Основы проведения уроков по физической культуре
p align="left">7 В процессе проведения уроков обязательно использование разнообразных методов обучения и воспитания, соответствующих решаемым задачам, особенностям занимающихся, характеру упражнений, разнообразным условиям и обстоятельствам проведения занятий, возможностям самого педагога. Особое внимание следует уделять методам, повышающим личную, прежде всего интеллектуальную активность занимающихся, побуждающим к самостоятельному поиску целесообразных вариантов изучаемых действий, требующим внесения в учебный процесс элементов исследования, проявления творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высококачественную образовательную работу и соответствующий современным требованиям жизни воспитывающий характер этой работы.

Методика проведения урока должна соответствовать рассмотренным общим требованиям к нему. Обобщая ее детали, можно выделить следующие типичные элементы руководящей деятельности педагога в процессе проведения урока: а) определение для занимающихся задач очередной работы, а также вытекающих из них практических заданий: б) разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы и требований к ее качеству и ожидаемым результатам; в) формирование у занимающихся необходимых представлений и понятий, раскрытие закономерностей изучаемых явлений и т. п.; г) контроль за деятельностью и поведением занимающихся; д) определение и регулирование нагрузок; е) оказание своевременной помощи занимающимся, в частности в выявлении и устранении ошибок; ж) разбор действий и поведения занимающихся, подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности [8, c.43].

Наиболее ответственным и трудным в работе педагога является определение и раскрытие задач предстоящей работы и вытекающих из них заданий. Каждая задача и каждое задание должны быть предельно конкретно сформулированы и доступно обоснованы с учетом состояния и возможностей занимающихся, а нередко и их настроения и потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к работе, целеустремленность в действиях, понимание их сути и необходимости, а в конечном счете успешное решение задачи. Так, например, формулировка «учиться опорному прыжку способом согнув ноги» совершенно непригодна, так как подобная задача в одном уроке не разрешима. Только определив точно, в какой фазе прыжка, в отношении какого элемента техники или даже только характеристики движения (направления, скорости, силы и т. п.), что именно должно быть достигнуто, можно рассчитывать на успех обучения. То же самое касается и специальных заданий, раскрывающих пути и способы решения задачи (например: проследить ритм шагов, запомнить и оценить характер перехода от разбега к толчку, место касания носками мостика, характер отталкивания от него и т. п.).

Разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы необходимо главным образом тогда, когда намечено более или менее самостоятельное ее выполнение. Занимающиеся должны быть информированы о порядке и условиях выполнения заданий, иногда о целесообразных способах осуществления необходимых действий, об использовании учебного инвентаря, о контроле за своими действиями и результатами, о возможных ошибках и особенно об опасностях, которые могут возникнуть в процессе работы. Требования к качеству работы и ее результатам чаще всего связаны с определением критериев полноценности выполняемых упражнений -- образцовой техники движений, характера усилий, числа повторений, меры количественных достижений и т. п. Все это должно послужить упорядочению действий занимающихся, повышению их сознательности и ответственности в работе, предупреждению возможных травм, потерь времени и интереса к занятиям и т. п.

Вместе с тем всегда следует иметь в виду недопустимость излишней опеки, подавления инициативы и самостоятельности занимающихся. Мера «вмешательства» в деятельность занимающихся зависит от их особенностей и конкретного состояния, задач учебно-воспитательного процесса, сложности заданий, обстановки и конкретных обстоятельств учебно-воспитательной работы.

Формирование у занимающихся необходимых представлений и понятий, раскрытие закономерностей изучаемых действий, определение принципов использования двигательных возможностей в различных условиях деятельности и вооружение занимающихся другими знаниями обязательны в любом процессе обучения. Здесь необходимо подчеркнуть лишь важность выбора педагогом основных для данного урока путей, способов формирования знаний и производных от них практических умений в зависимости от направленности и задач обучения, состояния занимающихся и других условий.

Контроль за деятельностью и поведение занимающихся осуществляется путем наблюдений, опроса, измерений и других приемов. Следует подчеркнуть необходимость своевременного, чаще всего немедленного осмысливания педагогом получаемых данных о состоянии занимающихся, содержании, характере и результативности их деятельности, влиянии на нее условий работы и т. п. При этом особенно важно выяснить причины возникающих в работе неполадок, упущений и ошибок, а также определить конкретные пути их устранения. Не менее важно одновременно обеспечить и сознательный контроль самих занимающихся за своим состоянием, действиями, результатами действий и поведением, а также анализ данных самоконтроля и даже определение необходимых изменений в работе. Данные самоконтроля имеют вспомогательное значение в контроле, осуществляемом педагогом. Главная ценность самоконтроля заключается в его воспитательно-образовательном влиянии на занимающихся, поскольку он способствует развитию у них внимания, критического отношения к своим действиям, оперативного мышления, повышенного чувства ответственности, а также более глубокому постижению изучаемого и приобретению ценных для самостоятельной работы умений [3, c.106].

Определение и регуляция нагрузок требует особого внимания со стороны педагога, так как от них всегда (и существенно) зависит результат применения физических упражнений. От характера, величины и взаимосвязи нагрузок зависит создание у занимающихся благоприятного для педагогического процесса своеобразного «психологического климата» -- в виде приятного ощущения раскрывающихся в работе сил и способностей, радостного переживания самого процесса проявления усилий и воли, а также общего чувства бодрости, жизнерадостности.

Влияние физических упражнений на занимающихся зависит, конечно, не только от нагрузок, но и от содержания и формы упражнений, особенностей и конкретного состояния занимающихся, применяемых методов обучения и воспитания, различных внешних условий, гигиенических и других факторов. Их многообразие чрезвычайно усложняет управление нагрузками.

Важным условием успешного управления нагрузками является их дозировка. Под ней понимается назначение (и поддержание) определенной меры (дозы) усилий, требуемых при выполнении упражнений, а также последующее (в случае необходимости) изменение первоначально назначенной меры. Осуществляется дозировка различными способами, выбор которых зависит от учебно-воспитательных задач, особенностей упражнений и условий их выполнения. Это, например, назначение определенного количества повторений упражнения, определенных амплитуды, скорости и силы движений, их темпа, общей продолжительности или размеров дистанции передвижения; использование дополнительной весовой нагрузки, сопротивления упругих или жестких ограничителей; осложнение рельефа пути передвижения, изменение размеров и характера преодолеваемых препятствий, использование силы встречного или попутного ветра, силы течения и т. п. Существенное значение в дозировке нагрузок имеет также использование в процессе упражнения пауз для активного или пассивного отдыха и организация в связи с этим определенного режима повторной работы [19, c.98].

Назначать и регулировать нагрузку в каждом отдельном упражнении необходимо с учетом состояния занимающихся после предшествовавших нагрузок, а в некоторой мере и будущего состояния, шествовавших обусловливающего успешное выполнение последующих упражнений. Кроме того, последовательное изменение нагрузок на протяжении всего занятия должно быть таким, которое гарантировало бы вначале постепенное функциональное приспособление организма к повышающимся нагрузкам, затем поддержание высокого уровня работоспособности и, наконец, приведение организма к состоянию относительного покоя.

Такое распределение нагрузок, если его изобразить графически, чаще всего имеет вид волнообразной кривой, отражающей последовательное, более или менее плавное чередование меньших нагрузок с большими, а последних с моментами активного или пассивного отдыха. Однако не может быть универсальных кривых, поскольку, как уже отмечалось, нагрузки всегда должны соответствовать определенным педагогическим задачам, особенностям и состоянию занимающихся, специфике выполняемых упражнений и многим другим факторам.

Этим обстоятельством обусловливается, во-первых, весьма разное число, крутизна и высота подъемов и спадов нагрузок, их взаимное расположение, во-вторых, разнообразие и частота смены нагрузок, быстрота переключения к высоким нагрузкам в начале урока, общая продолжительность упражнений с высокой и очень высокой (или низкой) нагрузками. Важно, чтобы все такие варианты были педагогически оправданными и, главное, не влияли отрицательно на здоровье занимающихся.

Все вопросы назначения и регулировки нагрузок на протяжении занятия должен творчески решать педагог. Для этого необходимо обладать глубокими знаниями и достаточно богатым практическим опытом. Пользоваться методическими пособиями и указаниями, квалифицированными советами и предписаниями следует тщательно уточняя их применительно к возможностям своих воспитанников и особенностям работы с ними.

Необходимо иметь в виду, что правильная регулировка нагрузок в процессе занятий возможна лишь при своевременной и достаточно полной информации о состоянии организма занимающихся. Поэтому для педагога является обязательным постоянный контроль за его изменением. В занятиях с высококвалифицированными спортсменами с этой целью проводятся довольно сложные наблюдения, требующие использования специальных приборов, участия врачей, физиологов и других специалистов. В массовой физкультурной работе, в особенности при большом числе занимающихся в группе, приходится пользоваться более простыми, общедоступными методами, не требующими особых затрат времени, но вместе с тем дающими необходимую информацию. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, местами локализации и обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители и др.; это учет резкого снижения работоспособности, высказываний и жалоб занимающихся по поводу нагрузок.

Поскольку почти все эти способы контроля связаны с субъективными оценками, надо быть очень осторожным в выводах и стремиться неоднократно проверить свои наблюдения, используя по возможности новые способы. Важно также специально упражняться в этих наблюдениях, анализе и оценке воспринимаемого с тем, чтобы скорее приобрести необходимый опыт и свести к минимуму возможные ошибки [16, c.10].

Оказание занимающихся современной помощи в работе является очень важной стороной деятельности педагога. Помощь осуществляют главным образом с целью облегчить состояние или действия занимающихся. Она может носить избирательный характер (например, помощь только в начале работы) или сквозной (помощь в течение всего времени работы), причем касаться только элементов интеллектуальной деятельности занимающихся (приобретение знаний) или физической (выполнение движений), или тех и других. Помощь может оказаться необходимой и при затруднениях в волевых проявлениях (принятие решения), в выборе форм своего поведения в необычных условиях и т. д., а также при опасности перенапряжения, травм.

По своему существу, характеру и значению помощь может быть: уместной, необходимой или неуместной, ненужной; тактичной или бестактной, даже оскорбительной; стимулирующей самостоятельные проявления или угнетающей их; исчерпывающей или частичной; правильной или неправильной, даже дезориентирующей; достаточной или недостаточной и т. д.

При определении самой необходимости помощи, ее вида, степени, способа и моментов ее оказания следует всегда учитывать не только характер и степень затруднения, но и реальные возможности и состояние занимающихся в данный момент. Помощь следует оказывать лишь тогда, когда занимающиеся не в состоянии решить правильно и с достаточной полнотой вставшие перед ними задачи, и лишь в той мере, какая необходима для их дальнейших самостоятельных действий. Твердо придерживаясь требований воспитывающего обучения, необходимо устранять с пути занимающихся только непреодолимые для них трудности, и те, преодоление которых связано с риском получить травму, с неоправданной потерей времени, с падением интереса к работе. Такой подход будет способствовать воспитанию настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, вдумчивости, предусмотрительности, смелости и других моральных, интеллектуальных и волевых качеств.

Наиболее характерными способами оказания занимающимся необходимой помощи являются: предупреждающие указания, ориентирование в допускаемых ошибках и причинах их возникновения, наводящие на правильные решения вопросы, советы, разъяснения; повторный и детализирующий показ, прикосновение рукой к занимающемуся в решающие моменты движения, поддержка при возникновении опасности срыва со снаряда или падения; силовое воздействие при необходимости довести начатое движение до конца; снижение нагрузок; предоставление своевременного отдыха; упрощение заданий; облегчение условий их выполнения; использование специальных приспособлений для страховки и т. д.

Использование таких приемов должно быть временным, причем степень оказываемой помощи должна постепенно убывать. Исключение составляет лишь страховка при грубых ошибках в движениях и. при падениях, грозящих травмой. Совершенно недопустимо, оказывая излишнюю помощь, создавать у занимающихся ложные представления о возможностях, возникающих обычно, когда несостоятельность в двигательных действиях маскируется излишней посторонней помощью или тем более необъективными оценками достижений.

Ведущее место в учебно-воспитательной работе должна занимать помощь, связанная с осмысливанием занимающимися причин возникающих затруднений и ошибок, определением способов устранения их. В начале обучения все выясняет сам педагог, от занимающихся требуются лишь внимание, понимание и запоминание предлагаемого и точное следование ему в дальнейшей работе. Позже необходимо постепенно привлекать к этому сложному процессу анализа и поисков новых решений самих занимающихся, лишь предусмотрительно и тактично направляя ход их мысли. Этот путь имеет большое воспитательное значение. При достаточной подготовленности занимающихся им предоставляется возможность самостоятельно анализировать ошибки и определять пути их устранения, а педагог лишь контролирует их решения и только в случае необходимости вносит поправки. Такая система, если она достаточно гибкая, обеспечивает наибольший успех в учебно-воспитательной работе [5, c.76].

Помощь занимающимся неразрывно связана с обучением и воспитанием. Поэтому она должна всегда служить решению учебно-воспитательных задач. Даже тогда, когда помощь оказывают в виде страховки, нельзя забывать о ее воспитательных функциях. Поскольку обучение и воспитание должны быть процессом совместной работы педагога и учащихся, а главное -- опираться на сознательную, достаточно активную деятельность занимающихся, крайне важно, чтобы педагог своевременно, с должной полнотой и тщательностью анализировал и подытоживал эту деятельность.

Разбор действий и поведения занимающихся, определение результатов их деятельности должны осуществляться в педагогическом процессе непрерывно, как в отношении отдельных упражнений и даже их элементов, так и в отношении комплексной двигательной деятельности, причем предметом анализа могут быть самые разнообразные вопросы техники движения, тактики, влияния занятий на организм, поведения и т. д.

Разбор как основной метод педагогического анализа должен включать в себя следующие фактов элементы: а) воспроизведение в памяти занимающихся наиболее существенного из выявленных, главной задачей которого является оценка достигнутого и определение того, что было предметом урока и что требует обсуждения; б) обсуждение (анализ) характера и степени недочетов и ошибок, а также причин их возникновения; в) определение возможностей и ближайших задач, связанных с дальнейшими достижениями в учебно-воспитательном процессе.

Разбор может быть кратковременным, попутным, органически включаемым по мере необходимости в учебно-воспитательный процесс. Он может проводиться и по окончании какой-либо работы в данном уроке и быть более длительным. Главное -- правильно выбрать наиболее действенную форму разбора в зависимости, главным образом, от намеченных задач воспитательно-образовательной работы. Разбор может быть односторонним, осуществляемым полностью самим педагогом, -- тогда при значительном выигрыше во времени неизбежны те или иные потери в активности занимающихся (их можно несколько уменьшить за счет достаточно веских объяснений, вскрывающих важнейшие причинно-следственные отношения, закономерности разбираемых явлений) -- и двусторонним (совместным), когда по тем или иным (или по всем) вопросам предоставляется высказываться самим занимающимся, обмениваясь мнениями с педагогом. Такой разбор имеет особое воспитательно-образовательное значение [21, c.56].

В учебно-воспитательном процессе разбор, как и сам этот процесс, не может быть линейным, строго поступательным. Разбор уже вскрытых фактов, проанализированных явлений может (а чаще всего и должен) повторяться, но повторение должно быть не абсолютным, не буквальным. Необходимо постоянно направлять внимание занимающихся на новые элементы, не замеченные ранее стороны рассматриваемых явлений, стимулировать осмысливание разбираемого с новой точки зрения или с большей глубиной и т. д. Только при таком повторном разборе можно обеспечить достаточную всесторонность учебно-воспитательной работы и высокое ее качество. Следует учитывать, что возникновение новых задач, особенно когда цель представляется занимающимся уже достигнутой, нередко может внести некоторые осложнения в учебно-воспитательный процесс: помешать им сосредоточиться, побудить себя к дальнейшим усилиям. В таких случаях необходимо мобилизующее, стимулирующее влияние педагога с помощью оценки достигнутого и раскрытия перспективы новых достижений; обращения к чувствам ответственности, собственного достоинства, товарищества; подчеркнутого бодрого тона при изложении новых заданий, может быть даже дружелюбного, тактичного укора и др. В таком мобилизующем и стимулирующем влиянии особенно нуждаются дети, начинающие, имеющие недостаточную физическую подготовку, люди со слабым типом нервной системы, те, кто разочарован малыми успехами своей работы и т. д.

2. Содержание и структура урока физической культуры

В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.

Под содержанием урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Однако такое понимание является односторонним и неглубоким. Существенным, приводящим к определенному результату является весьма емкое, много образное деятельность занимающихся, проявляющаяся в слушании педагога, наблюдении за тем, что он показывает, осмысливании воспринимаемого, проектировании предстоящих действий, непосредственно выполнении упражнений, контроле и оценки их, обсуждении с педагогом возникающих вопросов, контроле за состоянием своего организма, регулировании эмоциональных проявлений и т. п. Именно все эти элементы деятельности занимающихся в процессе урока и следует считать главным его содержанием, так как от них в конечном счете и зависит результат знаний [1, c.23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать