Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности
p align="left">Изучение предмета «Основы морали» можно вести только при доверительных отношениях с классом.

10 «А» класс, участвовавший в эксперименте, отличается трудоспособностью, любознательностью, у ребят довольно «солидный» багаж впечатлений от экскурсий по Москве и городам центральной России, есть опыт неформального общения, вынесенный из этих путешествий. Всё это побудило искать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводила в форме дискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, стараюсь постоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой сложной проблемы.

Нa одном из уроков по теме «Нравственные ценности» отдельные ученики выдвинули с их точки зрения обоснованный тезис о том, что в современном обществе свободным человеком может быть только богатый (разбогатевший при этом любым путём) и что «всех людей можно купить». Некоторые ученики эту точку зрения активно не поддержали, но многие с ней согласились. Развернулась дискуссия: «Что не купишь за деньги?». Конечно, я ждала быстрой смены позиции радетелей свободы через богатство. Но примерно через месяц эти же ребята в очередной дискуссии доказывали необходимость уважать человека за его интеллектуальные, нравственные качества. И прежнее мнение оказалось опровергнутым ими же самими. На другом уроке по теме «Нравственные отношения -- основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста? Казалось бы, здесь не может быть иного отношения, кроме уважительного к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкивается с раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношением к молодёжи и даже с грубостью. Всё это вызывает ответное неприятие, влияет на отношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли к обсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассники назвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённость уровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнюю беззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработать проект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Недавно я начала вести эту работу с каждым классом, так как поняла, что историю лет глубже понимают именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребята составили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные события российской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды, третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченные наградами страны. Эффект этой работы значительно выше всех нравоучительных бесед.

Использую и такой приём, который называю: «Спроси свою совесть». Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?» Работаем мы по учебно-методическому комплекту, предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения. Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали». Программа даёт лишь перечень главных тем курса, и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно предъявить претензии и к пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению истории нравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы, получившему это образование. Программа содержит примерное поурочное планирование курса «Основ морали» (9-11-й классы). Темы едины для всех параллелей. Практикумы в основном носят теоретический характер, в качестве методических разработок даны только упражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем и ситуаций для обсуждения.

Считаю, что выставлять оценки за изучение экспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственной истине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и суждения При подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов по нравственной теме. Например: «Если бы я был главой Управы...». Тему предложило правительство Москвы. Это было бы достойным завершением школьного эксперимента изучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелости выпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мир взрослых идей и свершений.

Материалы практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10 класса. 23 человека.

Тема 1. «Кто я?»

Цель опроса: выявить критерии самоопределения учащихся.

Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения:

1. родо-половая,

2. психологическая,

3. по отношению к школе,

4. по отношению к семье:

родо-половое -- 41%, по отношению к школе -- 29%, психологическое - 20%, по отношению к семье -- 10%.

Тема 2. «Нравственность и СМИ».

Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненных ценностей.

Вопросы и ответы:

* Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет? (Да - 19 чел., нет -- 4 чел.)

* Что Вы цените в отечественных фильмах прошлых лет?

1) отсутствие жестокости;

2) они интересны и познавательны;

3) режиссура и сюжет:

4) положительная атмосфера;

5) естественность, отсутствие вымысла;

6) духовное преобладает над материальным;

7) изображение настоящей жизни, без наигранности;

8) юмор;

9) патриотизм;

10) чистая любовь;

11) исторические события глазами режиссеров;

12) доброта, справедливость;

13) правдивая игра актёров;

14) люди;

15) спокойные, интересные:

16) рассказывают интересные истории;

17) изображение исторических событий, в которых хотел бы принимать участие;

18) показывается воля к победе;

19) смысловая нагрузка.

Наиболее отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.

* Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?

нравится

Не нравится

зрелищность

Отсутствие смысла, примитив

Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом

Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку

Симпатичные актёры, счастливые концы

Выдуманные сюжеты

Если в фильме присутствует хоть какой - то смысл

Наигранность, нереалистичность, Жестокость, обман, заблуждение

Яркость, красивое исполнение

Похожие сюжеты

Актёрская игра в некоторых фильмах

коммерциализованность

Высокое качество

Очень много негатива, сцены насилия, убийства

Всегда запутанный сюжет

Игра некоторых актёров

Много юмора

Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно

спецэффекты

бездуховность

фантастика

боевики

Юмор и профессионализм тупых американских комедий

Низменные чувства

Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны

Несмешной юмор

Чаще всего среди положительных качеств назывались спецэффекты и красота.

Среди негативных качеств наиболее часто упоминались жестокость и неправдоподобие.

Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах?

¦ уважение к старшим, к семье;

¦ моральные, духовные, культурные: традиции и обычаи: идеология; доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость:

¦ взаимоуважение, любовь;

¦ гуманизм;

¦ нравственность, понимание другого человека и терпимость;

¦ трудолюбие, уважение к родителям;

¦ индивидуальность;

¦ любознательность;

¦ соблюдение норм поведения.

Наиболее часто назывались нравственность, понимание друг друга.

Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию.

¦ равенство народов;

¦ переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе;

¦ наша национальная идем: приучать молодежь к труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии;

¦ все должны быть патриотами;

¦ стремление к лучшему, то есть любой гражданин нашего государства должен стремиться усовершенствовать государство, сделать его справедливым по отношению к народу;

¦ общительность, добро между людьми, взаимопомощь;

¦ настоящее демократическое общество;

капитализм;

¦ стремление к лучшему;

¦ приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям).

¦ возрождение такой великой страны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом;

¦ сплочённость против врага;

¦ развитие межнациональных отношений;

¦ быть защитником Родины, жить в мире;

¦ жить достойно и духовно, и материально;

¦ мир в России и демократическое общество;

¦ стремиться к лучшему будущему, к лучшей жизни.

6 человек затруднялись ответить на последний вопрос.

Вариант того же опроса (влияние СМИ па моральные ценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовные ценности мы потеряли?

¦ уважение к старшим людям (22?%); * доверие обществу, в котором живём (17%);

Патриотизм (13%)

¦ романтизм, культура поведения, культура (17%);

¦ забота о людях (13%);

¦ толерантность (9%):

¦ честность, доброта (9 %)

Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

¦ увеличить соотношение

между негативной и позитивной

информацией в пользу позитивной; убрать рекламу;

¦ более жёстко воспитывать в семье;

¦ использовать архив СМИ;

¦ снять руководство СМИ;

¦ не развращать молодёжь;

¦ пропагандировать прекрасное; в ввести цензуру, запрет на насилие;

¦ выход зависит от каждого.

Выводы

Что показали опросы?

1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1-3-е место.

2. Отмечая особенность нравственных отношений в обществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге, распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются именно этими формами общения. При исследовании владения нравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство».

3. Исследования позволили мне сделать вывод о том, что между мною и учащимися, которым я с седьмого класса преподаю историю и обществознание, установились достаточно доверительные отношения.

Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженную одним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и в людях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.

Заключение

Состояние нравственности российского общества таково, что с разрушением прежней идеологии, с резкой сменой экономической основы общества произошла дезориентация в нравственных ценностях у людей, как и у многих политических деятелях, которые определяют экономическое и социальное развитие страны. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, которая смогла бы объединить общество на основе традиционных российских общенациональных ценностей. Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. Цель нравственного воспитания -- формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Над детьми велика сила примера. В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечивающих результативность воспитательного процесса в целом. В ходе эксперимента по работе с серией компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях, было установлено, что воспитательная среда школы, а также «среда второго (виртуального) уровня» становятся внешними регуляторами относительно внутренних, психических регуляторов жизнедеятельности младшего школьника. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они соответствуют разнообразным уровням развития субъектности (личности) школьника.

Мы показали, что эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от реализации педагогических условий, включающих в себя использование компьютерной поддержки. Заметим при этом, что ее оптимальное использование оказалось возможным лишь при осуществлении совокупности педагогических условий воспитательного процесса. В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Мною был проведён практикум по основам морали, этики и по обществознанию в 10 - м классе. Работали мы по учебно-методическому комплекту, предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения. Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали». Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся. Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.[23. С.5] Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья.

Список использованной литературы

1. Бочкарёв В. В школу должен вернуться полноценный труд. Народное образование. № 6. 2005. С.19 - 26.

2. Иван Токарев. Педагогика Макаренко возвращается. Народное образование. № 6. 2005. С. 136 - 138.

3. Зарецкая И. И. Содержание трудового воспитания школьников. М. 1989.

4. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука - мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания. Воспитание школьников. № 2. 2002. С.14 - 18.

5. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. М. 1999.

6. Нина Целищева. Воля и труд человека дивные дела творят. Народное образование. № 6. 2005. С.99 - 110.

7. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб., 1893.

8. Ключникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика, диагностики сформированности нравственно - волевых качеств детей. // Методист. 2004. № 5. С. 57 - 61.

9. Козлов Э. И. Азбука нравственности. // Воспитание школьников. 2004. № 8. С. 43 - 51.

10. Медынский Е. Н. Основы педагогической системы К. Д. Ушинского. - М.: Знание. 1989.

11. Моисеенко И. В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5 - 9 классах.// Классный руководитель. 2004. № 7. С. 38 - 45.

12. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. 1999.

13. Макаренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М. 1985.

14. Психологическое наследие Ушинского К. Д. Под. ред. Г. С. Костюка. Киев. 1977.

15. Пармёнов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000. С. 54 - 62.

16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. 2004.

17. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2001.

18. Струминский В. Я. О педагогическом наследстве К. Д. Ушинского. - М.. 1897.

19. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. - М. 1979.

20. Скаткин М. Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М. 2000.

21. Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений. - М. 1978.

22. Шевчук А. Труд - полезен смолоду. Народное образование. № 6. 2005. С. 45 - 46.

23. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно - нравственного воспитания младших школьников. Начальная школа. № 11. 2007. С. 3 -5.

24. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности в современной школе.// Просвещение. 2002. № 4. С. 99 - 101.

25. Хотунцев Ю. Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 1. С. 62 - 64.

26. Яновская М. Воспитание эмоционально - нравственной культуры школьников. // Народное образование. 2005. № 7. С. 166 - 169.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать