный план и учебные программыНовизна носит конкретно исторический характер, то есть может возникать и раньше своего времени, потом со временем стать нормой и устареть. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.46.Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведения основана на соотношении нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или в вузе. Выделяют следующие типы нововведений: В целях и содержаниях образования, в методах, средствах принципах, технологии педагогического процесса, в формах и способах организации обучения и воспитания.Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака обмена. Здесь выделяют следующие преобразования:- локальные и единичные, не связанные связи,- комплексные взаимосвязи между собой,- системные,Третья классификация осуществляется по принципу инновационного потена:Выделяют:- модификации известного и принятого связанные с усовершенствованиями образовательной программы и учебного плана.- комбинаторные нововведения,- радикальные преобразования,Классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004.-С.83.В качестве источников идей для школы или вуза стоит вы:- потребности страны, региона, города, района социального заказа.- воплощение соц. заказа в законах, нормативных документах.- достижение комплекса наук о человеке,- передовой педагогический опыт- интуиция- опытно-эксперементальная работа- зарубежный опыт.1.3. Инновационные школыК наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся "свободные школьные общины" - это школы интернаты, организация жизни, которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: Академвидав, 2004. - С.99.Учитель, преподавая все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика.Школа, организованная в соответствии с "методом проектов" (У.Клипатрик в США), представлено ученикам право свободного выбора занятий. Ученики сами выбирали виды деятельности, они также определяли содержание школьной программы. Учитель оказывал помощь в исполнении запланированного.Школы, работающие по "дельтаплану" (Англия, США) свобода ребенка. Взаимодействие его с группой детей, распределение учебного времени. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.72.Свобода ученика предполагала возможность учиться в индивидуальном ритме, тем предметам, которые он выбрал, взаимодействие в группе осуществлялось на основе общения учащихся всех возрастов. Распределение времени предусматривало получение учащимися учебного задания в начале месяца, и его выполнение по своему усмотрению. Ученик подписывал договор на выполнение определенной программы. Учебные предметы делились на основные (англ. язык, математика, история, география, естествоведение), и второстепенные, музыка, искусство, ручной труд, домоводство и т.д. Все ученики имели индивидуальное задание. Расписание сами выбирали лаборатории, кабинеты и работали в них самостоятельно. "Открытые школы" появились в Великобритании в начале 70-х годов. Утверждали индивидуальный характер обучения, который засчитывался к фактическому отказу от обязанности учебных планов и программ, упраздненной классно-урочной формы обучения. Отличия оценочной системы контроля. В такой школе отсутствует традиционное расписание, и существует гибкий ритм занятий. Учитель и ученик совместно планирует типы и время выполнения различных видов деятельности, такая работа получила название "интегрированный день". Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2000 - С.26.Основной формой обучения является способ открытий.