Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
p align="left">Функции семьи

Семья несет в себе определенные функции:

Репродуктивная - воспроизведение потомства

Хозяйственно-потребительская - хозяйство, управление семьей

Воспитательная - проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества

Восстановительная - взаимное поддержание здоровья, организация отдыха.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. В организации семейного досуга, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учётом её интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде.

Таким образом, семейный отдых в виде туристических прогулок и походов имеет ряд компонентов, один из которых - физкультурно-оздоровительный.

Туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общение.

Туристический поход - форма организации туристской деятельности, предусматривающей преодолением достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижениям по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями, навыками и их использование.

Туристическая прогулка - форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. [3, 96с.].

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 летнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке. Следующим этапом могут быть однодневные туристские прогулки в лес.

Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться. Нужно определить цели похода и маршрута.

Готовность к походу определяется при наличии группового и личного снаряжения.

В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, его продолжительностью и возрастом детей.

Примерное меню на три дня

Завтрак 8.30

Молоко, хлопья

Овсяная каша, какао

Бутерброды, чай

Ланч 10-10.30

Сухарики, чай

Яблоко, печенье

Какао, сушки

Обед 13.00

Суп рыбный, каша пшенная, компот

Суп из пакетов или крапивный, картофельное пюре, чай

Молочный суп с рисом, спагетти, кисель

Полдник 16.00

Печеный картофель, сок

Йогурт, печенье

Фрукты

Ужин 19-19.30

Спагетти, свежие овощи

Овощной салат, бутерброды

Картофель с тушенкой, укропом

Во время путешествия необходимо соблюдать питьевой режим.

Сборы в поход можно превратить в увлекательное мероприятие-игру в которой каждый знает свою роль и творчески реализует её. Семьи, в которых сложились определённые туристские традиции могут проводить увлекательные самодеятельные туристские слёты, праздники на природе.

Форма и содержание летнего семейного отдыха во многом определяется материальными возможностями родителей. Именно этот факт является решающим при выборе «куда поехать». Если ребёнку уже исполнилось пять лет, родители могут спланировать совместное путешествие и отдых с ребёнком на море. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанных с купанием ребёнка в море, позволяет приобрести тот запас жизненный энергии, которым он будет «питаться» в течение года. Многие семьи в вопросе выбора места отдыха полагаются на свои знания, привычки, определённые семейные традиции.

В семьях с небольшим материальным достатком, можно прекрасно спланировать совместный отдых, не уезжая далеко от дома. Главное - обязательно сменить проживание в городской квартире на отдых в природных условиях. Одной из таких форм отдыха может быть отдых на даче. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Если подойти к этому вопросу с выдумкой, то родители вместе с детьми могут составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. И тогда лето на даче получится ничем не хуже, чем в дорогостоящем отеле на море.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесёт ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями и детьми от совместного содержательного времяпровождения.

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств, запланированных и неожиданных событий (победа в соревнованиях, выпуск из детского сада и т.д.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

Для полноценного физического развития и оздоровления детей, не обязательно иметь в квартире полный спортивный комплекс. Достаточно использовать несколько простых снарядов, с помощью которых дети развивают основные движения.

Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга являются подвижные игры и игровые упражнения. Это могут быть игры в дартс, кегли, а также «Жмурки», «Краски», «Фанты».

В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной и научно-популярной литературы по вопросам укрепления здоровья. [3, 96с.].

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются: преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложно скоординированных действий.

В результате регулярных занятий физической культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастании усилий.

Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:

- совместные игры со взрослым и сверстниками, причём на первый план выходят игры с элементами соревнований, в которых от игроков требуется чёткое соблюдение правил.

- стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности. Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом (чем сильнее толчок при прыжке, тем дальше приземление).

В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они «физически компетентны».

Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам - одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетнему ребёнку приобретают двухколёсный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удаётся.

Вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников,- скакалка и мишень с дротиками(дартс).

Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.

Дартс является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс, а затем перейти к играм с настоящими дротиками. Основное назначение игры в дартс- развитие глазомера и меткости ребенка, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей, демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.

В группах детей старшего дошкольного возраста к работе с семьей активно привлекается специалист по физическому воспитанию. Он проводит индивидуальные консультации с родителями по организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими различные проблемы физического развития: плоскостопие, нарушение осанки. [8, с. 21-25].

Методика организации и проведения семейного оздоровительного досуга

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм. Одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее:

- Дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания).

- Домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми:

- показ кинофильмов;

-Встречи с родителями, конференции.

- Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребёнку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Любой праздник - всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди - папа и мама.

Т. Киреева предлагает сценарий семейного спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп. (Приложение 5). [10, с. 52-54].

Выводы к главе I

Проблемой организации семейного, оздоровительного досуга детей дошкольного возраста занимались ряд исследователей: Д.В. Хухлаева, Т.Н. Доронова, О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Л.М. Коровина, Т.И. Осокина, Е.И. Вавилова, Л.В. Карманова, Г.В. Шалыгина, Н.И. Бочарова, А.В. Кенеман, А.М. Кондратов и другие.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А как показывают научные исследования: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше, что связано с неумением родителей правильно организовать свободную деятельность своего ребёнка, оказывающую непосредственное влияние на развитие движений у детей.

В I Главе мы отразили теоретические основы организации семейного, оздоровительного досуга у детей старшего дошкольного возраста, в которые вошли особенности организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста и возможности организации и проведения семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Здесь мы представили разнообразные физические упражнения, охарактеризовали их. Рассмотрели какое место в системе физического воспитания занимает туризм. Выделили основные понятия туризма, ознакомились с оздоровительной направленностью средств туризма. Отметили, что не малое значение в физическом развитии детей имеет активный отдых, который состоит из физкультурных праздников и досугов.

На сегодняшний момент очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и дошкольном учреждении. Здесь мы рассмотрели огромное значение семьи, а в частности самих родителей, которые должны организовывать, планировать деятельность своего ребёнка. Однако не всегда у родителей хватает на это времени и сил. Это одна из проблем современной семьи, которую просто необходимо решать именно сейчас, когда всё ещё можно исправить.

Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день и не должна оставаться без нашего с вами внимания и решать её нужно. Для этого нам необходимо провести эксперимент, который поможет выявить особенности организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста и позволит разработать методические рекомендации для родителей.

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Изучение особенностей организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент проводится с марта по апрель 2010г. в ДОУ №39 « Подснежник». С целью изучения особенностей организации семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, мы взяли 15 родителей и 15 детей, и провели с ними анкетирование и беседу, а так же проанализировали педагогическую документацию ДОУ.

В констатирующем эксперименте мы использовали метод анкетирование и беседу.

1) Анкета с родителями включала в себя 10 вопросов следующего типа:

- Гуляете ли вы с детьми в свободное время?

- Как вы проводите свой выходной день с детьми?

- Чем вы можете занять своего ребёнка в свободное время?

- Вы ходите с детьми в туристические походы?

- Какие необходимые снаряжения вы берёте с собой в поход?

- Какие спортивные упражнения вы знаете?

- Какие подвижные игры предпочитает ваш ребёнок?

- Как вы обеспечиваете безопасность вашему ребёнку во время похода?

- Какой любимый вид спорта у вашего ребёнка и с чем это связано?

- Что, по вашему мнению, влияет на сохранение здоровья вашего ребёнка?

Ответы родителей представлены в ( приложении 6).

В ходе проведённого анкетирования с родителями было выявлено, что 8 родителей из 15 отвечали, что гуляют со своими детьми в своё свободное время, гуляют с ними в парке, на детской площадке, летом ходят с детьми в туристические походы; отвечали, что их дети, в большинстве, любят такие подвижные игры как: «гуси-лебеди», «путешественники», «разведчики» и др. Говорили о любимом виде спорта их детей таких как: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, занятие бегом. Высказывали своё мнение по поводу сохранения здоровья их детей, в основном это закаливающие мероприятия, принятие солнечных ванн, прогулки на свежем воздухе. 4 родителя из 15 отвечали то, что из за занятости на работе и проблемами в быту не гуляют со своими детьми в парке, на площадке, а так же из-за финансов не всегда ходят с ними в туристический поход, который доставляет детям удовольствие. Знают не все игры, которые предпочитает их ребёнок и любимый вид спорта. 3 родителя из 15 отвечали, что так же из-за занятости на работе не всё своё время уделяют своему ребёнку, не всегда могут с ним погулять, но знают любимый вид спорта, подвижные игры, которые нравятся их ребёнку, а так же стараются заботится о здоровье своего ребёнка, проводя с ним закаливающие мероприятия.

Теперь вашему вниманию мы предоставляем анкетирование, которое проводилось с детьми.

2) Анкета с детьми включает 10 вопросов следующего типа:

- Ты делаешь утреннюю гимнастику?

- Ты гуляешь со своими родителями?

- Где вы бываете с родителями в свободное время?

- В какие игры ты любишь играть?

- Был ли ты со своими родителями в походе?

- Какой вид спорта тебе нравится?

- Где ты бываешь с родителями в выходные?

- Какие спортивные упражнения ты знаешь и какие тебе нравятся?

- Как ты заботишься о своём здоровье?

- Ты любишь бегать?

Ответы детей представлены в (приложении 7).

В ходе проведённого нами анкетирования с детьми было выявлено, что 9 детей из 15 отвечали на наши вопросы то, что они делают утреннюю гимнастику, гуляют со своими родителями в парке, сквере, на площадке; называли свои любимые подвижные игры; любимый вид спорта их, говорили, что с родителями делают закаливающие мероприятия. 3 ребёнка из 15детей отвечали на заданные нами вопросы то, что они не делают утреннюю гимнастику, очень редко гуляют со своими родителями из-за их работы, очень редко ходят в туристические походы. И оставшиеся 3 ребёнка из 15 детей отвечали то, что они не всегда делают утреннюю гимнастику, гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, не часто гуляют с ними в сквере, парке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать