Основы проведения уроков по физической культуре

Основы проведения уроков по физической культуре

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 40 страниц, источников 23,таблиц 1.

Ключевые слова: урок физической культуры, современный урок, физические упражнения, физические задачи, физическая нагрузка, педагог.

Объект исследования: современный урок физической культуры.

Предмет исследования: форма осуществления физического воспитания в школе.

Методы исследования: анализ научно - методической, научно - популярной литературы

Цель курсовой работы: исследовать содержание и структуру современного урока физической культуры, а также его проведение и объяснить его главные задачи: образовательную, воспитательную, оздоровительную.

Задачами курсовой работы являются:

1 Раскрыть сущность понятия «современный урок физической культуры», изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение;

2 Изучить содержание и структуру частей урока физической культуры (подготовительную, основную, заключительную);

3 Определить способы организации учебно-двигательной деятельности у учащихся на уроке и охарактеризовать способы нормирования нагрузок в зависимости от задач урока, а также подготовку учителя для достижения решения этих задач.

Выводы: урок физической культуры должен решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиями физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности.

Практическое значимость: данная курсовая работа может использоваться в качестве дидактического материала по проведению урока физической культуры.

Содержание

Введение

1. Сущность и содержание понятия «современный урок физической культуры»

1.1 Классификация уроков по физической культуре

1.2 Требования, предъявляемые к проведению урока

2. Содержание и структура урока физической культуры

2.1 Подготовительная часть урока

2.2 Основная часть урока

2.3 Заключительная часть урока

3. Подготовка учителя к уроку

3.1 Способы организации учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке

3.2 Нормирование нагрузок на уроке в зависимости от задач физического воспитания

3.3 Активизация учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке физической культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность курсовой работы. В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.

Считалось тренировочное направление урока, главная задача которого заключалась в том, чтобы на уроках дать школьникам побольше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранилось и поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, урок должен обладать образовательной направленностью. Цель данных уроков - чтобы ребенок приобрел такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный образовательный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть комплексным, межпредметным, в своей основе объединяющим в себе знания по биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам. Именно такой урок позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на решение следующих задач:

1 В начальной школе - формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека; развитие психических процессов, креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

2 В основной школе - углубление основ знаний о физической культуре, роль физкультурной деятельности в жизни человека; воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных псохосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за свое здоровье; изучение культурно - исторических основ физической культуры.

Система образовательных уроков дает ряд положительных результатов, в значительной степени повышая роль предмета «Физическая культура» в образовательном процессе, развивая психические процессы (мышления, память, внимание, навыки самоконтроля и т.д.), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.

Цель курсовой работы: исследовать содержание и структуру современного урока физической культуры, а также его проведение и объяснить его главные задачи: образовательную, воспитательную, оздоровительную.

Задачи курсовой работы:

1 раскрыть сущность и понятия «современный урок физической культуры»

2 изучить структуру и содержание современного урока, а также его проведение.

3 ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитания физических качеств у детей школьного возраста

Практическая значимость: данная курсовая работа может использоваться в качестве дидактического материала по проведению урока физической культуры.

1. Сущность и содержание понятия «современный урок физической культуры»

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.

На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников. Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, является следующие:

1 Явно выраженное дидактическое направленность, обусловленное решением образовательных задач.

2 Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.

3 Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки.

4 Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения в школе - подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умений регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни.

1.1 Классификация уроков по физической культуре

Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и форм занятий физическими упражнениями, в частности уроков. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуры очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию уроков.

В системе физического воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов -- уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.

Уроки общего физического воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.

Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных [9, c.26].

Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин.

Лечебные уроки служат восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим врачом.

Методические уроки служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания. Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и др.

Вторым характерным признаком, лежащим в основе классификации уроков физического воспитания, является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки, лыжной подготовки, игровые и др. ; выделяются также уроки с более узким предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот, комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или (чаще и более узко) -- уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической подготовки пожарников, работников экспедиций и т. п.; в лечебных уроках -- названием заболевания [18, c.77].

В пределах предметной классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического воспитания на уроки с образовательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а также комбинированные уроки, в которых в разных сочетаниях представленных два или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение уроков принято обозначать другими терминами: учебно-тренировочные (для технической, тактичной или технико-тактичной подготовки), тренировочные (для физической подготовки, направленной специально на воспитание двигательных качеств) и комбинированные.

Внутри каждой такой группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки с образовательной направленностью классифицируются в зависимости от акцентирования учебных задач, т.е. по основным дидактическим задачам занятий (аналогично тому, как это принято в общей педагогике). В этой связи выделяют следующие разновидности уроков: вводный, изучение нового материала, совершенствование и закрепления изученного, контрольные (учетные), а также «смешанные» уроки, в которых в разных сочетаниях решается несколько дидактических задач. Такое подразделение уроков образовательного характера имеет особенно важное значение, так как каждая из перечисленных разновидностей требует не только своего особого размещения учебного материала, но и специфической организации действий педагога и занимающихся.

Уроки с гигиенической направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие) уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление, создание надежной основы здоровья и работоспособности. Вторые, практикуемые значительно реже, должны служить восстановлению сил и работоспособности. Для них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки, вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений [12, c.21].

Уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью характеризуются установкой на воспитание двигательных (физических) качеств, или специально организованное решение задач нравственного или эстетического воспитания.

1.2 Требования, предъявляемые к проведению урока

Исходя из общих основ обучения и воспитания и принимая во внимание принципы системы физического воспитания, можно определить следующие главные требования к содержанию и методике проведения учебно-воспитательной работы на уроке.

1 Каждый урок должен служить решению конкретных, заранее намеченных задач и представлять собой завершенное целое, логически и психологически связанное с предыдущими и последующими уроками. Намечаемая в уроке учебно-воспитательная работа должна быть доступной, в необходимой мере индивидуализированной и вполне выполнимой в рамках отведенного времени. Важно, чтобы процесс этой работы увлекал занимающихся, требовал повышенных, по сравнению с привычными, усилий и вызывал положительные эмоции. Необходимо также, чтобы результаты работы были осознаны занимающимися и вызывали у них чувство удовлетворения.

2 Влияние каждого урока на занимающихся должно быть достаточно разносторонним. Специфические воздействия должны складываться из элементов и физического образования, и физического развития, и воспитания двигательных качеств. Это не означает, что перечисленные элементы должны быть представлены в каких-либо постоянных соотношениях. Чаще всего в зависимости от ведущих на данном этапе педагогических задач, типа урока и многих других условий любой из этих элементов акцентируется и, следовательно, занимает главное место за счет остальных, которые, очевидно, отходят на второй план. При всех условиях урок в целом должен непременно служить оздоровительным целям.

3 Каждый урок независимо от решаемых на нем специфических задач физического воспитания должен быть подчинен общим целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются или попутно, в единстве со специфическими, или в соответствии со складывающимися условиями -- в отрыве от них, специально. Аналогичным путем решаются также задачи умственного и эстетического воспитания.

4 Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

5 Деятельность занимающихся на протяжении урока должна быть достаточно разнообразной не только по содержанию, но и по характеру. Как физические, так и интеллектуальные и волевые усилия необходимо варьировать по напряжению так, чтобы был обеспечен оптимальный уровень работоспособности, необходимый для успешного решения намеченных задач. Действия, требующие сложной координации движений, полезно перемежать с хорошо усвоенными привычными действиями, творческую деятельность с исполнительской, интересные упражнения со «скучными» и т. п. Подобные контрастные переключения прежде всего помогают предупредить утомление. С другой стороны, при достаточной постепенности в таких переключениях они играют важную тренирующую роль в развитии способности к срочной смене установок и налаженных действий новыми, подчас неожиданными, непривычными. Это имеет существенное значение в современной жизни. Конечно, мера внесения в уроки таких элементов разнообразия зависит от особенностей занимающихся и их состояния во время занятий, типа урока, его продолжительности и многих других факторов. В частности, нельзя упускать из виду и задачи подготовки занимающихся к определенным видам продолжительной, нередко однообразной и весьма напряженной работы.

6 Деятельность занимающихся на протяжении всего урока должна быть непрерывной, с тем чтобы целесообразно использовать время урока, исключить потери в рабочих установках и функциональной готовности организма к очередным усилиям, а также предупредить возможное нарушение дисциплины. Это не исключает введения в урок необходимых пауз отдыха, но отдых, как правило, должен носить активный характер: занимающиеся должны выполнять заранее предусмотренные на эти случаи задания, например какие-либо успокаивающие или отвлекающие общеподготовительные или подводящие упражнения; анализировать технические ошибки (или достижения) и количественные результаты; мысленно проектировать предстоящие повторные действия; наблюдать и оценивать действия товарищей и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать