Организация помощи в обучении неуспевающим подросткам 7-9 классов

Организация помощи в обучении неуспевающим подросткам 7-9 классов

43

Введение

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют свои особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности с учениками. Следует заметить, что во многих школах в последнее время вообще перестали уделять должное внимание так называемым трудным» школьникам, что приводит к педагогической запущенности и школьной дезадаптации учеников. Таким образом, мы определяем проблему нашего исследования: какова должна быть помощь учащимся 7-9 классов, имеющих трудности в обучении. Данная проблема составила цель исследования.

Объект нашей работы - школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.

Предмет-организация педагогической поддержки учащимся 7-9 классов с трудностями в обучении.

Задачи:

- раскрыть понятие школьной неуспеваемости;

- выявить причины неуспеваемости;

- дать психологическую характеристику неуспевающим школьникам, охарактеризовать их типы;

- выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям,

- подобрать методики педагогической диагностики неуспеваемости, апробировать их в практике работы в школе,

- апробировать методы профилактики неуспеваемости учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, если учитель своевременно и профессионально грамотно сможет осуществлять психолого-педагогическую помощь неуспевающим ученикам, то уменьшится их отставание по ряду предметов.

В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение уроков, изучение передового педагогического опыта, практическая работа по профилактике неуспеваемости.

Глава 1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема.

1.1.Понятие школьной неуспеваемости.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному.

П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам.

Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего. (13, 10-16)

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость -- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых про-текает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование дан-ных всех наук о человеке, индивиде, личности.

Понятие неуспеваемости, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики -- содержанием обучения. Содержание образования дано в учебных программах, учебниках и методических пособиях. Выделяют следующие его компоненты: знания, умения, навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению. Говоря о показателях неуспеваемости, необходимо вначале охарактеризовать требования к каждому компоненту.

Основным компонентом содержания учебного процесса явля-ются знания.

Единицами теоретических знаний выступают понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы и методы науки. Фактические знания представлены единичными понятиями (например, географиче-ские названия, исторические личности, события).(3,стр. 50-78)

Предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их лите-ратуре. Методические материалы, программы и учебники рас-крывают конкретное содержание каждого предмета и частич-но - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психо-логическая и педагогическая литература разъясняет цели и за-дачи нового содержания, его особенности.

В учебных предметах, представляющих основы наук, данный элемент содержания со-ставляют фактические знания.

Не весь материал, используемый в учебном процессе, подлежит усвоению значительная его часть служит для иллюстрации, конкре-тизации, обобщения.

На основании изложенного могут быть сформулированы тре-бования к усвоению всех элементов знаний. Эти требования сво-дятся к следующему:

- понимать систему признаков понятия и систему понятий, хра-нить их в памяти в готовности для оперирования ими в знако-мой и в новой ситуации;

- понимать и хранить в памяти знания о способах действия в готовности для оперирования ими в знакомой и в новой ситуа-ции;

- использовать знания о способах действия в развернутом и свернутом виде, в составе сложной деятельности и в отдельных навыках.

Перейдем к анализу следующих компонентов содержа-ния образования - умений и навыков. Различают разные виды умений - первичные умения, близкие к навыкам, т. е. к поддающимся ав-томатизации действиям, и вторичные умения, отличные от на-выков.

Выделяют два вида первичных умений и навыков:

- умения и навыки теоретического характера (в основе которых лежат правила оперирования понятиями и которые представля-ют деятельность анализа - синтеза) и умения и навыки прак-тического характера (правило сообразные действия, которые мо-гут регулироваться с помощью формул, моделей, образцов).

Конечным требованием к умениям является сознательное выполнение действий. Требо-вания к навыкам иные: здесь главное - подсознательное выпол-нение действий. В обоих случаях требуется, конечно, их пра-вильное выполнение.

Таким образом, итоговые требо-вания предстают в следующем виде:

1. Требования к навыкам (практического и теоретического характера) - автоматизированное выполнение действий и си-стем действий

а) в знакомой ситуации,

б) в новой ситуации.

2. Требования к первичным умениям (теоретического харак-тера) - сознательное выполнение действий и систем действий

а) в знакомой ситуации,

б) в новой ситуации.(1, стр. .34-51)

Еще одним компонентом содержания образования является сформированность отношений.

Отношения личности выражают связи субъекта с объектив-ной действительностью и могут, поэтому классифицироваться по объектам, на которые они направлены. Если с этих пози-ций подойти к познавательным отношениям школьников, то можно будет выделить следующие их группы: положительное отношение к знаниям и к процессу овладения ими (познаватель-ные интересы); отношение к себе как субъекту познавательной деятельности, оценка своих достижений и возможностей (само-оценка); осознание ценности образования вообще, убежденность в его общественной и личной значимости.

Под познавательным интересом понимается относительно устойчивое стремление личности про-никать в сущность явлений и овладевать способами добывания новых знаний. В отличие от других интересов познавательные интересы ориентированы не только на потребление информации, но и на ее переработку и добывание.

Познавательные интересы школьников различаются по своим объектам: они могут быть направлены на фактические и теоре-тические знания, на выполнение действий по правилам и на дея-тельность творческого характера. Различают также широкие по-знавательные интересы - направленность на познавательную деятельность вообще - и познавательные стержневые интере-сы - направленность на одну какую-либо область знаний.

Отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению непосредственно связано с оценкой своих дости-жений. Значение этого аспекта в процессе обучения подчерки-вается специалистами. А. И. Липкина пишет о необходимо-сти «учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной ра-боты ребенка, личностные характеристики, которые в концентри-рованной форме выражены в его самооценке».

Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддержи-вать стремление работать самостоятельно, творчески.

Из рассмотренных выше положений может быть построена система показателей успеваемости. Выполнение этих требований несет наибольшую информацию об успеваемости:

первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, уме-ния и навыки при добывании новых знаний;

второе - применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комби-нируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

четвертое - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

пятое - стремиться к оценке своих достижений в познава-тельной деятельности.

В качестве показателей неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении содержанием обучения:

1) не владеет минимально необходимыми операциями творче-ской деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится получать новые знания теоретического харак-тера;

3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится к оценке своих достижений;

5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать уме-ния и навыки;

6) не усвоил понятий в системе.

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспевае-мость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.

Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей творческой деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдель-ные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. (14, 305)

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс от-ставания складывается из актов отставания.

В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Для ответа на вопрос почему возможно отставание, мы должны, прежде всего, разобрать факторы успеваемости. Неуспеваемость может быть связана с процессом обучения.

Изучение соответствующих научных данных позволило вы-делить три основных фактора успеваемости: требования к уча-щимся, вытекающие из целей школы; психофизические возмож-ности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимы-ми, когда они не превышают физических и психических возмож-ностей школьников и находятся в соответствии с условиями обу-чения и воспитания детей.

В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, используя программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процесса.

Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что способы обнаружения признаков отстава-ний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении дей-ствий учителя и учащихся.

Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформу-лировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учи-тель получает материал для суждения, как о результатах дея-тельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помо-тает.

Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.(3, стр. 46-67)

Дадим описание признаков отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки.

1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении за-дач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не де-лает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, вос-приятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует лите-ратуру для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении за-дач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упраж-нения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет пред-писаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти при-знаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при по-становке учащимся соответствующих вопросов.

Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.

1.2. Причины неуспеваемости.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Имеются попытки сгруппиро-вать причины неуспеваемости. А. М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; небла-гоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожитель-ства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый теку-щий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.(6, стр. 20-56)

Описание системы причинно-следственных связей неуспеваемости дана в работе Ю. К. Бабанского. Он изучил учебные возможности школьников, объединил в этом понятии два основ-ных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учеб-ной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать