Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет

Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет

5

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

Выпускная квалификационная работа

«ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ 11 - 12 ЛЕТ»

Выполнила:

студентка дневного отделения

группа 545

Виницкая Екатерина Сергеевна

Научный руководитель:

Ст. преп. кафедры СПП и ПМ

Сошникова Наталья Григорьевна

Квалификационная работа

допущена к защите

Зав. кафедрой специальной

педагогики, психологии и предметных методик

д. п. н. профессор

Молчанов С. Г.

Челябинск 2008

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Проблема произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов…………………………………………………….….5

1.1 Понятие произносительной стороны речи……………………………..........5

1.2 Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе……….…9

1.3 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...20

2. Категория глухих детей………………………………………………............22

2.1 Психолого-педагогическая характеристика глухих детей………………..22

2.2 Особенности произносительной стороны речи глухих детей………….....28

2.3 Выводы по 2 главе…………………………………………………………...31

3. Изучение произносительной стороны речи глухих школьников………….33

3.1 Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников………………………………………………………………………33

3.2 Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 - 12 лет…………………………………………………………………………………36

3.3 Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей……………………………………………………………………...40

3.4 Выводы по 3 главе…………………………………………………………...59

Заключение……………………………………………………………………….60

Литература …..…………………………………………………………………..61

Приложение 1…………………………………………………………………....65

Приложение 2…………………………………………………………………….66

Введение

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова» [40, стр. 149]. Одной из основных задач школы глухих является формирование произношения учащихся. Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха основывается на предварительном обследовании произношения в начале учебного года. Необходимо добавить, что проблема обследования произношения у учеников среднего звена в специальной литературе почти не отражена. Однако, именно на этапе перехода детей в среднее и старшее звено важно правильно построить коррекционную работу по формированию произносительной стороны речи. Рау Ф.Ф. отмечал, что «сформировать у глухого устную речь - значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова». Именно поэтому обследование произношения данной возрастной группы приобретает особую значимость и актуальность.

Проблеме обследования произношения глухих школьников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи.

В этом заключается и актуальность выбранной нами темы: «Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет».

Цель данной работы - выявить особенности обследования произносительной стороны речи глухих школьников 11 - 12 лет.

Объектом нашей работы будет являться процесс обследования произношения глухих школьников 11-12 лет.

Предметом исследования - специфика обследования произношения глухих школьников 11-12 лет. В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

- Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

- Обследовать произносительную сторону речи глухих школьников 11 -12 лет и проанализировать полученные данные.

- Разработать направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей.

База исследования МСКОУ школа-интернат I вида(для глухих детей) № 10, 5а класс, 6 человек с диагнозом двусторонняя глухота.

1. Проблема произносительной стороны речи в работах отечественных и зарубежных специалистов

1.1 Понятие произносительной стороны речи

С психологической точки зрения произносительная сторона речи, то есть устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня [12]. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.

По определению Ф. Ф. Рау, фонемой (от греческого phone - звук) называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка - морфем и слов [40, стр. 8].

Существует различное понимание природы фонемы. Не вдаваясь в подробности дискуссии о фонеме, следует отметить две крайние точки зрения, из которых одну отстаивают представители «ленинградской фонетической школы» [Л. В. Щерба и его последователи Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич], другую - представители «московской фонетической школы» [Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, Б. Р. Кузнецов, А. А. Реформатский и др.].

Обе точки зрения имеют различные аргументы в свою пользу. Однако, надо отдать предпочтение пониманию фонемы в духе Л. В. Щербы. Разъясняя понятие фонемы, выдающийся советский лингвист Л. В. Щерба писал: «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, то есть служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках. Мы будем называть их фонемами» [40, стр. 16].

В русском языке имеется 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б', в, в', г, г', д, д', ж, з, з', (й), к, к', л, л', м, м', н, н', п, п', р, р', с, с', т, т', ф, ф', х, х', ц, ч, ш, щ. Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных единиц речи - слов, морфем [40, стр. 9].

Также, наряду с фонемами, которые составляют основной элемент фонетической системы языка, существенными ее элементами являются словесное ударение и интонация.

Основой словесного ударения является слоговое строение слов. Слог меньше чем слово и больше чем фонема. Слог определяется как наименьшая естественно произносимая и воспринимаемая единица. Звуки, входящие в слог, обладают артикуляторным и акустическим единством.

В слоге выделяют интенсивные и неинтенсивные звуки. Произношение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в котором выделяют 3 фазы: усиление напряжения, максимальное напряжение и ослабление. В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного из слогов, составляющих слова, посредством, главным образом, более громкого и обычно более длительного его произнесения [40, стр. 22].

Ударный слог может отличаться от безударного также и уменьшением высоты тона, однако, как утверждает Р. И. Аванесов, в русском языке это зависит от интонационных факторов и не имеет отношения к характеристике словесного ударения как такового. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом или частицей имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.

Сигнализация с помощью словесного ударения количества слов в речевом потоке составляет его основную, так называемую, кульминативную функцию [1].

Русское словесное ударение характеризуется, как известно, разноместностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или конца слова (например: кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). Кроме того, при изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить c одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например: рука - руки, голова - головы, молодость - молодой). От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах в большей или в меньшей степени редуцируются.

В русском языке словесное ударение выполняет не только кульминативную, но и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их фонемы (например: пИли - пилИ, крУжки - кружкИ) [39, стр. 22-23]. Как отмечает отечественный лингвист Р. И. Аванесов, говоря о фонетическом оформлении слова, необходимо иметь ввиду, что оно регулируется нормами образцового литературного произношения, или орфоэпии (от греческого orthos - прямой и epos - речь). К числу орфоэпических норм русского языка относятся, например, разные степени редукции гласных в безударных слогах (вадa, въдавoс, с'эм', с'эим'oркъ), оглушение звонких согласных в конце слов перед паузой или в середине слов перед глухими согласными (дуп, вос, трyпка, скaска), озвончение глухих согласных перед звонкими (проз'ба, одгyл), смягчение согласных перед гласными и, э (п'илa, в'инo, п'eна, в'eна) и многие другие общие и частные правила произношения слов [2].

Однако само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться в зависимости от стилей произношения.

Из разнообразных стилей произношения, встречающихся в жизни, Л. В. Щерба выделял два основных: «один - свойственный спокойной беседе людей и другой, который мы употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова» [40, стр. 23].

Если рассмотренные ранее фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, соответственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами.

Исследования лингвистов показали, что наличие интонации является важным фактором коммуникации, так как для осмысления предложения необязательно понимать все составляющие его слова. Именно благодаря интонации достигается понимание смысла предложения.

В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых - изменение громкости и темпа произнесения, модуляция высоты голоса и распределение пауз.

Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы.

Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.

Помимо синтагматического ударения следует указать на так называемое логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.

Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: «Где были вчера наши гости?» следует ответ: «Наши гости /были вчера/ на выставке». В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.

Поскольку и синтагматическое и логическое ударение проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидности фразового ударения, осуществляемого с помощью тех или иных интонационных средств.

Говоря о произносительной стороне речи нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике. За словом стоит целая система связей, составляющих определенное «семантическое поле». Объединенное общепринятое семантическое содержание слова составляет его значение, субъективная семантическая значимость слова называется его личностным смыслом.

В процессе речи каждое слово вводится в определенный контекст, в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, в свою очередь, объединяясь, образуют текст [38, стр. 26].

Внятность и членораздельность произношения - эти два понятия не покрывают друг друга. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно. [37, стр. 93].

1.2 Развитие произносительной стороны речи у детей

Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но, несмотря на это, родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе внимание.

Для того чтобы бодрствование ребенка было полноценным, надо вызвать у него положительные эмоции, формировать новые потребности и соответствующую активность. Это может сделать взрослый, общаясь с ребенком с первых месяцев его жизни. Без соответствующего воспитательного влияния взрослого жизнь ребенка бедна и примитивна. В этих случаях он на первом году безрадостен, вял, апатичен, неподвижен. В дальнейшем у такого ребенка задерживается развитие движений, речи.

Только в совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша. Назвав игрушку, ребенок получает ее для игры. Наблюдая поведение детей в этой ситуации, М. Г. Елагина выделила три этапа в овладении активным словом. На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. Малыш изо всех сил тянется к нему, кричит «дай-дай, да-да-да!», всячески выражает свое желание овладеть игрушкой, нетерпение, протест против действий взрослого. При этом сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса у ребенка не вызывают.

На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. Он смотрит на него и указывает пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом: «да-да-да, на-ка-на-ля». Но назвать предмет правильно пока не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство.

На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произнести слово. И если это удается, то он радостно повторяет его снова и снова и через некоторое время уже предпочитает словесную игру долгожданной игрушке.

Только пройдя через эти три этапа, ребенок 1-1,5 года начинает активно произносить слово.

Вслушиваясь в звучание материнской речи и, сравнивая его со звучание собственного голоса, ребенок добивается в повторных подражательных усилиях максимального уподобления последнего первым. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.[47]

Поэтому при формировании речи важное значение имеет нормальное развитие слуха и речевого аппарата.

До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться со взрослыми с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

В это же время возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого - они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

Здесь же выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать