Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
p align="left">Применение ситуационно-средового подхода в проектировании образовательной среды кафедры на практике предполагало: изменение степени внутренней мотивации к изучению биохимии у студентов разных по профессиональной направленности уровневых групп (рис.8, рис.9), динамика оценки образовательной среды кафедры как позитивной, самооценка участия студентов в саморазвитии (рис.10). Студенты были отнесены к уровню профессиональной направленности (низкий I, средний II, высокий III) по параметрам, отражающим мотивационно-смысловую, когнитивную, практико-действенную сферы.

Поскольку одним из критериев "работы" среды на профессионально-личностное развитие служит оценка мотивационной сферы, мы сравнили динамику направленности учебной мотивации у студентов до включения комплекса учебно-методических ресурсов в образовательную среду кафедры биохимии, до расширения информационно-знаниевого и общекультурного компонентов на основе новых информационных технологий и использования средового подхода (2002 г) и после, когда проект среды кафедры как среды развития и саморазвития личности прошел апробацию (2005 г). В ходе диагностики (по методике Т.Д. Дубовицкой, 2002 г) у студентов всех уровневых групп выявлена положительная динамика направленности мотивации изучения биохимии.

Рис.8. Динамика направленности мотивации изучения биохимии у студентов I и III уровня профессиональной направленности

Рис.9. Изменение степени внутренней мотивации изучения биохимии у студентов I и III уровня профессиональной направленности

С изменением качества образовательной среды у студентов, отнесенных в группу с высоким уровнем профессиональной направленности, внешняя мотивация изучения биохимии сменилась на внутреннюю (рис.8). Количество студентов с внутренней мотивацией к изучению предмета возросло на 18,87%. При этом число студентов с низкой внутренней мотивацией уменьшилось на 3,3%, а с высокой увеличилось на 7,5%. Среди студентов, отнесенных в группу с низким уровнем профессиональной направленности, возросло число студентов с внутренней мотивацией изучения биохимии на 11,43%, уменьшилось количество студентов с низкой внутренней мотивацией на 7,23%, наметилась тенденция к увеличению числа студентов с высокой внутренней мотивацией (рис.8,9).

Рост количества студентов, оценивающих кафедральную образовательную среду как позитивную, сопровождался положительной динамикой числа студентов, которые включились в процесс личностного саморазвития (рис.10).

Саморазвитие студентов в образовательной среде кафедр медико-биологического профиля - основной резерв в достижении цели подготовки квалифицированного врача-личности. Преобразования образовательной среды кафедры, проектирование её как среды профессионально-личностного развития и саморазвития студентов способствует оптимизации подготовки будущих врачей.

Рис.10. Динамика самооценки участия студентов разных уровневых групп в саморазвитии и оценки образовательной среды кафедры биохимии ВолГМУ как позитивной.

В заключение диссертации формулируются общие выводы исследования и определяются перспективы дальнейших исследований в области интеграции средового и личностно ориентированного подходов в педагогике высшей школы.

ВЫВОДЫ

1. Образовательная среда высшего учебного заведения (медицинского университета) представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, обладает сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной, научной, медицинской, социокультурной средой региона и мира. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся пространственно-временной континуум, который аккумулирует целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности и объективного мира высшей школы, включающего логику образовательных ситуаций, сферы деловых и межличностных контактов с другими личностями, творческими структурами научно-педагогических школ, предметно-пространственное окружение, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов. Образовательная среда вуза выступает необходимым компонентом целостного механизма профессиональной социализации, источником коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения врача.

Уточнено содержание категории «образовательная среда как педагогический феномен» и проведен сопоставительный анализ с основными категориями дидактики, разграничены понятия "образовательное пространство" и "образовательная среда", выявлена специфика личностного опыта, поставляемого средой и учебным процессом.

2. Разработана по шести позициям типология сред в образовании и предложена градация сред по ориентации их на личностное, профессиональное и профессионально-личностное развитие.

3. На базе общенаучных основ средового подхода выявлены методологические регулятивы его в педагогике; проведен сопоставительный анализ средового подхода с ведущими методологическими подходами педагогики и обосновано его включение в их число. Выделены процедуры средового подхода и показано, что применение средового подхода в педагогической практике вуза представляет собой сочетание двух уровней (макро и микро). Внесены уточнения по применению терминов «средовой подход» и «ситуационно-средовой подход». «Ситуационно-средовой подход» используют при реализации технологии организации среды на микроуровне.

4. На основании обширного фактического материала, отражающего состояние образовательной среды восьми кафедр медико-биологического профиля и среды медицинского университета, выявлена зависимость между качеством образовательной среды и временем адаптации к ней, стилями взаимоотношений между преподавателем и студентом, а также участием студентов в саморазвитии.

Проведенный на противопоставительной основе анализ влияния образовательной среды на профессионально-личностное саморазвитие преподавателя высшей школы выявил факторы среды способствующие и препятствующие этому.

5. Показана структурированность понятия образовательной среды высшего учебного заведения, выявлены присущие ей функции: интегративная, адаптивная, социокультурная, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида и предложены показатели, позволяющие характеризовать образовательную среду вуза как духовную общность.

Выявлена специфика образовательной среды медицинского университета, показаны условия, разработаны принципы и критерии интеграции среды лечебно-профилактического учреждения и среды медицинского университета.

Определена система работы кафедры по созданию образовательной среды, которая включала формирование у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу университета; выработку кафедрой своей профессионально-этической позиции, создание системы презентации профессиональных ценностей и образцов деятельности; создание разнообразных структур и сфер деятельности (научных обществ, клубов по интересам, проектов и др.), позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры; актуализацию возможностей неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в творческую лабораторию преподавателя; создание открытой и доступной студентам информационной базы кафедры; разработку и реализацию на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности; культивирование атмосферы тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком уровне требовательности и компетентности преподавателей.

Разработан алгоритм, который позволяет включить в проектирование ситуации личностного развития каждого студента уже на начальных этапах обучения (кафедры медико-биологического профиля). Личность врача не является застывшим образованием, а представляет собой постоянное движение, процесс саморазвития и чем раньше студент встанет на эту стезю, тем больше выпускник вуза будет соответствовать образу врача-личности, а результат высшего медицинского образования будет адекватен провозглашённым целям.

6. Заложены основы проектирования образовательной среды медицинского университета и кафедры и предложены критерии для мониторинга её функции профессионально-личностного развития.

Основные результаты исследования нашли своё отражение в следующих публикациях автора. Список пока не полный. Будет еще несколько работ.

Монографии и учебные пособия

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография/ А.И. Артюхина - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006 - 237 с. (14,8 п. л)

2. Артюхина А.И. Биохимические маркёры в крови при инфаркте миокарда. Оптимизация обучения врачей. Учебное пособие по клинической биохимии / А.И. Артюхина /Под ред.В.И. Закревского. - Волгоград, 2000 - 80 с. (5 п. л)

3. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. Учебное пособие / А.И. Артюхина - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006 -123 с. (7,68 п. л)

4. Артюхина А.И. Пособие по клинической биохимии (блок «фундаментальные дисциплины») для занятий с клиническими ординаторами 1 года обучения / А.И. Артюхина, О.В. Островский. - Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2003. -61 с. (3,8 п. л) (авторский вклад 3 п. л)

5. Практические и лабораторные занятия по биологической химии / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, В.Е. Веровский и др. -Волгоград, 2005. - ч.1 -С. 2006. -Ч.2 - 64с. (4 п. л) (авторский вклад 2 п. л)

6. Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов стоматологического факультета / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, В.Е. Веровский и др. - Волгоград, 2005. ч.1 -С., 2006. -Ч.2 - 64с. (4 п. л) (авторский вклад 2 п. л)

7. Артюхина А.И. Технология организации самостоятельной работы студентов по биохимии. Методическое пособие для преподавателей биохимии на медико-биологическом, лечебном, педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом факультетах / А.И. Артюхина Волгоград - 2006-80 с. (5 п. л)

8. Артюхина А.И. Самостоятельная работа студентов по биохимии. Методическое пособие для студентов медико-биологического, лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, О.В. Островский. - Волгоград-2005. - 94 с. (5,87 п. л) (авторский вклад 5,2 п. л) Статьи в журналах, входящих в список ВАК

9. Артюхина А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде / А.И. Артюхина, О.В. Островский, О.Ф. Великанова // Вестник ВМА. -Волгоград. - 2002 -С.5-15.

10. Артюхина А.И. Личностный опыт как результат воздействия учебного процесса и образовательной среды кафедры биохимии / А.И. Артюхина, О.В. Островский, О.Ф. Великанова // Вестник ВолГМУ. -Волгоград. -2005. -3(15). -С.75-77

11. Артюхина А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе / А.И. Артюхина // Вестник ВолГМУ. -Волгоград. -2006. -4(16). -С.24-26

Артюхина А.И. Восприятие образовательной среды и стиль взаимоотношений между преподавателем и студентом на кафедрах медико-биологического профиля медицинского вуза / А.И. Артюхина // Вестник ВолГМУ. -Волгоград. -2006. - 16 с. (в печати)

Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона/ А.И. Артюхина // Интеграция образования 12 с. (в печати)

Артюхина А.И. Типология сред в образовании/ А.И. Артюхина // Спецвыпуск: Педагогика 10 с. (в печати, Ростов-на дону)

Артюхина А.И. Критерии эффективности образовательной среды кафедр медико-биологического профиля медицинского вуза как личностно развивающей/ А.И. Артюхина // Известия ВГПУ 8с. (в печати)

Артюхина А.И. Амилаза слюны как объект научно-исследовательской работы школьников / А.И. Артюхина // Химия в школе 4 с(в печати)

Артюхина А.И. Девять научных жизней доктора Квостела/ А.И. Артюхина, В.А. Храмов // Химия в школе 3 с(в печати)

Артюхина А.И. Алгоритм вовлечения студентов в осознанное профессионально-личностное развитие на начальном этапе профессиональной подготовки/ А.И. Артюхина // Alma Mater 2c (в печати)

Артюхина А.И. Cистема работы кафедры по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов/ А.И. Артюхина // Alma Mater 14c (в печати)

Артюхина А.И. Возможности образовательных сред как ресурс качества высшего профессионального образования / А.И. Артюхина // Вестник РАЕН 11c (в печати)

Артюхина А.И. Репетиторство с позиций педагогической герменевтики /А.И. Артюхина // Народное образование 7c (в печати)

12. Артюхина А.И. Образовательная среда как педагогический феномен В печати/ А.И. Артюхина? (журнал Педагогика) 20 стр

Статьи в сборниках научных трудов и материалах международных, региональных научных и научно-практических конференциях

13. Особенности учебно-методической работы с зарубежными студентами на кафедре биохимии (опыт работы) / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Ю.В. Галаев и др. // Тезисы Всерос. науч. конф. Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов. - Волгоград, 1997 - С.173-174

14. Применение некоторых элементов системы Шаталова в процессе самостоятельной подготовки зарубежных студентов по курсу биохимии. / А.И. Артюхина, Е.М. Агеева, О.Ф. Великанова и др. // Тезисы Всерос. науч. конф. Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов. - Волгоград, 1997. - С.59-60

15. Системный подход к организации учебного процесса на кафедре биологической химии/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Ю.В. Галаев и др. //

Научное наследие П.К. Анохина и его развитие в трудах волгоградских учёных: Материалы обл. науч-практ. конф., посвящ.100-летию со дня рождения П.К. Анохина. - Волгоград, 1998. - т.1. -С.6-7

16. Творческий потенциал деловых игр в образовательной технологии/ А.И. Артюхина, В.Ф. Сидоренко, Н.В. Иванова, И.И. Соколов // Город, экология, строительство: Доклады и сообщения международной науч. -практ. конференции-семинара 10-17 апреля 1999 г. Каир, Египет. - Каир, 1999. - С.42-43

17. Экологическая направленность обучения в высшей школе / А.И. Артюхина, Н.В. Иванова, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская // Планировка и застройка городов.6-я Международная конференция 28-29 мая 1999 г Пенза. - Пенза, 1999. - С 4.

18. Значение наследия И.П. Павлова в эколого-гигиеническом образовании на пороге XXI века / А.И. Артюхина, Н.В. Иванова, Э.С. Косицына, И.И. Соколов // Учение И.П. Павлова на современном этапе и его развитие в трудах волгоградских учёных: Материалы юбилейной обл. науч. -практ. конф.6-8 ноября, 1999, Волгоград. - Волгоград, 1999. - т.1. -С.39-41

19. Артюхина А.И. Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании биохимии/ А.И. Артюхина // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - Волгоград: РПК Политехник, 1999. - С.3-5

20. Методические указания как элемент в формировании профессионального мышления/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская, Н.В. Иванова // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - Волгоград: РПК Политехник, 1999. - С.10-12

21. Артюхина А.И. Успешность деятельности студентов в аспекте педагогической адаптации / А.И. Артюхина, Н.В. Иванова // Проблемы социально-гуманитарного знания. Межвузовск. сб. науч. трудов. - Волгоград: РПК Политехник, 1999. - С.10

22. Вопросы психоэмоционального восприятия среды и её влияние на формирование личности/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова, Э.Э. Красильникова и др. // Человек в современных концепциях: Материалы второй междунар. науч. конф. Волгоград, 19-20 сентября, 2000. - Волгоград, 2000. -ч.1-С2

23. Проблемы освоения концепции и технологий личностно-ориентированного образования в вузе/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.В. Иванова, Н.Н. Складановская // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II международного научного конгресса. Волгоград, 6-8 апреля 2000. - Волгоград, 2000. - т.1. -С.112-113.

24. Артюхина А.И. Развитие творческого мышления в личностно ориентированном образовании студентов/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова, Э.Э. Красильникова // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II международного научного конгресса. Волгоград, 6-8 апреля 2000. - Волгоград, 2000. - т.1. -С.112-113.

25. Артюхина А.И. Пути развития личностного потенциала при обучении в высшей медицинской школе / А.И. Артюхина // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. УII годичное собрание Южного отделения РАО. Адыгейский гос. университет/ - 2000/ - ч.1/ - С.128-129

26. Артюхина А.И. Анализ экологического аспекта в содержании образования провизора / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская // Поволжский экологический вестник. - Волгоград, 2000 - 5c.

27. Экологическое образование и воспитание нового мышления на пороге ХХI века/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.В. Иванова, Н.Н. Складановская // Поволжский экологический вестник. -Волгоград, 2000 -С.5

28. Артюхина А.И. Видеоэкология и комфортность городской среды/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова // Поволжский экологический вестник. - Волгоград, 2000 -С.4

29. Артюхина А.И. Образование - путь повышения качества жизни / А.И. Артюхина // Качество жизни - новая цивилизационная парадигма. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Волгоград, 2000. - С.27-30

30. Артюхина А.И. Педагогика как наука в высшем профессиональном образовании/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская // Тезисы докладов Междунар. науч. -практ. конференции Педагогика как наука и как учебный предмет - Тула, 2000. - ч.1. - С.43-44

31. Артюхина А.И. Научное наследие А.А. Ухтомского и восприятие городской среды/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова // Материалы научной конференции, посвященной 125летию со дня рождения А.А. Ухтомского. - Волгоград, 2001. -С.5-6

32. Артюхина А.И. Личностно ориентированное образование и средовой подход/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская // Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно-ориентированной модели: Тезисы докл. Всерос. науч. -практ. конференции. - Красноярск, 2001. -С.37-38

33. Артюхина А.И. Образовательная среда и адаптация зарубежных студентов / А.И. Артюхина // Проблемы адаптации зарубежных студентов: Материалы II Всероссийской науч. конф. Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов, Волгоград, 17-19окт., 2001. - Волгоград., 2001. - С.47-48

34. Особенности организации учебно-воспитательной работы с зарубежными студентами на кафедре биохимии/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Л.В. Гончарова и др. // Проблемы адаптации зарубежных студентов: Материалы II Всерос. науч. конф. Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов, Волгоград, 17-19окт., 2001. - Волгоград, 2001. - С.127-128

35. Артюхина А.И. Непрерывное личностно-ориентированное образование и средовой подход/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова // 1 Региональная науч. -практ. конференция Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. - Волгоград, 2001. - С.8-12

36. Артюхина А.И. Проблема адаптации в процессе довузовской подготовки и образовательная среда вуза / А.И. Артюхина // 1 Региональная науч. -практ. конф. Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей - Волгоград, 2001. - С.25-28

37. Артюхина А.И., Музыкальная среда и развитие творческой личности / А.И. Артюхина, Н.Ю. Болотнова, Э.С. Косицына // 1 Региональная науч. -практ. конф. Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. - Волгоград, 2001. - С.22-25

38. Артюхина А.И. Личностное развитие студента-медика в образовательной среде вуза и кафедры/ А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, Н.Н. Складановская // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Межрегиональн. науч. - практ. конф. -Воронеж, 2003 -С.4-8с.

39. Артюхина А.И. Адаптивная функция образовательной среды / А.И. Артюхина // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. ВолгГАСА - Волгоград, 2003. - С.59-62

40. Артюхина А.И. Воздействие музыкальной среды на развитие творческой личности / А.И. Артюхина, Н.Ю. Болотнова, Э.С. Косицына // 1 Региональная науч. - практ. конф. Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. ВолгГАСА - Волгоград, 2003, С.57-59

41. Артюхина А.И. Средовой подход в модели непрерывного личностно-ориентированного образования/ А.И. Артюхина, Н.В. Иванова // Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей. ВолгГАСА - Волгоград, 2003. - С.46-49

42. Артюхина А.И. Развитие образовательной среды кафедр медико-биологического профиля на основе современных информационных технологий и организация самостоятельной работы студентов / А.И. Артюхина, О.В. Островский, О.Ф. Великанова // Самостоятельная работа студентов в медицинском вузе: Сборник материалов науч. -практ. конф. ВолГМУ, 28 апреля 2004. Под редакцией В.И. Петрова. - Волгоград, 2004. - С.33-41

43. Артюхина А.И. Средовой подход как методологический принцип педагогики / А.И. Артюхина // Альманах - 2004. - Волгоград: Волгоградское отделение Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. - С.51-57

44. Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского вуза и профессионально-личностное становление специалиста / А.И. Артюхина // Альманах - 2004. - Волгоград: Волгоградское отделение Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. - С.57-61

45. Артюхина А.И. Профессионально-личностное саморазвитие преподавателя в образовательной среде кафедры, вуза / А.И. Артюхина // Альманах - 2005. - Волгоград: Волгоградское отделение Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. - С.334-340

46. Артюхина А.И. Теоретическая модель образовательной среды кафедры/ А.И. Артюхина // Альманах - 2005. - Волгоград: Волгоградское отделение Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. - С.340-345

47. Артюхина А.И., Кирпичников М.В. Преподавание темы «Эндотоксикоз» в аспекте личностно-ориентированного обучения // Междисциплинарная интеграция в медицинском вузе: сб. матер. Учебно-науч. -метод. конф. ВолГМУ 28 апреля 2006 г. / Под ред. академика РАМН В.И. Петрова. -Волгоград: Изд. ВолГМУ, 2006. -С.47-48

Издания на иностранном языке

48. Artyukhina A.I. Social essence of human being in the system of education and improving human factivity (city Volgograd as a model) / A. I Artyukhina, N. V. Ivanova // Problems of ecopolis: Theses of scientific reports at the International scientific and practical conference. March, 13-25, 1998, Thailand. - Bangkok-Pattaya, 1998. - Р.89-90

49. Артюхина А.И. Личностное ориентирование в педагогической технологии (на арабском языке) / А.И. Артюхина, В.Ф. Сидоренко, Н.В. Иванова // Город, экология, строительство: Доклады и сообщения междунар. науч. -практ. конф. -семинара 10-17 апреля 1999 г. Каир, Египет. - Каир, 1999. - С.99

50. New basis of personality orientation of the Russian student/ A.I. Artyukhina, V. F. Sidorenko, N. V. Ivanova, I.I. Sokolov // City, Ecology, Construction. The International scientific and practical conference. April, 13-17, 1999/ Egypt, Cairo, 1999. - Cairo, 1999. -Р.95-96

51. Artyukhina A.I., Ivanova N. V. Some aspects of the conception “Ecological educational medium” / A. I Artyukhina, N. V. Ivanova // Архитектура, строительство, экология: программа, доклады и сообщения международной науч. - практ. конференции-семинара, Барселона, Испания, 18-25 мая 2002. - Барселона, 2002. - С.100-101

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать