Нововведения в обучении истории
классы отбирались дети с разницей по возрасту до 2-х лет.

Идеи "открытого обучения" были реализованы в виде экспериментов: "город как школа", "город как школа" (Сан-Петербург 90-е годы) "школа без стен" (Великобритания, США) "снежные" и "морские" классы во Франции.

"Снежные" классы - знакомство детей с природой, бытом и жизнью в горах во время каникул, под руководством учителя.

"Морские" классы решали в реечных и морских путешествиях те же задачи обучения.

Для учебных занятий в "школах без стен" использовали помещение деловых контор, промышленных предприятий, музеев, театров и т.д.

1.4. Типы инновационных подходов к обучению истории

Инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленный на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации.

Лежащий в их основе технологический подход к обучению истории направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высоко эффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс истории, направленный на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций.

Репродуктивная и проблемная ориентация образовательного процесса истории, воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения истории, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение истории на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения истории, как организации достижения учащихся, четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода, процесс обучения истории, ориентирован на традиционно дидактические задачи репродуктивного обучения истории, ставится как конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными, ожидаемыми результатами. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - ч1 - С.265.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение истории на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения, как инсценируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению истории является развитее у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога, и учащихся, является порождение новых знаний, способов действий.

Требования к учебному процессу истории:

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, в свободной не напряженной обстановке.

5. Давать учащимся возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы, они смогли их прикладное значение.

Традиции инновации

Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Но по отношению к нему происходят изменения, от чего отталкиваются инновационные поиски? Данные исследований показывают, что общее представление о традиционном учебном процессе таково, что традиционным является урок, одновременное занятие с целыми классами, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на представление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.

Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единым инициативно действующим лицом учебного процесса. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор динамики учебной мотивации и успешности обучения в вузе. //Инновации в образовании. - 2002. - N4. - С.62-76.

В условиях массового школьного обучения попытки преобразовать традиционное обучение связанны с дидактическими поисками. Со средины столетия экспериментальное приобретает классовый характер, охватывает все уровни образования. Особенно значимыми для развития подходов к обучению явилось изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно - творческих возможностей человека. Современные зарубежные социологи дают такую характеристику, что в период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно - инновационным соотношение трех названных факторов сменяется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимой - капитал, физическая работа - очень слабо значимый фактор.

Поэтому не удивительно, что на фоне сложившегося традиционного обучения черты нетрадиционных подходов так же оказываются устойчивыми. На протяжении ряда прошлых лет нетрадиционными для педагогов, в том числе для педагогов историков является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе "усваивать" предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном. В таком плане ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблемы. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.137.

Выводы по первому разделу

Таким образом, первый раздел данной курсовой работы содержит теоретические понятия и определения термину: "инновации в обучении".

В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим изменением, модификацией. Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов.

Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников. Кроме этого, в первом разделе уделяется внимание сочетанию инноваций и традиций в обучении истории О сочетании инновационно-нового и традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию, и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным. Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно. Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем превращается в традицию.

В первом разделе, рассматриваются инновационные школы. К наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся "свободные школьные общины" - это школы интернаты, организация жизни, которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества.

Учитель, преподавая все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика. Школа, организованная в соответствии с "методом проектов" (У.Клипатрик в США, Б. в Великобритании), предоставлено ученикам право свободного выбора занятий. Ученики сами выбирали виды деятельности, они также определяли содержание школьной программы. Учитель оказывал помощь в исполнении запланированного.

При рассмотрении типов инновационных подходов к обучению истории выяснилось, что инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

Инновации модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленный на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению истории направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высоко эффективное репродуктивное обучение.

Инновации трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс истории, направленный на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Таким образом, первый раздел курсовой работы содержит теоретическое изучение нововведений в обучение истории.

Раздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику школ

2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий

Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд истории.

Урок-суд, по мнению многих ученых методистов, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика.

Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса.

В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных заданий урока истории. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 14-15

Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.

Задания подготовительного этапа.

За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его проведения.

Распределяются роли: прокурора, свидетелей, адвоката, присяжных, судьи, секретаря, журналистов, зрителей с учетом интеллектуальных способностей учеников и их желаний и придерживаться главного - добровольности.

· Определяются их функции.

· Готовится соответствующая атрибутика.

· Предлагается дополнительная литература для чтения.

· Обговариваются выступления учеников судебного процесса.

Роли прокурора и адвокатов очень ответственны, и поэтому следует назначить на них лучших подготовленных учеников. Учет желаний учеников не следует превращать в анархию и бесконтрольность. Роль руководящего может использовать сам учитель или наилучший подготовленный ученик.

Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.

Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты.

В ходе подготовке ученики должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката.

Журналисты должны подготовить серию вопросов к сторонам судебного процесса, которые детализировали бы факты или выяснения события.

Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.

К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам.

Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.

На подготовительном этапе важная роль принадлежит учителю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому учитель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 16

Проводить суд - урок следует на спаренном уроке.

Основной этап урока - суда

Он тоже состоит из нескольких этапов.

Урок начинается со вступительного слова руководителя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.

Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.

Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.

Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.

Следующий этап - это вынесение судебного вердикта. Это независимое суждение, которое не только осветило личностную позицию судьи, но и представляло бы собой аргументированный взгляд на проблему, и те оценки вопроса, которые существуют в современной истории.

Последним этапом может быть участие журналистов, которые зададут серию вопросов участникам процесса.

Завершающий этап.

Предусматривает оглашение домашнего задания (написать репортажи "из зала заседания", или составить интервью с участниками процесса.

На этом этапе учитель должен подытожить результаты проведения урока, оценить достижения учеников, указать на недостатки. Важно, чтоб в обсуждении взяли участие и сами ученики, высказывая свои впечатления, от организации и проведения такого урока.

Оценки должны иметь стимулирующий характер и соответствовать высокому уровню оценивания достижений ученика. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 17-18.

2.2. Метод кооперативного обучения

Групповой метод, или кооперативное обучения, - это способ общего решения проблем.

Существуют пять составляющих кооперативного обучения (группового метода), которые становятся орудием при решении заданий этого метода.

1. Позитивное взаимоотношение

Ученики работают вместе в группе. Вся группа имеет одну цель. Все должны вместе достичь цели, полагаясь друг на друга.

2. Индивидуальная ответственность

Каждый должен помочь другим достичь цели.

3. Взаимное общение

Каждый член группы должен с уважением выслушать других.

4. Коммуникативные умения

У каждого ученика важно выработать умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать. Эти умения помогают решать конфликты и решать проблемы, усиливают коммуникабельность, доверие, учат руководить.

5. Постепенная выработка умений

Общее решение того, как можно улучшить процесс кооперативного обучения. Баханов К. современная методика. //История Украины, №40. 2002. С. - 8.

Задание учителя в кооперативном обучении:

Подготовить учебные материалы и выработать подходы к обучению.

Коротко изложить основное содержание урока.

3. Создать и организовать группы.

4. Ознакомить учеников с тем, как нужно работать в группе.

5. Объяснить правила поведения в группе:

· Что требуется от учеников:

· взаимное уважение;

· толерантность к другому мнению;

· умение слушать один одного;

· привести пример рабочей атмосферы в классе.

6. Дать указания, следить за тем, чтобы все члены группы выполняли свои обязанности.

7. Слушать дискуссии, ставить вопрос, где нужно, помогать.

8. Помогать понять учебный материал.

9. Помогать ученикам в самооценке работы, выяснить, достигли ли они цели, подсказать, как можно улучшить результаты своего труда.

10. Оценить результаты работы группы и взнос каждого в реализацию проекта или выполнения задания.

Как можно выработать навыки сотрудничества, чтоб достичь успеха в группе:

1) определить единую цель всей группы;

2) группе работать на одну общую оценку, а не на индивидуальные;

3) группе получать один учебный материал, чтоб научить учеников сотрудничать;

4) каждому выполнять определенную функцию определенное задание (писарь, представитель, наблюдатель);

5) определить подчиненность в группе;

6) мотивировать, стимулировать - все должны проделать свою работу, так чтоб достичь успеха группой;

7) стремясь к успеху, не конкурировать между собой в группе, конкуренция может существовать только между различными группами;

8) определить влияние среды - участники вместе сидят, вместе работают;

9) быть причастными к общему решению единственной цели, темы, каждой группе дать какое-то название (напр. "Родничек" "Одуванчик", "Солнышко").

Роль учителя в подготовке к кооперативному обучению. Баханов К. Инновационные системы, технологии и модели обучения истории в школе. - Запорожье: Наука, 2000.-С.36.

Первая часть

1. Цель. Групповые уроки всегда имеют две цели:

· сначала нужно определить академический уровень знаний и воспитательную цель;

· определить взаимоотношения потребность выработки определенных способностей и развития мышления. Вторая цель воспитательная общение.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать