Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности
p align="left">Оказание помощи семьям ветеранов войны и труда также связано с Трудовой деятельностью школьников, но особенность этого вида труда в гуманистической его направленности, в воспитании у детей готовности прийти на помощь человеку.

На воспитание у учащихся чувства интернационализма и нравственных качеств, характеризующих его проявление (солидарность, готовность к выполнению своего интернационального долга и т.д.), чувства национального единства народов нашей страны существенное влияние может оказать ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с традициями совместного труда народов различных национальностей советской страны, стран социалистического содружества.

Коллективизм как черта личности формируется с первых лет обучения ребенка в школе. Сопутствуют, формированию коллективизма такие свойства личности, как трудовая и общественная активность, чувство долга и ответственности, товарищеской взаимопомощи, требовательности к себе и другим, уважение интересов коллектива.[3.С.157.]

Труд-- основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности.

Составной частью морали является сознательная дисциплина, предполагающая безупречное выполнение своих обязанностей и соблюдение принятых в обществе норм поведения в жизни, в отношении к людям, труду и общественной собственности. Дисциплинированность -- качество не только нравственное, но и политическое, поскольку связано с определёнными взглядами и убеждениями. Воспитание этого качества у школьников осуществляется одновременно с формированием их убеждений, развитием общей культуры, приучением к регулярному, добросовестному труду и исполнению своих обязанностей. Для рациональной организации нравственного воспитания учащихся в процессе трудового обучения важно помнить, что сам процесс трудовой деятельности имеет нравственную основу, потому что через труд человек опосредованно выражает свое отношение к другому человеку. В этом особая нравственная сила уроков труда. И в этом их сложность: плохо организованные уроки труда -- это и плохо организованное нравственное воспитание, своего рода упражнение в безнравственном поведении.

Вот почему очень важно, чтобы урок трудового обучения, любое внеклассное трудовое дело отвечало двум основным, решающим требованиям:

1. создавало образец взаимоотношений детей как нравственных взаимоотношений людей, лучших представителей нашего общества;

2. создавало опыт нравственного отношения детей к труду.

Особое значение имеет формирование у учащихся нравственных привычек. В отличие от автоматизированных навыков привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия (держать слово, быть точным и т.д.) и пользоваться усвоенными способами поведения. Множество нравственных привычек лежит в основе трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма и других нравственных качеств. Условно их можно разделить на простые и сложные.

Под простыми подразумевают те поступки и действия, в основе которых „лежат элементарные правила общежития: вежливость, доброжелательность, готовность пропустить вперед старшего, уступить место тому, кто в этом нуждается, и т. д.

К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей.

Прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку, например, к точности, необходимо расположить школьника к ее приобретению и к искоренению привычки быть неточным, необязательным. Воспитание любой нравственной привычки можно осуществлять лишь на основе положительных мотивов. Любое действие принимается школьником тем охотнее, чем больше у него желания порадовать других хорошим поступком (изготовление желаемого изделия для учителя или родителей, выращенным цветком, вскопанной грядкой, прополотым огородом и т.д.).

Большое значение в выработке нравственно - волевых привычек поведения имеет общая атмосфера труда, коллективных отношений, взаимодействия учителя с учащимися. Формируемые привычки, поддерживаемые традициями, законами, добровольно установленными членами ученического коллектива, а такие законы устанавливаются во многих коллективах (например: «Не пищать», «Закон точного времени» и т.д.), легче усваиваются школьниками.

Нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубокую личностную окраску. Они дают школьнику удовлетворение от благородного поступка (помощь другому в ситуации, когда сам очень сильно устал; в самостоятельно принятом решении и т.д.), вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Следует заметить, что чувство совести пробуждается у ребенка только по отношению к тому, кого он уважает и чьим мнением дорожит. Поэтому-то нравственное воспитание детей всегда сопряжено с собственным нравственным поведением учителя.

Школьный возраст нуждается в широте чувств, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь школьнику определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность. В этих целях следует включать учащихся в отношения, требующие от детей сотрудничества, сострадания, развивать тонкость чувств в отношении к другим, обогащать чувства ребенка идейно-нравственным содержанием, придавать чувствам удовольствия, радости, негодования нравственную направленность.

Нравственное воспитание, таким образом, осуществляется во всех сферах трудовой подготовки школьников, и от учителя требуется знание программы нравственного развития личности, осуществляемой в школе в целом с учетом возраста детей, условий их семейной жизни, накопленного ими опыта отношений с людьми. Отсутствие нравственного воспитания на уроке труда нельзя квалифицировать как нейтральное явление. Если не воспитана нравственность, то на ее месте развивается безнравственность. Учитель, пренебрегающий нравственным воспитанием, тем самым содействует развитию безнравственности учащихся.

3. Практическая часть

3.1 Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки. Серия компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях. Работа проводилась в лицее - интернате № 3. г. Пензы

Суть педагогической компьютерной поддержки нравственного воспитания.

Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечивающих результативность воспитательного процесса в целом.

Педагогические условия - те или иные обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его результаты. Решающее значение для эффективности нравственного воспитания младших школьников имеет научно обоснованная организация воспитательной среды, которую составляют: образовательное пространство начальной школы и реальная жизнь класса, организуемая учителем как коллективное нормотворчество (через налаживание межличностных, учебных, деловых и иных взаимоотношений на основе общей заботы); педагогическая поддержка младших школьников в становлении их нравственной культуры (непосредственная помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков); компьютерная технология игрового нормотворчества (своеобразный виртуальный тренинг выбора нравственного поступка в разнообразных ситуациях образовательного и жизненного пространства). Обогащение учебной воспитательной работы с детьми современными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгодно дополняет структуру всей учебной жизни младшего школьника. Такая поддержка содержит реальные резервы для насыщения начальной школы инновационными технологиями развития нравственного самосознания личности, позитивных межличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственной устойчивости. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников основана на применении комплекса компьютерных игр, включающих диагностические методики, игры-сказки, анимационные игры с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство. Особенность принципа информатизации воспитания состоит в необходимости создания мультимедийных продуктов и технологий с нравственным содержательным наполнением как средств поддержки самостоятельной нормотворческой деятельности школьников.

Современная мультимедийная технология позволяет интенсифицировать процесс развития нравственно ориентированной личности, устойчивой к негативным проявлениям микросреды и социума. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретными воспитательными задачами, способствует тому, чтобы каждый ребенок осваивал, усваивал и присваивал нравственный опыт незаметно для самого себя. При этом ребенок, многократно повторяя нравственный виртуальный поступок, приобретает привычку соответствующего поведения в реальной жизни.

На фоне общих условий необходимо создавать специфические педагогические условия, непосредственно влияющие на организацию системы нравственного воспитания. Эта система ориентирована, помимо прочего, на последовательное развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих. Забота выступает основным качеством, характеризующим нравственную воспитанность младших школьников.

Эксперимент, построенный на серии компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях.

В нашем эксперименте реализовались принципы:

3. целостности,

4. дополнительности,

5. ценностной ориентации,

6. информатизации,

7. субъектности.

Эти принципы способствовали оптимальному функционированию системы нравственного воспитания младших школьников.

Педагогическое своеобразие «среды обитания» детей обеспечивалось целенаправленной реализацией в воспитательном процессе взаимосвязи и единства виртуального и реального аспектов. Погружение младших школьников в виртуальную реальность осуществлялось через диалог с компьютером и преимущественно было направлено на их индивидуальное развитие. Включение в реальную жизнь класса обеспечивало оптимальное социальное развитие каждого члена ученического коллектива.

Наряду с традиционными программами мы дополнительно использовали возможности компьютерного сопровождения нравственного воспитания детей экспериментальных групп. Это существенно интенсифицировало процесс становления нравственно ориентированной личности младшего школьника.

Важным педагогическим условием эффективного духовно-нравственного становления личности младшего школьника в нашем опыте выступал индивидуальный подход:

1. Прежде все го это учет подготовленности каждого ребенка к работе за компьютером - его знаний, умений, опыта участия в компьютерных играх, а также развития образного мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

2. Не менее важно было учесть интересы и склонности детей.

Ход урока - эксперимента.

После диагностирования все дети условно были разбиты на группы по тем или иным их качествам:

1. по уровню развития у них заботливости и ответственности,

2. практической подготовленности к тому или иному виду деятельности,

3. интересам,

4. особенностям познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Это позволяло учителям дифференцированно подходить к каждой из групп учащихся и в то же время облегчало индивидуальную работу с отдельными детьми. Этот прием, предложенный К.II. Сокольниковым, был использован в нашей опытно-экспериментальной работе.

Учащимся предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути у них будет пять остановок. Каждая из них предполагает два варианта ответа: 1-й вариант - 10 баллов, 2-й - 5 баллов.

Анализ результатов.

Если ты набрал от 40 до 50 баллов, то это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять над своими поступками. Ты осознаешь, что любые твои и действия предполагают определенные последствия не только для тебя, но и для других людей, поступаешь так, как доказывают тебе твой разум и чувства. Если ты набрал от 30 до 40 баллов, то значит, ты считаешь, что можно жить, думая о последствиях своих поступков, но очень трудно принимать решения, а нередко поступок, совершенный необдуманно, вызывает потом раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает слишком поздно. Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако тебе хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.

Если ты набрал 25 баллов, то твое поведение - следствие безразличного отношения к себе и другим, что часто приводит к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что ты останешься в одиночестве и будешь страдать от этого.

В конце игры ребята подсчитывают баллы и (по желанию) рассказывают о своем выборе.

Игра «Дорога в горы».

Твой друг живет в горах. Сегодня он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Ты садишься в машину, заезжаешь за друзьями, и вы вместе отправляетесь в путь.

Первая остановка.

Часть дороги разбита, впереди - большая яма, полная воды.

Варианты выбора.

1. Вам удается объехать яму, и вы продолжаете путь.

2. Вы застряли! Выбраться из ямы без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вас вытащит.

Вторая остановка.

Встречная машина вытащила вас. Вы снова на автостраде. На часах полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко.

Варианты выбора.

1. Ты отказываешься от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей.

2. Ты поддаешься на уговоры друзей и жмешь на газ. Тебя останавливает автоинспектор и штрафует за превышение скорости.

Третья остановка.

У тебя совершенно испортилось настроение. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с друзьями начинает раздражать тебя.

Варианты выбора.

1. Ты открываешь окно, включаешь радио, и раздражение проходит.

2. Ты останавливаешь машину, выходишь на обочину, ищешь, где присесть и успокоиться.

Четвертая остановка.

Раздражение прошло, стало легче. Вы продолжаете путь. Горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг - хлопок: прокол шины.

Варианты выбора.

1. Призвав на помощь друзей, ты меняешь колесо, и вы едете дальше.

2. Ты в ярости. Настроение безнадежно испорчено. Ты пинаешь машину и ушибаешь ногу. Пока боль не утихнет, ты не можешь сесть за руль.

Пятая остановка.

Дорога становится все круче. Много времени потеряно, хочется быстрее достичь цели и немного отдохнуть.

Варианты выбора.

1. Ты обсуждаешь с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям.

2. Ты решаешь ехать быстрее, но ГИБДД не дремлет... Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.

Рефлексия игры.

1 Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь?

2. Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?

3. Как к ним относиться?

Выводы

1. Особенностью формирования нравственно» ценностной ориентации у младших школьников в эксперименте являлось приобщение детей к ключевым (общечеловеческим) ценностям через развитие положительного отношения к природе, другому человеку, социуму (классному и школьному коллективу, семье и т.д.) и, наконец, к своему образу жизни.

2. Включение детей в игровую компьютерную среду, представляющую собой серию мультфильмов о добрых поступках, вежливом отношении к окружающим, аккуратности и трудолюбии, правилах поведения и т.д. «ребят и зверят», помогало формировать у младших школьников установку на ключевую ценность для данного возраста - природу, ориентируя на отношение к ней как общему дому.

3. Начальный этап формирования ценностных ориентации детей, построенный на возможности живого эмоционального восприятия добродетельных отношений в виртуальном «проживании» игр-мультфильмов, пробуждал у ребят интерес к нормам культурной жизни, к внутреннему миру человека, заставлял каждого ребенка задуматься о себе и своих поступках, их нравственной ценности.

4. В ходе исследования было установлено, что воспитательная среда школы, а также «среда второго (виртуального) уровня» становятся внешними регуляторами относительно внутренних, психических регуляторов жизнедеятельности младшего школьника. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они соответствуют разнообразным уровням развития субъектности (личности) школьника. Процесс развития субъектности младшего школьника в системе нравственного воспитания с использованием педагогической компьютерной поддержки протекает в соответствии с ориентацией на индивидуальность каждого ребенка, через диалог, постановку и решение проблемы, обеспечение дифференцированного и творческого подхода к воспитанию.

5. Результаты эксперимента показали, что уровень нравственного развития детей напрямую зависел от уровня развития у педагога способности создавать нравственную среду в классном коллективе и «среду второго уровня», т.е. обеспечивать педагогическую компьютерную поддержку воспитания детей в процессе учебной деятельности.

Мы показали, что эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от реализации педагогических условий, включающих в себя использование компьютерной поддержки. Заметим при этом, что ее оптимальное использование оказалось возможным лишь при осуществлении совокупности педагогических условий воспитательного процесса.

3.2 Материалы практикума по основам морали, этики и по обществоведению в 10 - х классах лицея - интерната № 3. г. Пензы

Изучение курса «Основы морали».

В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, например, мы исследовали такие темы:

* Твоё мнение о современной молодёжи

* Что ты более всего ценишь в девушках/юношах?

* «Какие вопросы ты бы задал для самопознания?

* Почему так грубы между собой современники?

* Что, по-твоему, необходимо изменить в школе для улучшения отношений между участниками учебного процесса?

* Как влияют СМИ на моральные качества современной молодёжи?

Все эти опросы нацелены на изучение личности учащегося, и в то же время являются ценностно-ориентировочными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать