Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» - социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешностъ и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Далее, для того, чтобы определить тип семейного воспитания матери в отношении сына и характер его нарушений нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» [49, с. 468]. В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная);
2) гипопротекция (недостаточная).
2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных;
1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка);
2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка).
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма;
2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу;
3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера;
5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;
6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Затем, после проведения первого этапа исследования нами была разработана и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теперь обратимся к результатам диагностики, которые были получены в ходе исследования.
2.2 Анализ результатов исследования
На этапе диагностики для определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:
благоприятная семейная ситуация - 25% (3 чел.);
тревожность в семье - 25% (3 чел.);
конфликтность в семье - 25% (3 чел.);
чувство неполноценности - 50% (6 чел.);
враждебность в семейной ситуации - 16,7% (2 чел.).
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений
Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.
Далле для определения типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга - В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» - 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» - 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» - 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» - 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.
Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения
Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.
Для того, чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ полученных рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.
Далее при сравнительном анализе было определено, что в 16,7% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 16,7% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.
Необходимо рассмотреть еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 25% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.
Еще один тип отношений, который требует сравнения, это «отвержение» со стороны матерей. Данная ситуация прослеживается в ответах 16,7% родителей. Мальчики, чьи матери испытывают отвержение к детям, в своих рисунках отмечают враждебность в семейной ситуации. Эта тенденция наблюдается у всех мальчиков из этой части семей.
Для выраженности типов нарушений в семейном воспитании мальчиков в неполных семьях нами был проведен дополнительный опреос матерей с помощью опреосника «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на рис. 3 на с. 52.
Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания
Результаты по данной методике показывают, что у 25% матерей из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также способствует то, что матери одной очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.
На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:
- ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;
- отсутствие мужского влияния на формирование характера мальчиков из неполных семей;
- недостаток проявления родительской любви.
На основе выделенных причин нами была разработана и реализована программа по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Пояснительная запискаНастоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями, где воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период мальчиков 7 - 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.Цель программы: максимально помочь мамам скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном.Задачи:1. Обеспечить общение мальчиков, воспитывающихся одними матерями для передачи мужского опыта.2. Помочь мальчикам скорректировать свое поведение.3. Объединить усилие социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.Таблица 1. Основные мероприятия программы№ п/п | Мероприятия | Цель | Участники | Время проведения занятий | |
1. | Беседы с матерями | Способствовать формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера. | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | 2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы) | |
2. | Субботник с привлечением мужчин | Познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина. | Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков | 1 раз в месяц | |
3. | Экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы | Сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности | Классные руководители, родители мужского пола | 1 раз в месяц | |
4. | Сопровождение мальчиков мужчинами в театр, кино | Сформировать у мальчиков на примере навыки мужского поведения | Родители мужского пола | 2 раза в месяц | |
5. | Туристические походы | Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения | Классные руководители, родители мужского пола | 2 раза в месяц | |
6. | Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал) | Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта | Тренеры спортивных секций, родители мужского пола | 2 раза в неделю по 60 минут |