Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
p align="left">Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40 мин. При обучении нужно использовать показ и объяснения. Для закрепления навыков передвижения на лыжах проводятся подвижные игры.

Рекомендуются также прогулки за пределы участка. Длительность прогулок постепенно увеличивается от 30 мин до 1 - 1,5 ч. Важно, чтобы приобретённые в детском саду навыки закреплялись в выходные дни под руководством родителей.

Коньки. Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно - сосудистую, дыхательную системы, закаляет организм, повышает обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решительность).

Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания, а также скатываться с горки.

При обучении передвижению на коньках следует применять различные методы: показ, объяснения, а также помощь. Можно использовать сани-кресло, специальные стулья, держась за которые дети передвигаются по льду.

Санки. Катание на санках, включая различные движения (ходьба, бег), способствует укреплению основных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной систем, усилению обмена веществ, закаливанию.

В раннем возрасте детей на санках катают взрослые. Дети 3 лет сами возят санки за верёвку.

При спусках с горок дети должны выполнять установленные правила (терпеливо ждать, пока едущий впереди не достигнет конца ската, не садиться к скату спиной).

Велосипед. Езда на велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям и оказывает сильное воздействие на сердечно - сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы.

При обучении целесообразно придерживаться следующей последовательности: ведение велосипеда в прямом направлении, с поворотами направо, налево, кругом. Воспитатель следит за дозировкой и выполнением правил.

Самокаты. Катание на самокатах способствует укреплению сердечно - сосудистой, дыхательной систем, развитию мышц, особенно ног, воспитанию равновесия, ловкости.

Когда дети освоят катание на самокате, им дают разные задания, приучают соблюдать правила движения.

Качели. Эти виды упражнений развивают вестибулярный аппарат, снижают возбудимость, повышают устойчивость к ускорениям, укрепляют мышцы, совершенствуют физические качества, развивают смелость.

Плавание. Плавание - циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребёнка. У детей развиваются основные группы мышц, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, что способствует сохранению правильной осанки.

Во время купания, плавания в открытых бассейнах благотворительное влияние оказывают на детей вода, солнце, воздух.

Начинают обучение плаванию с приучения детей к воде и выполнению подготовительных упражнений. Взрослый в процессе обучения всё время следит за самочувствием ребёнка. [ 28, с.156-165].

Место туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.

В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия кружков. Существуют и такие формы как слёты, туристские соревнования, сборы в туристских лагерях.

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населённого пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский поход - это прохождение группы по определённому маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определённых спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.

На основании этих понятий можно сделать вывод, что содержание и формы туризма для детей дошкольного возраста не могут быть реализованы в детском саду. Однако анализ научной литературы показал, что ещё в 1940 -50-х гг. в работах исследователей, посвящённых физическому воспитанию детей дошкольного возраста, подчёркивается значение использования прогулок и экскурсий в ближайшую природную зону для укрепления здоровья.

Наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей. Данное направление получило распространение в работах Е.Н. Вавиловой, Л.В. Кармановой, Г.В. Шалыгиной, Н.И. Бочаровой.

Подчеркнём, что экскурсии и прогулки, как формы организации туризма, не были отражены в программных документах и методической литературе по дошкольному воспитанию.

В первые в 1980-х гг. авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман, и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения», в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм».

Наиболее приемлемым для системы дошкольного воспитания следует считать термин «прогулка-поход», предложенный Н.И. Бочаровой.

В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации, как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых.

В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы и занимает небольшое количество времени.

Решение задач физического воспитания в ДОУ осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; в туристских эстафетах, туристских полосах препятствий на физкультурных досугах и праздниках. Главной целью всех доступных для дошкольников форм туризма является оздоровление детей.

С учётом имеющихся определений даётся более точное понятие, определяющее сущность терминов «простейший туризм», «дошкольный туризм».

Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.

Таким образом, многообразие форм туризма в условиях ДОУ представлено в трёх наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

Содержание туристской подготовки.

Применение средств и форм туризма не только в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей, но и в учебной работе, являются теми педагогическими условиями, которые отвечали бы данным требованиям. По определению А.М. Кондратова, «туризм с его непредсказуемостью ситуаций, которой лишена обстановка спортзала, стадиона, как ни какой другой вид физической культуры помогает развивать наблюдательность, решительность, смелость - качества, необходимые и в повседневной жизни. Занимающиеся туризмом развивают способность ориентироваться на местности». Данное определение подчёркивает возможность комплексного подхода к педагогическому процессу, позволяя охватывать все основные направления развития подрастающего поколения: оздоровительное, воспитательное, образовательное.

Основные задачи оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического состояния ребёнка.

Характеризуя туризм как средство физического воспитания, следует отметить, что он включает не только разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, но и различные по содержанию виды туристской подготовки.

Общая подготовка туристов включает широкий круг вопросов и разделяется на теоретическую и практическую (физическую) подготовку. Теоретическая подготовка тесно связана с географической, краеведческой, топографической подготовкой. Данные отражены в схеме (Приложение 1).

Географическая подготовка включает комплекс знаний по физической географии. Краеведческая подготовка связана с приобретением знаний о родном крае.

Топографическая подготовка - особый раздел теоретической подготовки, без овладения которым не могут быть решены задачи, связанные с разработкой и прохождением маршрута.

Важной стороной подготовки туристов является физическая подготовка. Различают общую и специальную физическую подготовку. Не менее важными сторонами туристской подготовки являются техническая и тактическая подготовка, которые взаимосвязаны и обеспечивают безопасность путешествия.

Оздоровительная направленность средств туризма

Оздоровительную направленность использования средств туризма можно объяснить прежде всего:

- воздействием постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма.

- возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения физкультурных занятий и активного отдыха.

- обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.

Для решения задач данного направления в разделе теоретической подготовки у детей необходимо формировать знания и умения в области гигиены, медицины, физической культуры, туризма.

Таким образом, наиболее целесообразно включать в основные организационные формы физического воспитания дошкольников доступные средства и формы туризма для развития общей выносливости: ходьбу, бег, ходьбу на лыжах, подвижные игры туристской направленности. При этом желательно организовывать туристские занятия в ближайшей природной среде, учитывая приспособительные реакции организма ребёнка к физической нагрузке.

Активный отдых - физкультурные праздники и досуги

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.

Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи: демонстрация достижений дошкольников, подведение итогов за определённый период работы. Праздники обычно проводятся один раз в сезон (осенью, зимой, весной), посвящаются выдающимся событиям в спортивной жизни города и страны, знаменательным датам.

К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения, составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей.

Содержание праздника составляют подвижные игры и упражнения, знакомые детям и обновлённые путём введения неожиданных условий, необычных пособий, способов организации. В программу физкультурного праздника включаются также занимательные викторины и загадки.

При разработке сценария праздника следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий, в которых он проходит.

Праздники приобретают большее оздоровительное и воспитательное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители(простейшие подвижные игры).

В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно проводить 2-3 праздника на воздухе и один в бассейне( «Мы спортсмены», «Весёлые старты»). Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе.

При планировании и подготовки праздника необходимо:

- определить основные задачи, дату, время, место проведения;

- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

- выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;

- определить количество участников каждой возрастной группы;

- обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

При организации физкультурного праздника педагогу необходимо помнить:

- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых, особенно это касается праздников с соревновательной направленностью.

- недопустим отбор детей, показывающих лучшие результаты, желательно участие всех.

- при подготовке к празднику не следует увлекаться репетициями отдельных заданий-выступлений, важно сохранить у детей интерес к разным видам игр и упражнений.

- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Наряду с физкультурными праздниками следует проводить организованную форму активного отдыха детей - физкультурные досуги (1-2 раза в месяц, длительностью 30-50 минут).

Досуг - время вне работы, используемое для привычных занятий. Досуг - это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность.

Физкультурный досуг. Задачей физкультурного досуга является создание бодрого настроения, стимулирование активности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей, предоставление возможности испытать удовольствие от двигательной деятельности, испытать радость от командных действий. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он проводится педагогом в обычной обстановке, с небольшим количеством атрибутов. Поддержанию радостного настроения, созданию положительных эмоций способствует использование эмблем, единой формы для команды, счётного табло.

Досуг проводят как с одной группой, так и с группами детей, близких по возрасту.

По содержанию физкультурный досуг может быть различным: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр, на упражнениях в основных движениях (бег, прыжки, метания). Досуг может строиться на играх-эстафетах типа «Весёлые старты». Он может быть организован как большая тематическая игра («Спасатели», «Разведчики»). Интересно проходит музыкально-физкультурный досуг, когда дети выполняют упражнения под музыку (с обручем, мячами, лентой, без предметов). Такой досуг воспитывает у детей выразительность движений, творчество. Методика организации физкультурного досуга представлена в (приложении 4). [22, С.30].

1.2 Возможности организации и проведения семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, хотя это совсем не правильно.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье.

Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребёнку нормального развития и испытывают трудности. [27, 224с.].

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Проблемы современной семьи

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. В семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха и снятия нервного напряжения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать