Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического мировоззрения и профориентации учащихся

Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического мировоззрения и профориентации учащихся

2

Выпускная квалификационная работа

"Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического мировоззрения и профориентации учащихся"

Оглавление

  • Оглавление
    • Введение
    • Глава 1. Учебно-воспитательное значение экскурсий
    • 1.1 Методика учебных экскурсий по экологии
    • 1.2 Выбор объекта экскурсии
    • Глава 2. Организационные вопросы подготовки экскурсии
    • 2.1 Комплексные экскурсии
    • 2.2 Проведение экскурсии
    • 2.3 Подведение итогов экскурсии
    • Глава 3. Методические разработки
    • 3.1 Мои уроки
    • Урок № 1. Экскурсия на водоочистную станцию
    • Урок № 2. Экскурсия в пожарное депо
    • Подготовительный урок
    • Урок № 3. Экскурсия в отопительную котельную
    • 3.2 Лабораторные работы
    • Лабораторная работа № 1. "Моделирование этапов очистки воды"
    • 3.3 Тестовые задания
    • Обсуждение результатов. Выводы
    • Литература
Введение

Учебные экскурсии являются важным средством образования, трудового воспитания и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве. Во время экскурсии на производство учащиеся знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, что формирует у учащихся яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства. Экскурсии способствуют более конкретному восприятию тех производств, которые учащиеся не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность изучаемой темы не вызывает сомнения.

Основная цель данной работы - исследование возможности использования экскурсий для формирования экологического мировоззрения и профориентации школьников.

В связи с этим в работе решались следующие конкретные задачи:

1) анализ форм и методов организации и проведения экскурсий при изучении химии в средней школе;

2) определить роль и место экскурсий в процессе обучения и воспитания;

3) разработка уроков - экскурсий с экологическим содержанием в рамках данной темы;

4) апробация разработанных методик в МОУ СОШ гимназия № 5.

4) оценка уровня сформированности знаний при изучении тем по разработанным методическим подходам.

Предмет исследования - выбор соответствующих форм организации занятий, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения в процессе использования экскурсий.

Объект исследования - познавательная деятельность учеников 8 классов в МОУ СОШ гимназии № 5.

Гипотеза: Систематическое использование экскурсий на уроках химии способствует развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса учащихся, более прочному и глубокому усвоению материала и формированию экологического мировоззрения и профориентации учащихся.

Глава 1. Учебно-воспитательное значение экскурсий

Преподавание химии в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который учащиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии на различные предприятия и народнохозяйственные объекты.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение.

На экскурсиях учащиеся знакомятся как с технологией производства, так и непосредственно с трудом людей на производстве. Показывая примеры овладения передовой техникой и технологией, добросовестную работу людей, мы вызываем чувство гордости за нашу науку и технику, уважение к труду и к людям труда; дает возможность конкретно увидеть, тем самым способствует воспитанию у учащихся трудовой установки, осознанию необходимости добросовестного труда для общего блага.

Важна роль экскурсии и в экономическом воспитании учащихся. Учебные экскурсии на объекты промышленного производства дают возможность на конкретных примерах раскрыть экономическую эффективность комплексной переработки сырья, рациональное использование производственных отходов, показать перспективные направления дальнейшего совершенствования технологий производства, обеспечение его технологической гибкости.

Не менее важно и то, что в процессе экскурсий учащиеся не только наблюдают, каково содержание труда работников массовых химических профессий. Они узнают о том, какие условия создаются на производстве, чтобы не только облегчить труд людей путем механизации и автоматизации производственных процессов, но и сделать его более содержательным, как на предприятии заботятся об охране здоровья работников, о повышении их культурно - технического уровня и т.д. Все это в определенной мере способствует проявлению у учащихся склонностей к той или иной профессии, более сознательному выбору будущей специальности; уменьшает затруднения, возникающие у выпускников средней школы в тот период, когда они начинают трудиться в сфере материального производства.

Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют ему полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его, что в свою очередь способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися. Непосредственное наблюдение во время экскурсий производственных процессов дает возможность организовать изготовление силами учащихся наглядных пособий по химии: коллекций, схем, макетов, моделей, помогает развивать графическую грамотность школьников, умение чертить схемы аппаратов, эскизы моделей и др. [1].

1.1 Методика учебных экскурсий по экологии

Учебные экскурсии на химические и др. объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий - дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанное и с выездом школьников в областной центр и другие регионы и страны. Это не означает, что экскурсию следует рассматривать как дополнительное мероприятие, оторванное от урока. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проеденная как своеобразный урок в условиях производства. Именно поэтому в объяснительной записке к программе указанно, что учебные экскурсии следует проводить за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса. Опыт показывает, что учителя экологии (химии) обычно проводят 1-2 экскурсии в год. При этом объект, содержание и методы проведения экскурсии определяются не всегда достаточно рационально. Рекомендуется проводить не менее одной экскурсии за учебный год в 8-9 классах (продолжительность 2 часа) и не менее 2 в 10-11 классах.

1.2 Выбор объекта экскурсии

Каждая из производственных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся.

Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. В этом учителю может помочь следующий перечень (см. таблицу).

С учетом программных требований и производственного окружения школы учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий. При этом он стремится к тому, чтобы каждый учащийся в период изучения химии посетил как промышленные предприятия различного профиля, так и сельскохозяйственные и другие объекты, для работы, на которых необходимо знание предмета экологии и химии.

Таблица 1.

Возможные объекты учебных экскурсий

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Минералогические и

краеведческие музеи. Химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Водоочистительные сооружения. Карьеры добычи полезных ископаемых. Отопительные котельные.

Производство серной кислоты. Заводы по производству минеральных удобрений. Цементные, кирпичные и стекольные заводы. Предприятия по производству чугуна, стали и алюминия. Пожарное депо.

Предприятия по переработке нефти и

природного газа.

Заводы по

производству пластмасс, синтетических и искусственных волокон. Животноводческие фермы.

Понятно, что проведение всех этих экскурсий невозможно, так как предприятия, включенные в перечень, не могут быть расположены вблизи школы. Учитель может провести учебные экскурсии лишь на те объекты, которые будут практически доступны.

Отсутствие вблизи школы химических производств, что типично для сельских школ, не означает, что проведение экскурсий по химии не возможно.

Учебные экскурсии можно проводить и на нехимические объекты при условии, что на них осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Такими объектами могут аптеки, пожарные депо, предприятия пищевой промышленности, текстильные фабрики и другие предприятия местной промышленности. Если на этих экскурсиях и нельзя изучать важнейшие химические производства, то учащиеся все же приобретут конкретные представления о практическом применении различных химических процессов, изучаемых в школьном курсе химии.

Вместе с тем следует помнить, что многие химические производства, на которых осуществляются сложные химические реакции, недоступные пониманию учащихся средней школы, являются неподходящими объектами для учебных экскурсий.

Выбирая предприятия для школьных учебных экскурсий, учитель должен руководствоваться следующими критериями: соответствия содержания экскурсии программе; доступность экскурсии для понимания учащимися; значимость данного промышленного объекта для народного хозяйства; уровень технологии и технической оснащенности, его соответствие современными требованиям; безопасность производства. Все это свидетельствует о том, что выбор объекта для учебной экскурсии по химии всякий раз должен происходить с учетом политехнической значимости объекта и познавательных возможностей учащихся [1-3, 13-17, 22,25].

Глава 2. Организационные вопросы подготовки экскурсии

Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойствами, применением вещества, что позволит им оценить его народнохозяйственное значение, и лишь затем, т.е. в заключение изучаемой темы или раздела, следует рассматривать промышленный способ получения этого вещества.

Итак, наметив объекты, составив план на данный учебный год и определив ориентировочно время проведения каждой из них, учитель должен сам тщательно изучить те производства, которые он включил в план. Для этого он рассматривает теоретический материал по теме экскурсии, используя специальную литературу. Кроме того, необходимо, чтобы учитель, прежде всего сам, предварительно побывал на предприятии, на которое планируется экскурсия. Существенную помощь учителям в этой работе оказывают кабинеты химии областных (городских) институтов усовершенствования учителей и методические кабинеты отделов народного образования, которые систематически в период курсовой подготовки организует для учителей химии производственные экскурсии.

Далее учитель намечает цель экскурсии и определяет объем знаний, которые должны получить учащиеся во время экскурсии. При этом следует учитывать содержание соответствующего учебного вопроса по действующей программе.

Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы продолжительность экскурсии не превышала двух часов, не считая времени, потраченного на переход или проезд от школы до завода. Экскурсии, затянувшиеся по времени, слишком утомляют учащихся. Необходимо также предусмотреть безопасность маршрута и возможность перерыва для отдыха учащихся (через час после начала экскурсии).

При подготовке учебной экскурсии на производство особое внимание надо уделять безопасности учащихся. Проведение любой производственной экскурсии должно проходить только после того, как школьники ознакомятся с правилами техники безопасности, строго соблюдать которые во время экскурсии обязан каждый из них.

При предварительном посещении предприятия учитель должен заранее обсудить с экскурсоводом маршрут экскурсии, объем и характер разъяснений, необходимых по ходу экскурсии; выявить источники возможной опасности (железнодорожные переезды, подъемные краны, газоопасные места и др.), взять их под особый контроль. Чаще всего экскурсии проводят сотрудники предприятий. Привлечение инженерно-технических работников к проведению учебных экскурсии со школьниками желательно ввиду их высокой осведомленности в производственных вопросах. Однако следует помнить, что специалисты предприятия могут увлекаться техническими деталями, а это вызывает перегрузку учащихся второстепенным материалом. Чтобы это не случилось, необходимо всякий раз ставить в известность экскурсовода о том, каков уровень подготовки учащихся и какие знания они должны приобрести во время экскурсии.

Практика показывает, что лучшими экскурсоводами являются сотрудники химических лабораторий предприятий. Они быстрее вводят учащихся в существо дела, не прибегают в своих объяснениях к подробностям узкотехнического направления, а придерживаются широко изученного плана, более умело знакомят учащихся с проблемами прикладной химии (экологии) данной отрасли, с тем научно - техническими задачами, которые призваны решать химическая (экологическая) лаборатория и все предприятие в целом, выпуская соответствующую химическую продукцию.

Руководящая роль на экскурсии должна принадлежать учителю. Если учитель заметил, что экскурсовод увлекся и излагает материал, не учитывая уровень подготовленности школьников, можно обратиться к нему с опросами, которые напомнят экскурсоводу о теме, что не позволит превратить экскурсию в лекцию на предприятии. Учитель должен обратить внимание экскурсовода на то, чтобы во время объяснения устройства аппаратов он не поворачивался спиной к учащимся, как это часто бывает у недостаточно опытных экскурсоводов. Следует помнить, что в производственных экскурсиях всегда остро встает проблема слышимости. Пользование громкоговорителем чаще всего не целесообразно: это лишь усиливает шум в цехе. Еще бесполезнее пытаться перекричать шум действующего оборудования. Самое лучшее в таких случаях - изложить материал перед входом шумный цех или участок, а на месте давать лишь краткие, самые необходимые пояснения. Отвечать на вопросы следует уже при выходе из цеха.

Если учитель хорошо знает данное производство, то лучше ему самому поводить экскурсию, используя помощь инженерно - технических работников, сопровождающих экскурсию.

Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовке учащихся. От этого зависит весь ее результат. Опытный учитель на протяжении целого ряда уроков фиксирует внимание учащихся на материале, который в той или иной мере связан с предстоящей экскурсией. Накануне же самой экскурсии во время специального вводного занятия в классе учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) демонстрирует чертежи и рисунки, облегчающие наблюдение и изучение аппаратов и процессов; д) знакомит с планом экскурсии; е) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии, делит класс на группы, каждая из которых получает конкретное здание. Учитель указывает, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что зарисовать, записать, основываясь на документальном материале (история завода, люди, планы, место в отрасли), кому на производстве следует взять образцы сырья, полупродуктов, готовой продукции и для этой цели изготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетками, полиэтиленовые мешочки и т.д. Учитель называет также темы сообщений по материалам экскурсии и рекомендует дополнительную литературу по теме экскурсии.

На вводном занятии учитель разъясняет правила техники безопасности, но это не означает, что учащиеся нужно загружать изучением всех правил. Они, прежде всего, должны усвоить их главное содержание. Учащиеся обязательно должны знать следующие правила поведения: на пятна жидкостей, различных на полу, не наступать; аппараты и сосуды не трогать; образцы без разрешения начальника цеха или мастера не брать.

Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии. Четкие указания о том, на что следует обратить внимание, предупреждают расплывчатость и бессодержательность наблюдений, обеспечивают избирательность и способствует установлению логических связей между самыми важными производственными явлениями. План экскурсии по этапам, указания о наблюдениях и вопросы, которые следует выяснить, учащиеся записывают в тетради, оставляя под каждым вопросом место для записей во время экскурсии.

2.1 Комплексные экскурсии

Учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.

На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках экологии (химии). На комплексных экскурсиях учащиеся изучают природные или производственные объекты, используя знания различных учебных предметов (экологии, химии, физики, географии и др.).

Учебные производственные экскурсии по экологии целесообразнее поводить как комплексные. Такие экскурсии позволяют экономить время учащихся. Они проводятся совместно учителями 2-3 предметов на одно предприятие. Перед учителями раскрываются большие возможности для осуществления межпредметных связей экологии с химией, биологией, географией, историей и другими предметами. В результате учащиеся глубоко понимают устройство различных аппаратов, воздействие на окружающую среду, ход технологического процесса, таким образом, разностороннее представление о производстве, усваивают его научные основы с различных точек зрения, что способствует успешному формированию общих для различных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих для различных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих научных закономерностей. А это, как известно, имеет важное значение для формирования у учащихся единой научной картины мира, элементов диалектико-материалистического мировоззрения. Межпредметный подход к поведению экскурсий важен еще и потому, что хотя современное производство и подразделяет на ряд главных отраслей (энергетическое, механическое, химическое, сельскохозяйственное и др.), но на практике все отрасли производства теснейшим образом сазаны между собой, особенно когда речь заходит об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, экологической безопасности.

Так как между экологическими, физическими и химическими процессами наблюдается тесная связь, производственные экскурсии чаще всего проводятся как комплексные по экологии, химии и физике.

2.2 Проведение экскурсии

Тщательная подготовка учащихся в классе предстоящей экскурсии - необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего, следует разработать ее план, который может быть следующим:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать