Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи
p align="left"> 2. Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи

2.1 Специфика работы социального педагога с неполной семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения в семье, положение ребенка в семье, отношение семьи с обществом.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном когда в семье происходит психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношение в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включают в себя три составляющие помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.д.

Помощь координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы неполной семьи и положения ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно - брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют в нутрии семьи.

Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии, психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений. О психологических особенностях деятельности социального педагога в работе с семьёй и пойдёт речь в данном параграфе.

Социальная работа - это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:

ь концентрация внимания на проблемах одной семьи;

ь не сложившиеся взаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный момент решить его проблему;

ь новые задания, резко меняющиеся планы;

ь отсутствие очевидных результатов предполагаемых мер, и т.п.

Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности социального работника, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывести социального работника из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

Сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей.

Работа с семьёй может также вестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.

Внимание любой из сфер социальной работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникали у членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные социально-психологические явления, которые или укрепляют или, что чаще всего бывает, разрушают.

Необходимой предпосылкой успешного решения основных проблем семьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней.

Деятельность специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом - совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем - решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом - занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые контакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его социально-педагогические понятия о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального педагога или работника и присущих ему профессиональных качествах.

Социальные педагоги, работая с семьей, выясняют все трудности, проблемы и стараются, по возможности, оказать помощь и поддержку. Например, обращаются с просьбой по месту жительства семьи к главам администраций городов и районов, к руководителям предприятий, общественным Фондам с просьбой оказать содействие в решении проблем семьи (жилищных, экономических, вопросах трудоустройства). Помогают в получении семьями льгот, в выплате детских пособий, пенсий, получении материальной помощи.

Для работы с детьми из неполных семей могут использоваться следующие формы:

ь центры социальной реабилитации детей и подростков. В них социальные педагоги занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния;

ь центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь детям из неполных семей, контролируют эти семьи. Педагогами и психологами Центра применяются различные приемы и методы, способствующие адаптации детей в среде сверстников и окружающей среде интеграции их в жизнь и общество.

В Центре работают различные студии, кружки, секции. На должном уровне поставлена и медицинская реабилитация, как составляющая часть всего реабилитационного процесса

Социальные педагоги Центра, работая с семьей, выясняют все трудности, проблемы и стараются, по возможности, оказать помощь и поддержку. Например, обращаются с просьбой по месту жительства семьи к главам администраций городов и районов, к руководителям предприятий, общественным Фондам с просьбой оказать содействие в решении проблем семьи (жилищных, экономических, вопросах трудоустройства). Помогают в получении семьями льгот, в выплате детских пособий, пенсий, получении материальной помощи.

Особое место в социальной работе отводится к контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.

Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.

Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха как туризм. Это прогулки туристические походы, экскурсии и т.д.

В помощь неполным семьям, организованы в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.

Сотрудники центра принимают участие в решении сложных проблем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке. Анализируя социальное положение семей, прогнозируется их потребности в социальной помощи, и разрабатываются предложения по развитию социальных услуг.

В работе центра определились основные направления: социально-экономическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое, социально-профилактическое, реабилитационное, информационное, профилактическое.

2.1 Методы, используемые в работе социального педагога

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных. Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке изучение ею биографии, его поступков и мотивов. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

Социальный педагог использует в своей работе различные методы. Наиболее известными являются:

1 Оценка уровня развития типичных черт личности (тест Кеттела) [12, с. 96-122]

Эта методика предназначена для оценивания степени развития 16 типичных черт личности. Такая оценка даётся по результатам анализа ответов на приводимые ниже 187 вопросов-суждений.

Вы должны прочесть каждое суждение и выбрать один из трёх ответов на него. Ответы даются сразу же после формулировки суждения. Выбранные ответы сравниваются с ключевыми, которые приводятся в конце опросника. Результатом такого сравнения становится оценка степени развитости различных типичных черт личности, названия которых даются вместе с ключевыми ответами. Необходимо внимательно прочитать каждое из высказываний, выразить свое отношение к нему и выбрать один из ответов.

Обработка результатов и выводы по этому тесту:

Обработка результатов производится с учётом того, как вы ответили на вопросы 1, 2 и 187. Если ответы утвердительные («да»), то и всем остальным вашим ответам можно доверять. Если это не так, то возникают сомнения в искренности ответов и тогда нет смысла обрабатывать дальше результаты опроса.

С помощью теста Кеттела оцениваются следующие качества личности:

1. Экстраверсия - интроверсия. 2. Уровень умственного развития. 3. Выдержка - эмоциональная неустойчивость. 4. Инициативность (склонность к руководству людьми) - пассивность (склонность к подчинению людям). 5. Взвешенность поступков - импульсивность поведения. 6. Соблюдение установленных норм и правил поведения - нарушение установленных норм и правил поведения. 7. Смелость - застенчивость. 8. Рациональность - эмоциональность. 9. Покладистость - несговорчивость. 10. Мечтательность - практичность. 11. Прямолинейность (бесцеремонность) - сдержанность (тактичность). 12. Уверенность в себе - неуверенность в себе. 13. Консервативность - склонность к новизне. 14. Коллективизм - индивидуализм. 15. Аккуратность (собранность) - неаккуратность (несобранность). 16. Беспокойство - невозмутимость.

2 Оценка агрессивности социального педагога (тест А. Ассингера). Этот тест позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и учениками, легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. (Приложение 3)

3 Ребенок оценивает социального педагога (Приложение 1)

4 Оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала (опросник)) Приложение 3 [16, с. 173].

Кроме этих тестов, в работе используются тесты-опросники по родительским отношениям и по особенностям социально-поведенческих реакций. Тексты тестов и ключи к ним приведены в Приложении №3.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Было выделено две группы: контрольная - родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком - субъективно благополучные; и экспериментальная - родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей (в нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью). Все родители - жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать