Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического мировоззрения и профориентации учащихся
l2 (SO4) 3 +3Ca (HCO3) 2 = 2Al (OH) 3+3CaSO4+6CO2

В результате этого образуются хлопья - нерастворимые соли и основания.

Экскурсовод показывает учащимся воду с образовавшимся в ней хлопьями. Учащиеся видят, что они слипаются друг с другом, укрупняются и медленно опускаются на дно сосуда, увлекая взвешенные частички мути. Хлопья, у которых большая площадь поверхности, обладают способностью поглощать вещества, придающие воде цвет и запах.

Рис.1. Схемы очистки сточных вод

Ознакомившись с принципом работы отстойника, учащиеся переходят в зал фильтров. Здесь на специальном макете экскурсовод объясняет устройство песчаного фильтра, который представляет собой железобетонный резервуар, заполненный песком, гравием и др. Экскурсовод демонстрирует примеры закрывания и открывания задвижек труб для подвода осветленной и отвода профильтрованной воды, открывание вентиля для отвода загрязненной промывочной воды в канализацию.

Работа каждого фильтра контролируется с отдельных пультов управления. Весь зал фильтров обслуживает 1-2 специалиста. При фильтровании вода просачивается через узкие каналы между песчинками. Здесь задерживаются самые мелкие хлопья и другие взвешенные частички, образуя поверхностную пленку. Как только пленка на фильтре достигает определенной плотности, приборы автоматически водят в действие промывные устройства. После промывания песка автоматы снова включают фильтр.

Вода, пошедшая сквозь фильтр, может содержать еще некоторую долю бактерий. С целью дезинфекции в воду добавляют сжиженный хлор (на 1л воды 2мг хлора). Учащиеся осматривают установки для хлорирования воды.

Если экскурсия поводится в конце 8 класса, то учащиеся знают о бактерицидном действии хлора на воду и микроорганизмы и умеют записывать уравнение реакции:

Сl2+Н2О=НСlО+НСl

НСlОНС1+О, 2О2О или

2НСlО=2НС1+О2

Поэтому дополнительно можно лишь сообщить, что скорость разложения хлорноватистой кислоты НСlО увеличивается при освещении и а присутствии некоторых веществ, например гидрокарбоната кальция Са (НСО3) 2.

Учителю необходимо знать (этот материал можно использовать в старших классах), что из-за большой неустойчивости хлора в воде наряду с хлорированием используют и так называемую преаммонизацию воды. Она заключается в том, что при хлорировании в воду добавляют немного аммиака, так чтобы соотношение аммиака и хлора было равным 1: 4. В результате взаимодействия хлора с аммиаком образуются вещества, называемые хлораминами.

Весь процесс очистки воды длится 16 часов. Чистая вода поступает в резервуары - сборники. Отсюда насосная станция второго подъема подает воду в водопроводную сеть. Часть воды подается в водонапорную башню, за счет этого поддерживается определенное давление (напор) в водопроводной сети; эта вода служит определенным запасом, необходимым для покрытия расхода воды в часы наибольшего водозабора.

В конце экскурсии учащиеся посещают химическую лабораторию, в которой осуществляют контрольно-химический, бактериологический, гидрологический анализы. В заключении экскурсовод подчеркивает, что данные методы защиты водопроводной воды обеспечивают необходимое качество воды только в условиях незагрязненных природных источников. С развитием промышленности, химизацией сельского хозяйства, за регулирования рек значительно усложнилось использование природных источников для питьевых и промышленных целей. Технология обработки питьевой воды, которая сводится к осветлению, обесцвечиванию, обеззараживанию и проводится в основном при помощи химических реагентов, не годится для очистки воды от пестицидов, продуктов жизнедеятельности сине-зеленных водорослей и многих промышленных загрязнений.

Урок № 2. Экскурсия в пожарное депо

Противопожарная безопасность и меры ее профилактики
- составная часть химических (экологических) знаний. Поэтому при изучении химии необходимо вооружать учащихся знаниями правил противопожарной безопасности и добиваться их выполнения коле, в быту, на производстве. В связи с этим важное значение приобретает организация экскурсии в пожарную часть.

Рис. 2. Схема пожарного депо

На первый взгляд может показаться, что такую экскурсию следует проводить с учащимися 8 класса, которые в теме "кислород. Оксиды горение" изучают условия возникновения и прекращения горения.

Однако это совсем не так. Дело в том, что химические процессы, происходящие при работе огнетушителей, еще не доступны пониманию восьмиклассников. Поэтому целесообразнее проводить эту экскурсию с учащимися 9 класса при изучении темы "подгруппа углерода", когда рассматривают свойства оксида углерода (4) и его применение в огнетушителях и пожарных машинах. В любом из этих случаев данную экскурсию желательно организовать как комплексную по химии, экологии и физике, потому что по курсу физики 9 класса изучают закон Бернулли и др.

Подготовительный урок

На этом уроке важно отметить, что окружающая среда несет немалый урон от пожаров и возгораний
. Причиной пожаров является многие факторы, но, прежде всего - это химическая неграмотность некоторых людей, недопустимая небрежность в выполнении учебных, бытовых и производственных операций, нарушение условий общения с веществами и источниками энергии.

Чтобы успешно бороться с огнем, угрожающим живой и неживой природе, нужно знать, как возникает горение. Учитель напоминает, сто первоначальные знания о горении учащиеся приобрели еще в 8 классе. Когда изучали химические свойства кислорода. Тогда же они узнали, что для начала горения необходимо горючее вещество било подведено до определенной температуры. С этой целью следует продемонстрировать горение скипидара в металлическом тигле или металлической коробке. Сначала учитель обращает внимание учащихся на то, что если к поверхности скипидара подвести горячую лучинку, то скипидар не воспламеняется. А если теперь со скипидаром предварительно нагреть, то скипидар легко загорается. Но горение сразу же прекращается, если тигель с зажженным скипидаром охладить.

Чтобы напомнить учащимся о другом условии горения - достаточном доступе воздуха, демонстрируют опыт: бензин, находящийся на дне химического стакана, зажигают, а затем стакан плотно закрывают стеклянной или картонной пластинкой. Горение сразу же прекращается.

На основе наблюдений учащиеся самостоятельно делают следующие обобщающие выводы: 1 чтобы горение началось, необходимо нагреть вещество до температуры воспламенения и обеспечить доступ кислорода к нему.2 чтобы горение прекратилось, необходимо вещество охладить или прекратить доступ кислорода.

Затем разбирают случаи горения разных веществ в атмосфере хлора, фтора и таким образом, приходят к важному обобщению: горением называют такую химическую реакцию, которая сопровождается выделением тепла и света.

Урок № 3. Экскурсия в отопительную котельную

Эту экскурсию целесообразно провести в IX классе как комплексную по химии и физике
: при изучении темы по химии "Подгруппа углерода", в которой рассматриваются вопросы об основных видах топлива и способах сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива, и при изучении темы по физике "Теплопередача и работа".

Подготовительный урок. Повторяют свойства кислорода и сущность реакции окисления, обращают внимание на продукты' горения сложных веществ, отмечают важную роль огня в развитии цивилизации, рассматривают существенные признаки реакции горения, дают ее определение. Затем учащиеся, пользуясь коллекцией "Топливо", выполняют лабораторный опыт "Ознакомление с различными видами топлива, характеризуют виды топлива, отмечают их значение.

Учитель предупреждает учащихся об экскурсии в отопительную котельную, и дается задание: ознакомиться со схемой простейшего устройства для сжигания топлива. Если используется пылевидное топливо, то его сжигают с помощью форсунки.

Чтобы учащиеся имели представление о строении форсунки, учитель предлагает, используя учебник, вспомнить аналогичное устройство ацетиленокислородной горелки. Для распыления жидкого топлива в форсунках используют водяной пар пли сжатый воздух. Лучше всего смешивается с воздухом и полнее сгорает газообразное топливо.

Учитель рассказывает, где используется жидкое и газообразное топливо. Учащиеся делают вывод, что во время горения топлива происходит химическая реакция между горючими веществами, входящими в состав топлива, и кислородом воздуха, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

Экскурсия. Комплексная экскурсия проводится по следующему плану:

1) ознакомление с отопительной котельной;

2) ознакомление с устройством и принципом работы системы отопления зданий. При проведении тематической экскурсии можно ограничиться осмотром котельной.

В ходе предварительной беседы экскурсовод или учитель сообщает учащимся, какой вид топлива используется в данной котельной, чему равна удельная теплота сгорания данного топлива и переводной коэффициент к условному топливу. Из курса физики учащиеся знают, что для сравнения качества различных видов топлива введено понятие "условное топливо", удельная теплота сгорания которого составляет 29 300 Кдж/кг.

После вступительной беседы переходят в помещение, в котором находится котельная установка. Оператор (кочегар) показывает учащимся приемы обслуживания топки: загружает топку топливом, изменяет силу дутья, при помощи рукоятки покачивает колосником. Экскурсовод объясняет, что во время эксплуатации топки на колосниковой решетке образуются три слоя. Свежее топливо образует верхний горючий слой, из которого под влиянием высокой температуры выделяются горючие газы и другие летучие вещества. Горючие газы сгорают в топочном пространстве красным или светло-желтым пламенем. После испарения летучих веществ остается горючий кокс. Он составляет средний слой. В результате сгорания кокса образуются зола и шлак, которые располагаются в нижнем слое и постепенно проваливаются через колосниковую решетку в зольник или шлаковый бункер. Периодически золу и шлак выгружают из бункера через шлаковый затвор. Воздух, необходимый для поддержания горения, поступает из атмосферы через подколосниковое пространство (поддувало) и вдувается вентилятором через диффузор.

Экскурсовод объясняет учащимся, как обеспечивается полнота сгорания топлива. В процессе горения топливо реагируеТ1 с кислородом воздуха в определенном количественном отношении. Чтобы сгорание происходило полнее, воздух подают в топку в не котором избытке по сравнению с теоретически необходимым. Чрезмерный избыток воздуха также нежелателен, ибо увеличивается расход теплоты на его нагревание.

Оператор котельной отмечает признаки неполного сгорания топлива и показывает, как этого можно избежать: усиливает дутье, прочищает колосники от золы, удаляет шлак. При правильно соблюдаемом отношении масс топлива и воздуха сгорание происходит практически полностью. Признаками полного сгорания топлива являются светло-желтое (соломенное) пламя в топке и бледнокоричневый дым. При этом в топке достигается высокая температура (при сгорании дров - 950-1100°С, угля - 1100-1300 °С, мазута - 1400-1500°С, природного газа - до 16000С).

Учащимся предлагается через глазок (смотровое окошко) заглянуть внутрь топки, рассмотреть пламя, которое образуется при сгорании топлива, и определить, полностью ли оно сгорает.

В заключение можно отметить, что топки для сжигания других видов топлива отличаются по своей конструкции. Так, для сжигания торфа и дров применяют шахтные топки, имеющие больший объем топочного пространства. Колосниковая решетка в них расположена наклонно, чтобы топливо по ней непрерывно перемещалось по мере горения, а решетка самоочищалась от золы.

Итоговый урок. При подведении итогов экскурсии не следует повторять устройство топок для сжигания топлива, эти сведения даются ознакомительно. Главное, чтобы учащиеся поняли, что во всех случаях при сжигании топлива необходимо придерживаться правильного массового или объемного топлива и обеспечивать хорошее их перемешивание.

В заключение повторяют, в чем заключается основное содержание труда оператора котельной установки, делают вывод о необходимости знаний по химии для успешного выполнения этих трудовых функций, подчеркивают значимость данной рабочей профессии в сфере производства, обеспечивающей народное хозяйство тепловой энергией, правильного использования энергии сгоревшего топлива, экономии топливно-энергетических ресурсов, охраны атмосферы от загрязнений [1, 9-12].

3.2 Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1. "Моделирование этапов очистки воды"

Цель
- смоделировать различные способы очистки воды и определить их эффективность в отношении различных типов загрязнителей.

Последовательность выполнения работы

1. В лабораторный стакан емкостью 500 мл налейте 400 мл водопроводной воды и внесите в нее перечисленные ниже загрязняющие вещества:

столовая ложка почвы;

несколько капель или кристалликов пищевого красителя;

около 1 мл прокисшего молока или мясного бульона, содержащего бактерии.

К" каким типам загрязнителей относятся названные вещества?

Присутствие в воде этих веществ заметно по ее относительной мутности. Исследуйте эффективность различных способов очистки для устранения загрязнителей.

2. Отстаивание.

Налейте 50 мл загрязненной воды в мерный цилиндр. Наблюдайте за происходящими изменениями в течение 0,5-1 ч.

Какие из загрязняющих веществ можно удалить отстаиванием? Исследуйте верхний слой волы на загрязнение следуюшими способами:

присутствие в воде взвесей определяется ее относительной мутностью (прозрачная вода взвесей практически не содержит);

присутствие растворенных веществ в данном случае определяется визуально, поскольку нами был использован пищевой краситель;

присутствие бактерий проверяется с помощью стерильной проволочной петли: петлю простерилизуйте в пламени; перенесите каплю исследуемой воды из стакана в чашку Петри с заранее приготовленной питательной средой - эта среда обеспечивает рост бактерий, так что их присутствие будет заметно по появлению колоний через несколько дней.

3. Фильтрование.

Отфильтруйте с помощью воронки и фильтровальной бумаги 20-30 мл загрязненной воды в чистый лабораторный стакан. Проверьте отфильтрованную воду на загрязнение описанными выше способами.

Удаляются ли в результате фильтрования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии? Сравните эффективность отстаивания и фильтрования.

4. Хлорирование.

Налейте 30-40 мл загрязненной воды в лабораторный стакан емкостью 100 мл. Добавьте несколько капель раствора хлорки, тщательно перемешайте и дайте отстояться в течение 10 мин. Проверьте воду на загрязнения.

Удаляются ли в результате хлорирования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии? Почему в настоящее время особую актуальность приобретают разработки технологий обеззараживания волы без применения хлора?

4. Дистилляция.

Пронаблюдайте за процессом дистилляции воды.

Удаляются ли в результате дистилляции взвеси? Растворенные вещества? Бактерии? Почему дистилляцию не используют как единственный способ надежной очистки питьевой воды?

Проба с простейшими

Для опытов берут культуру простейших, приготовленную заранее.

а) Висячую каплю культуры простейших помещают над часовым стеклом с кашицей или вытяжкой исследуемого материала, чтобы они не соприкасались и, наблюдая в микроскоп при увеличении 300 или 600 (в зависимости от цели), отмечают по секундомеру время прекращения движения простейших.

Фитоцидную активность (А) выражают в единицах, рассчитанных по формуле, где Т - время.

А = 100: Т

Картина гибели простейших под влиянием фитонцидов разных растений различна. Это - растворение (лизис), образование вздутий и пузырей, сморщивание, просто прекращение движения и т.д.

б) В каплю культуральной жидкости с простейшими в середине часового стекла добавляют меньшую каплю вытяжки растений с сильной фитонцидной активностью. Наблюдают сначала усиление движения, затем избегание простейшими фитонцидной вытяжки (рассредоточение по краям), далее обнаруживаются уменьшение и вовсе прекращение движения.

Через некоторое время можно видеть и морфологические изменения, указанные в предыдущем разделе данной работы.

Для исключения растекания капли вытяжки ее место можно ограничить, сделав предварительно на предметном стекле петлю из человеческого волоса, в которую и помещают каплю культуральной жидкости.

Простейшие - обитатели воды: А - жгутиковые, Б - амебы, В - инфузории [11].

3.3 Тестовые задания

Среди перечисленных веществ отметьте нерастворимое основание:

гидроксид бария;

гидроксид железа (II); +

гидроксид натрия;

гидрокарбонат аммония

Гидроксид цинка может реагировать со всеми веществами пары:

сульфат кальция и оксид серы (VI);

гидроксид натрия (р-р) и соляная кислота; +

вода и хлорид натрия;

сульфат бария и гидроксид железа (III).

В молекулярном уравнении реакции гидроксида цинка с соляной кислотой сумма всех коэффициентов равна:

1) 72) 5+3) 64) 4

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакций между гидроксидом алюминия и соляной кислотой равна:

1) 72) 8 +3) 64) 4

Формулы только основных оксидов указаны в ряду: 2O, SO2, CaO;

K2O, Na2O, CaO; +; CO, SO3, P2O5; CO, SO2, K2O.

Реакция

FeCl3 + 3NaOH Fe (OH) 3 + 3NaCl

относится к реакциям:

соединения;

разложения;

замещения;

обмена. +

При обычных условиях основания можно получить при взаимодействии с водой: BaO, CuO, FeO; Na2O, CaO, Li2O; +;MgO, ZnO, Al2O3; K2O, Li2O, Mn2O7.

Количеству вещества 1,5 моль равна масса гидроксида меди (II):

1) 98 г;

2) 196 г;

3) 147 г; +4) 980 г.

Реакции гидроксида железа (II) с серной кислотой отвечает сокращенное ионное уравнение:

FeO + 2H+ Fe2+ + H2O;

Fe (OH) 3 + 3H+ Fe3+ + 3H2O;

Fe (OH) 2 + 2H+ Fe2+ + 2H2O; +

Fe2+ + 2OH - Fe (OH) 2.

Основные свойства проявляет оксид:

марганца (VII);

кальция; +

калия; +

серы (IV), фосфора.

В схеме превращений:

веществами А, Б, В являются соответственно: Cl2, H2O, Na2O; HCl, NaOH, NaOH (избыток); +HCl, H2O, NaOH; Cl2, NaOH, Na2O.

Характер реакции среды водного раствора аммиака:

слабокислый;

сильнокислый;

нейтральный;

щелочной. +

Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства при взаимодействии:

только с щелочью;

с кислотой и щелочью; +

только с кислотой;

с солью и кислотой

Раствор гидроксида натрия реагирует с каждым из веществ, указанных в паре:

оксид железа (II) и соляная кислота; +

хлорид железа (III) и углекислый газ;

серная кислота и оксид кальция;

оксид цинка и хлорид калия.

Конечным продуктом в цепочке превращений на основе цинка является:

гидроксид цинка;

оксид цинка; +

цинк;

цинкат калия

В сокращенном ионном уравнении реакции серной кислоты с гидроксидом натрия сумма коэффициентов равна:

1) 7;

2) 5;

3) 3; +4) 4.

Раствор гидроксида натрия взаимодействует с каждым веществом, указанным в ряду:

оксид кремния, сульфат натрия, хлоргидроксид алюминия;

оксид железа (II), медь, серная кислота, гидроксид алюминия;

оксид кремния, алюминий, соляная кислота, гидроксид цинка; +

оксид железа (II), медь, аммиак, гидроксид цинка.

В водном растворе ступенчато диссоциируют:

1) KOH;

2) Cu (OH) 2;

3) Ca (OH) 2; +4) Al (OH) 3.

Общая сумма всех коэффициентов в полном и сокращенном ионном уравнениях реакции между нитратом серебра и гидроксидом натрия равна ____________________ (ответ напишите цифрами- 10)

Гидроксид бария можно получить из

BaO и H2CO3;

BaSO4 и NaOH;

BaO и NaOH

BaO и Н2О+

Установите соответствие:

Реагенты

Протекает реакция

1. Са (ОН) 2 (t) …

2. NaHCO3 + NaOH (p) …

3. Al2O3 + Na2O (t) …

4. Al + H2O …

5. (CuOH) NO3 + HNO3 …

6. PbCl2 + HI …

А. Соединения (3)

Б. Замещения (4)

В. Разложения (1)

Г. Нейтрализации

Д. Ионного обмена (2, 5,6)

Щелочь, а затем кислоту используют при осуществлении следующих превращений:

CaO CaCO3 CO2;

FeCl2 Fe (OH) 2 FeSO4; +

K KOH K2SO4;

CuSO4 Cu (OH) 2 CuO.

Сокращенным ионным уравнением Fe2+ + 2OH - = Fe (OH) 2 может быть выражено взаимодействие между:

FeO + KOH;

FeCl2 + NaOH; +

FeSO4 + Cu (OH) 2.

Сокращенным ионным уравнением NH4+ + OH - NH3 + H2O

можно выразить результат взаимодействия веществ:

хлорида аммония и гидроксида натрия; +

хлорида аммония и нитрата серебра;

аммиака и соляной кислоты;

сульфата аммония и гидроксида меди (II).

Сильными электролитами являются все вещества группы: KOH, HNO3, H2SO4; + H2S, H2SO3, H2SO4; MgCl2, CH3COOH, NaOH; H2S, CH3COOH, H2SO3.

Отметьте самый сильный электролит:

1) RbOH; +2) Ca (OH) 2;

3) CuOH;

4) LiOH.

Как изменяются свойства гидроксидов, образованных металлами главной подгруппы II группы, при увеличении заряда ядра атомов?

щелочи нерастворимое основание амфотерный гидроксид;

амфотерный гидроксид нерастворимое основание щелочь;

кислота амфотерный гидроксид щелочи;

основания амфотерный гидроксид кислота. +

Основные свойства гидроксидов усиливаются слева направо в ряду

Mg (OH) 2 - Al (OH) 3 - H2SiO3 - H3PO4

H2CO3 - B (OH) 3 - Be (OH) 3 - LiOH+

NaOH - Mg (OH) 2 - H3PO4 - H2SO4

LiOH - B (OH) 3 - H2CO3 - HNO3

Будет протекать реакция в растворе между гидроксидом калия и

1) NO2;

2) Fe2O3; +3) BaSO4;

4) Ca (OH) 2

Установите соответствие:

Реагенты

Сумма коэффициентов в кратком ионном уравнении

1. NaHSO3 + HCl …

2. K2CO3 + H2O + CO2 …

3. Cr (OH) 3 + HBr …

4. Mn (OH) 2 + KHSO4 …

А.3 (1) Д.7

Б.4 (3) Е.8

В.5 (2) Ж.9

Г.6 (4) З.10

Сокращенное ионное уравнение Zn2+ + 2OH - = Zn (OH) 2 отражает сущность взаимодействия между:

цинком и водой;

оксидом цинка и водой;

хлоридом цинка и гидроксидом натрия; +

хлоридом цинка и серной кислотой.

При взаимодействии 40 г гидроксида натрия и 100 г сульфата меди (II) масса вещества, оставшегося в избытке, равна___ г. (80г CuSO4)

33. Укажите название кислоты, которая может образовывать кислые соли:

а) метафосфорная

б) азотная

в) угольная +

г) уксусная

34. Два типа кислых солей образует кислота:

а) угольная

б) сернистая

в) сероводородная

г) ортофосфорная +

35. У каких солей заряд кислотного остатка равен - 1:

а) сульфид натрия

б) гидросульфит кальция +

в) дигидрофосфат натрия +

г) гидросульфат калия +

36. Какие вещества, реагируя с раствором хлорида бария, образуют соль?

а) азотная кислота

б) серная кислота

в) сульфат натрия +

г) карбонат калия

37. Какие металлы вытесняют медь из водного раствора сульфата меди (II):

а) железо +

б) серебро

в) натрий

г) цинк +

38. Заряд каких кислотных остатков равен - 2?

а) гидрокарбонат-ион

б) гидрофосфат - ион +

в) дигидрофосфат-ион

г) сульфит-ион +

39. В отличие от соляной кислоты концентрированная серная кислота при определенных условиях может реагировать с:

а) гидроксидом калия

б) нитратом натрия +

в) оксидом алюминия

г) оксидом углерода (IV)

40. Ортофосфорная кислота реагирует с:

а) оксидом кальция +

б) хлоридом натрия +

в) гидроксидом железа +

г) оксидом кремния (IV)

41. В каких парах вещества могут реагировать между собой?

а) серная кислота и карбонат калия +

б) нитрат серебра и ортофосфорная кислота +

в) соляная кислота и железо +

г) оксид алюминия и азотная кислота +

42. С какими из перечисленных веществ реагируют щелочи?

а) растворимыми солями меди +

б) слабыми кислотами +

в) основными оксидами

г) амфотерными гидроксидами +

43. Щелочь может образовываться при взаимодействии?

а) калия и воды +

б) карбоната натрия и гидроксида бария (водные растворы) +

в) хлорида алюминия и гидроксида аммония (водные растворы)

г) оксида натрия и воды +

44. Щелочи могут реагировать:

а) только с сильными кислотами

б) как с сильными, так и со слабыми кислотами +

в) только с кислотными оксидами

г) как с кислотными, так и с амфотерными оксидами +

45. Основание не образуется при взаимодействии избытка разбавленного раствора щелочи с:

а) сульфатом алюминия +

б) хлоридом железа (II)

в) нитратом аммония

г) хлоридом цинка +

46. При нагревании сравнительно легко разлагаются:

а) гидроксид калия

б) гидроксид меди (II) +

в) гидроксидом натрия

г) гидроксидом алюминия +

47. Охарактеризуйте свойства оксида кремния (IV):

а) амфотерный

б) кислотный +

в) не реагирует с водой +

г) вытесняет при нагревании из кристаллических карбонатов оксид углерода (IV)

48. Оксид фосфора (V) не реагируют с:

а) водой

б) щелочами

в) основными оксидами

г) кислотами +

49. С какими веществами, формулы которых приведены ниже, реагирует , но не реагирует ?

а) оксид бария +

б) вода

в) серная кислота

г) гидроксид натрия +

50. Наиболее выраженными кислотными свойствами обладает:

а) оксид висмута (V)

б) оксид фосфора (V)

в) оксид азота (V) +

г) оксид мышьяка (V) [27-30].

Обсуждение результатов. Выводы

В эксперименте принимали участие ученики 8 классов МОУ СОШ-гимназии № 5 (выборочная совокупность составляла 45 школьников).

В экспериментальных классах были проведены разработанные уроки - экскурсии, приведенные в главе 3. Занятия проводились с акцентом на прикладные и экологические аспекты.

Для констатации результата после проведения разработанных занятий были проведены контрольные работы, состоящие из тестов, которые приведены в главе III. Результаты эксперимента в школе приведены на диаграмме, отражающей изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (8 а) и экспериментальном (8 в) классах.

Диаграмма 1. Изменение успеваемости учащихся

Таким образом, избранная тематика способствовала повышению качества знаний, научного и экологического мировоззрения, а главное вызвала интерес учащихся к более глубокому изучению химии.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Доказано, что использование на уроках химии экскурсий с акцентом на экологические знания развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки.

2. Оценен уровень сформированности знаний и познавательной активности при изучении заданной темы по разработанным методическим подходам.

Изучив проблему использования экскурсий для формирования экологического мировоззрения школьников, мы можем утверждать, что гипотеза "Систематическое использование экскурсий на уроках химии способствует развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса учащихся, более прочному и глубокому усвоению материала и формированию экологического мировоззрения и профориентации", подтверждена в ходе эксперимента.

Литература

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000. с.12-63.

2. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. - М.: 1997. С.121.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред.В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: 1983. С.211.

4. Сафонова М.В. Экскурсии на химические производства. - М.: 1998.

5. Бабанский Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе // Советская педагогика, 1979, № 3. С.3-10.

6. Чернобельская Г.М., Трухина М.Д., Шелехова Л.М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для VIIIкласса // Химия в школе, 1995, № 4.С. 19.

7. Назаренко В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования // Химия в школе, 1995, № 3. С. 2.

8. Макареня А.А., Обухов В.Л. Методология химии. - М.: Просвещение, 1985.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.

10. Вивюрский В.Я. Заключительные уроки по химии в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.

11. Производственные экскурсии по химии: Сб. статей из опыта учителей/ Под ред. Л.А. Цветкова. - М. Учпедгиз, 1953. - с.135.

12. Митлена Э.М. Создание эмоционального настроя учащихся на уроках. Химия в школе, 1989, № 6.

13. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль - 1991.

14. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения // Химия в школе. - 2004. - №5. - с.18-19.

15. Соколова О.Е. Технология педагогических мастерских: развитие творческих способностей учащихся // Химия в школе. - 2001. - №7. - с.14-15.

16. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999. - 358 с.

17. Обучение химии в 11 классе. В 2 ч. Ч 1: Кн. Для учителя / Под ред. И.Н. Черткова. - М.: просвещение, 1992. - с.6 - 20.

18. Боброва О.В. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала // Химия в школе. - 1996. - №5. - с.23.

19. Эпштейн Д.А. Общая химическая технология. - М.: Химия, 1979. - с.312.

20. Монахова В.М., Орлова В.А. Теория и практика проведения факультативных занятий. - М.: Просвещение, 1983. - С.150.

21. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии. - М.: Просвещение, 1985. - С.175.

22. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972. - С. 200.

23. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. - С.180.

24. Егорова H.В. Наш подход к экологическому образованию учащихся // Химия в школе. - 2002. - № 5. - С.40 - 43.

25. Табуева Э.М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе. - 2004. - №5. - С.18-19.

26. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения // Химия в школе. - 2004. - №5. - С.18-19.

27. Кирюшкин Д.М., В.С. Полосин. Методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1970. - C.297 - 302.

28. Эпштейн Д.А. Факультативные занятия по химии. - М.: Просвещение, 1971. - С.175.

29. Афонина И.Г. Тестовые задания в курсе химии. // Химия в школе. - 2002. - № 7. - С.43 - 45.

30. Химия: Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации (варианты и ответы, решение расчетных задач).9 класс (базовый уровень) / Н.В. Ширшина. - Волгоград.: Учитель, 2004. - С.81.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать