Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
роектирование и реализация личностно-развивающих ситуаций является формой обеспечения единства собственно образовательных и средовых факторов.

Педагогическая реконструкция среды состоит том, чтобы овладеть ею в педагогическом смысле - использовать или изменять направленность ее педагогических функций. В этом смысле среда помогает вырастить новый опыт, создать его вместе с воспитанником, а не «объяснить», «убедить», «привить готовое». Последнее предполагает интеграцию двух источников личностного опыта (среда и учебный процесс) в целостную ситуацию развития личности. В исследовании показана необходимость применять наряду с объективными количественными методами экспертизы образовательной среды и проектов её педагогической реконструкции методы герменевтические, оргдеятельностные, художественно-творческие.

В третьей главе «Студент-медик в образовательной среде вуза» рассматривается взаимодействие среды и личности в образовательном процессе на примере медицинского университета. Исследование показало, что любое участие студента в преобразовании среды учебного заведения, будь то изготовление наглядных пособий (микропрепаратов, таблиц, стендов) или участие в спортивной жизни вуза, в художественной самодеятельности, или в деятельности студенческого научного общества, или даже в озеленении конкретной кафедры надо приветствовать, ибо это запускает сложный механизм восприятия данной образовательной среды как "своей".

Целью диагностического эксперимента было определение условий, при которых влияние среды кафедры и вуза на студента оказывается наиболее благоприятным. В качестве признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста нами выделены следующие параметры: 1) принятие студентом образовательного учреждения с его функциональными и эстетическими характеристиками, предоставляемыми возможностями профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полнота (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия - лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности.

На этапе констатирующего эксперимента исследовалась образовательная среда восьми кафедр медико-биологического профиля ВолГМУ и среда университета в целом. Констатирующий эксперимент был реализован с помощью ряда методик анкетного типа, в основу которых была положена оценка студентами параметров по предлагаемым показателям.

Принятие студентами образовательного учреждения (1 параметр) оценивалось через: «образ среды» кафедры, её восприятие как позитивной, нейтральной или негативной; выявления стиля взаимоотношений между преподавателем и студентами (межличностный уровень) присутствующих на кафедрах и желаемых; признание среды комфортной, «своей» и желание преобразовать её; персонализацию среды (любимого места в вузе); знание традиций кафедр и вуза; переживание принадлежности к университету как духовной общности студентов, профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала университета.

Разносторонность вхождения в среду (параметр 2) определялась через степень вхождения в среду и оценивалась по времени, необходимого для адаптации в среде каждой кафедры и факторов, затрудняющих адаптацию, а также перечислением сфер возможной самореализации.

Определение для студента устойчивой сферы взаимодействия (параметр 3) проводилось соответственно их участию в общественной жизни вуза, в самодеятельности, клубах по интересам, научных кружках, спортивных секциях и т.д.

Таблица 1

Восприятие студентами II курса ВолГМУ образовательной

среды кафедр медико-биологического профиля, %

Кафедра

ФОИС

Лечебный факультет

Педиатрический

факультет

Стоматологический

факультет

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Анатомии

33,3

55,5

11,1

59,8

36,1

4,1

60,7

33,7

5,5

100

-

-

Биологии

100

-

-

66,7

27,7

5,5

60,5

39,5

-

81,8

18,2

-

Биохимии

77,7

22,3

-

61,1

29,2

9,7

68,8

31,2

-

58,3

33,3

8,3

Гистологии

33,3

55,5

11,1

55,6

34,7

9,7

44,3

45,5

10,1

66,6

25,0

8,3

Микробио-

Логии

55,5

44,5

-

50,0

43,1

6,9

61,8

34,1

4,1

66,6

33,3

-

Физиологии

22,2

55,5

22,2

90,3

9,7

-

70,3

27,3

2,4

100

-

-

Физики

22,2

55,5

22,2

25,0

55,6

19,4

27,7

65,1

12,6

58,4

41,6

-

Химии

58,5

41,5

-

44,8

46,5

8,7

43,5

56,5

-

55,3

36,3

8,3

Примечание. ФОИС - факультет обучения иностранных студентов; Доб. - воспринимается как доброжелательная, позитивная среда; Ней. - воспринимается как нейтральная среда; Тяж. - воспринимается как тяжелая, негативная, агрессивная среда.

Результаты показали, что образовательную среду одной и той же кафедры студенты разных факультетов воспринимают по-разному (табл.1). Если воздействие образовательной среды не осознаётся субъектом образовательного процесса (нейтральная среда), это может свидетельствовать о её рациональной организации, дающей простор творческому развитию индивида.

В зависимости от оценки студентами качества образовательной среды меняется и оценка времени адаптации (r=0,4, рис.1). При позитивной оценке среды время адаптации не превышает 4 недели. При нейтральном характере среды - в срок до 4 недель адаптируются только 75% студентов, но подавляющее большинство (95%) успевает адаптироваться в срок до 3 месяцев. Ассоциации же среды с агрессией увеличивает для половины студентов время адаптации (медиана, рис.1), которые в этом случае превышает 4 недели.

Характеризуя модель взаимоотношений между преподавателем и студентом на кафедрах медико-биологического профиля ВолГМУ, студенты отмечали сочетание разных стилей общения на одной кафедре при ведущем демократическом.

Рис.1. Характеристики времени адаптации (медиана, интерквартильный диапазон, 5% и 95% квантили) в зависимости от оценки студентами характера образовательной среды

Результаты сопоставления оценки студентами стиля взаимоотношений и восприятия среды кафедры свидетельствуют, что «компьютеризованный» стиль общения, при котором ключевое место занимают используемые информационные средства, соответствовал восприятию среды как агрессивной в 13,8% случаев. Если стиль общения воспринимался студентами как ориентированный на более подготовленных или одарённых студентов, то оценка агрессивности среды кафедр медико-биологического профиля возрастала до 19,6% (при доверительном интервале 10-33%), с падением позитивной оценки до 35,5% (при доверительном интервале 22-49,9%), и нейтральной - на том же уровне. То есть наиболее тяжело воспринимается студентами среда с преобладанием компьютеризованного стиля общения (обезличенная среда) и стиля взаимоотношений, ориентированного лишь на наиболее подготовленных студентов.

Особенно важно, когда образовательная среда воспринимается студентами как доброжелательная, благоприятная. Именно доброжелательная (позитивная) образовательная среда способна оказать позитивное воздействие на личность студента и может служить основой для создания среды целенаправленно развивающей личность специалиста.

Полученные результаты (рис.2) также подтверждают выдвинутое нами в первой главе положение, что результатом воздействия образовательной среды является включение (запуск) процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.

Как показал анализ результатов оценки любимого места в вузе (осуществляется персонализация среды) для студентов важна как возможность коммуникации, так и функциональные и эстетические характеристики среды.

Рис.2. Взаимовязь между самооценкой участия студентов в саморазвитии и оценкой качества образовательной среды

Через образ жизни среда способна формировать личностный тип, присущий профессии врача и в то же время развивать личностно-профессиональную индивидуальность. Представления о том, какой же должна быть личность врача и присущие ей функции потребовали рассмотрения вопросов о профессиональном идеале и современных тенденциях медицины. Профессиональный идеал, в том числе и идеал врача сложен и многогранен, включает разные аспекты и характеристики межличностно-социальной, морально-нравственной, действенно-практической, потребностно-мотивационной, когнитивно-познавательной, эмоционально-волевой, экзистенционально-бытийной сфер. К таковым нами отнесены эмпатия, понимание, умение установить терапевтический альянс, коммуникабельность, ответственность, добросовестность, внимательность, интеллигентность, тактичность, гуманность, уважение жизни и здоровья своего и окружающих, умение контролировать эмоциональную сферу, способность к рефлексии, обладание яркой индивидуальностью, оптимизм, позитивная Я-концепция и др. При поиске идеала происходит самоактуализация личности на основе переосмысления жизненных ценностей и позиций. Исследование образа идеального врача позволяет получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности, а между системой ценностей специалиста-медика и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь. Специфическим мышлением, характеризующим врача - профессионала является клиническое мышление. Для выбора способа оценки уровня клинического мышления проведен анализ возможных способов решения диагностических задач, их основных характеристик и сопоставление их с моделями теоретического и эмпирического типов мышления, описанных В.В. Давыдовым. Осознание ведущих закономерностей и тенденций медицины позволяет выявить средовые факторы, которые необходимо учитывать при преобразовании среды, чтобы усилить ее влияние на формирование личностно-профессионального опыта будущего специалиста.

Многоликое участие дисциплин каждого блока в развитии личностного потенциала студента-медика можно рассматривать как с позиций охвата многообразия его сущностных качеств и сочетаний их характерологических комплексов, так и с позиций механизмов воздействия с учётом специфики каждой дисциплины на различные грани личности.

Рис.3. Взаимосвязь образовательной среды и профессионально-личностного развития студента.

Механизмы профессионально-личностного развития студентов «через предмет» и «через образовательную среду» сливаются в единое русло при выполнении студентами самостоятельной работы. Образовательная среда, которая основана на знании психологических особенностей студенческого возраста, присущих ему кризисов, учитывающая психолого-педагогические характеристики как студенчества в целом, так и специфику конкретного контингента обучающихся, а также понимании динамики развития и становления профессионально-личностных качеств специалиста оценивалась как «развивающая».

Проведенный нами анализ современных требований к специалистам, в том числе врачам, позволил дополнить перечень личностных функций, через которые реализуется феномен «быть личностью», функцией самоотдачи, под которой мы понимаем постоянную готовность деонтологически ориентированного сознания и поведения к милосердному выполнению профессиональных задач.

Необходимость теоретического обоснования влияния средовых факторов на профессионализм, личностное саморазвитие педагогов в образовательной среде вуза явились предпосылками для проведенного на противопоставительной основе анализа: для каждого фактора (свободное время, психологический климат в коллективе, значимость статуса преподавателя, информационная насыщенность среды, предметная наполненность среды, гуманитарные и эколого-гигиенические компоненты среды) давалась характеристика его позитивного и негативного воздействия.

Выявленная взаимосвязь между факторами образовательной среды и их влиянием на развитие преподавателя, а также методика её анализа была использована в качестве критерия отнесения среды данной кафедры или вуза к развивающим средам в личностно-профессиональном плане. При погружении студента в образовательную среду вуза, результирующее воздействие среды на профессионально-личностное развитие обусловлено большой совокупностью факторов, среди которых в качестве основных можно отметить такие как: 1) особенности восприятия среды конкретным индивидуумом, 2) сформированностью у него идеала специалиста и 3) стремления ему соответствовать, осуществлять личностный рост, развивать профессиональное мышление и культуру, а также 4) структурно-организационными особенностями данной образовательной среды, 5) её включенностью и в образовательную среду и в профессиональную среду региона, 6) степенью её вовлечённости во внутреннюю, духовную, личностную сферу, 7) время нахождения человека в образовательной среде высшей школы.

В четвёртой главе «Проектирование образовательной среды (на примере медицинского вуза)» представлены теоретические основы решения четвёртой, пятой и шестой задач исследования, показана интегрированность образовательной среды вуза с образовательной, медицинской, научной, социокультурной средами региона, раскрыты сущность, структура и функции образовательной среды медицинского вуза.

Специфика образовательной среды медицинского университета заключается:

? в особом языке, понятийно-терминологическом аппарате профессионального общения,

? биоэтике и деонтологии, сопутствующих на всех этапах процессу обучения и вырабатывающих отношение к больному человеку как к личности,

? в том, что учебная деятельность протекает как в учебных корпусах, так и в лечебных учреждениях и среда медицинского учреждения имманентно проникает в среду вуза,

? научно-медицинско-педагогические школы придают смысложизненные ориентации студентам и создают активный, творческий вектор среды вуза как фактор самореализации их в непрерывном профессионально-личностном развитии.

Образовательная среда медицинского университета - интегративная целостность, она структурирована и можно выделить три уровня её организации: образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред; образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения; образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего врача. Это показано на следующих схемах:

Рис.4. Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения

Рис.5. Образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего врача

Обоснованы показатели, позволяющие характеризовать образовательную среду вуза как духовную общность: преемственность и традиции; привлекательность вуза для абитуриентов из областей, где есть свои медицинские вузы, но предпочитающих поступать в данный конкретный вуз, например, ВолГМУ; дети выпускников прошлых лет поступают учиться в данный вуз (особенно показательным является тот факт, что зарубежные выпускники направляют учиться своих детей в Волгоград, в ВолГМУ).

Рассмотрены сущностные характеристики образовательной среды университета, к которым отнесены: открытость, гибкость, вариативность, то есть среда, открытая для инноваций, изменения и коррекции, возможностей гибкого сочетания свободы выбора и расширения, обновления и творческого совершенствования как студента, так и преподавателя; динамичность при внутренней стабильности, их оптимальный баланс; взаимосвязь компонентов внутри и вне данной образовательной среды; взаимообусловленность воздействия протекающих процессов на личность; структурность, то есть среда имеет сложную организационную структуру; непрерывность, то есть наложение воздействия традиций с момента создания вуза с одной стороны и направленность воздействия, начиная с абитуриентов и вплоть до выпускников, ставших специалистами, с другой; диалогичность; гуманитарность ведущая к созидательной, духовной, интеллектуальной среде; действительность интеграции педагогической объективной и субъективной реальности; поле реализации диалектического единства развития и саморазвития студента, которое протекает по “внутренним”, присущим только данной личности законам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать