Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
ругим мероприятием, реализованным в ходе программы, было посещение театра мальчиков совместно с мужчинами из других семей. Хочется отметить, что особого положительного значения направление выбранного спектакля не принесло. Но позитивным моментом этого мероприятия явилось то, что мальчики смогли усвоить навыки нравственного поведения, которое проявилось в манере и стиле одежды мужчин-родителей. Сдержанность мальчиков во время всего спектакля была отмечена мужчинами как положительный фактор в формировании мужского поведения.

Еще одно мероприятие, которое мужчины отмечают как успешное, это совместное участие мальчиков и мужчин в спортивных секциях. Мужчины-родители считают, что посещение таких спортивных секций как футбол, борьба и волейбол оказывают огромное значение в формировании мужества. Мужчины отметили, что 75% мальчиков из неполных семей с интересом проявляли участие в футболе. Кроме того, мальчики увлеклись хоккеем, как мужским видом спорта. В ходе реализации всех мероприятий мужчинам удалось втянуть мальчиков в увлечение этой игрой. После реализации программы мужчины неоднократно беседовали с мальчиками о проведенных хоккейных играх Омским «Авангардом».

В целом, мужчины позитивно отзывались о проведенных мероприятиях и готовы в дальнейшем участвовать в таких программах. Они отмечали, что у 50% мальчиков проявление мужского поведения и, в частности, сформированность навыков мужества достигли среднего уровня адекватности. 50% отцов продолжают ведение спортивных секций для этих мальчиков из неполных семей.

В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.

Беседа 1.

Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.

В ходе этой беседы был налажен контакт с матерями их исследуемых неполных семей. По началу реакция 58,3% семей на проведение этой программы бела отрицательная. Они считали, что самостоятельно могут справиться с сложившимися проблемами. Некоторые из них утверждали, что у их сыновей нет проблем, связанным с нарушением мужской роли. Но после проведение беседы, где матери познакомились с мужчинами, которые будут участвовать в данной программе, матери согласились в участии.

Беседа 2.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей мужского пола, а также экскурсии в музеи военной техники и боевой славы.

Вопросы беседы:

- Изменилось ли поведение Вашего сына после мероприятия посвященного субботнику на территории школы?

- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?

- Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?

- Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику необходимым условием в воспитании мальчика и почему?

- Какие изменения Вы заметили после проведения экскурсии Вашего ребенка в музей военной техники и боевой славы?

- Как Вы способствуете развитию у Вашего сына мужских качеств?

- Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?

Беседа 3.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как сопровождение мальчиков мужчинами в театр и кино, а также туристических походов с мужчинами.

Вопросы беседы:

- Изменилось ли поведение Вашего сына после мероприятия посвященного походу в театр совместно с родителями других детей?

- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?

- Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?

- Нет ли привязанности к данному отцу у Вашего ребенка?

- Как Ваш ребенок оценивает поход?

- Восхищается ли Ваш сын участвовавшим родителем?

- Как Ваш сын оценивает мужество участвовавшего родителя мужского пола?

Беседа 4.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков во время посещения спортивных секций, а также оценить реализацию программы в целом.

Вопросы беседы:

- Изменилось ли поведение Вашего сына во время посещения спортивных секций?

- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?

- Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?

- Считаете ли выбранные спортивные секции жестокими? Почему?

- Нравиться ли Вашему ребенку ощущать себя в мужской роли?

- Как Вы оцениваете проведенные мероприятия с Вашим сыном в целом?

- Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?

- Довольны ли Вы поведением Вашего сына сейчас? Если нет, то почему?

- Хотели бы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?

В ходе проведения бесед было установлено, что 75% (9 человек) матерей определяют реализацию программы как положительную. Данные мамы считают, что в поведении их детей произошли серьезные позитивные изменения. Мальчикам понравилось проводить время в мужском обществе. Ребята нашли свои новые интересы, такие как, увлечение коллекционированием календариков с изображением видов военной техники второй мировой войны. В одной из семей мальчик попросил маму приобрести энциклопедию коллекционного оружия в истории человечества. Кроме того, мамы утверждают, что такие желание у их детей ранее не возникали. Особыми заслугами положительной реализации программы мамы считают участие в ней других родителей мужского пола. 50% исследуемых матерей считают, их сыновья научились некоторым видам мужской работы от других родителей. В число таких работ они относят работу по дереву, работу с применением мужских инструментов (топор, молоток, гвозди, электрорубанок). В ходе реализации программы мальчиками из исследуемых семей были починены с помощью родителей и учителей технологии парты, стулья. Кроме того, учителя технологии у мальчиков в ходе реализации данного мероприятия научили ребят некоторым основам резьбы по дереву. Мамы, чьи мальчики получили навыки этого искусства, отмечают положительное значение этих уроков. После реализации такого мероприятия как посещение театра и кино совместно с родителями мужского пола 41,7% исследуемых матерей отметили изменения в стиле одежды у своих сыновей. Они утверждают, что мальчики перестали носить детские цветные носки и попросили купить носки нейтрального цвета. Кроме того, дети стали более конкретны в выборе пуловеров и свитеров.

После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Сравнительные результаты до реализации программы и после представлены на рис. 4.

Рис. 4. Результаты исследования типа родительского отношения после реализации программы

Из представленных данных можно увидеть, что 25% родителей в ходе проведения программы и, в частности, бесед, пересмотрели свое отношение к детям. Также хочется отметить, что 25% исследуемых матерей не отмечают позитивного изменения в поведении своих детей. Вероятнее всего, что данные семьи не изменили своего отношения к воспитанию мальчиков и с не интересов подошли к реализации всех мероприятий предусмотренных программой. С такими семьями необходимо проводить работу с привлечением специалистов практической психологии и психотерапии. Можно лишь сказать, что ухудшения в поведении в ходе реализации программы у мальчиков из этих семей не было.

На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:

В воспитании мальчиков необходимо учитывать следующее:

залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;

при общении с ребенком важно умело сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;

нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и с опорой на положительное в ребенке.

Нужно внимательно относиться к мнению и суждениям ребенка, старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.

В основе семейных конфликтов с детьми, как правило, лежит несоответствие родительских отношений и требований желаниям и возможностям ребенка. Необходимо уделить особое внимание обоснованности запретов для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.

Главное в общении матери с сыном является поддержка его стремления к предстоящей роли мужчины. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания - мать имеет возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса становления мальчика мужчиной.

Как показывают данные проведенного исследования, основной причиной формирования неправильного поведения у мальчиков способствуют ошибки семейного воспитания, в частности, отсутствие в семье примера мужского поведения.

Предотвращению и профилактике неправильного поведения может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов и родителей. Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, врач-педиатр, психотерапевт при их тесной взаимосвязи, соблюдение этого условия необходимо и при организации работы с матерями. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.

Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания мальчиков в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.

Представленная программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков, и ее результаты говорят об эффективности предложенной программы. Кроме того, данную программу может использовать социальный педагог общеобразовательной школы.

Заключение

Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем в такой семье является мать. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В таком случае матери необходима помощь со стороны социального педагога.

В данной исследовательской работе были определены и рассмотрены такие понятия, как «семья», «неполная семья», «внебрачная семья», «разведенная семья», «распавшаяся семья». Кроме того, были рассмотрены различные типы отношений между матерью и ребенком и даны теоретические основы работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.

Полученные в теории выводы были подтверждены практическим исследованием. В ходе написания исследовательской работы были решены поставленные задачи, а именно: изучена социально-педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме воспитания мальчиков в неполных семьях; разработана и апробирована программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков; эффективность разработанной программы проверена и доказана на практике; разработаны и предложены матерям-одиночкам рекомендации по воспитанию мальчиков. Таким образом, поставленная цель - изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях - достигнута.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза исследования, а именно, то, что родители мужского пола из полных семей способны оказать положительное влияние на формирование мужского характера мальчиков из неполных семей, где воспитанием занимается только одна мать. Результаты были подтверждены на практике.

Данная исследовательская работа может быть использована в деятельности не только социального педагога, но и социальных психологов, педагогов-психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Поэтому к исследованию по этой проблеме необходимо подключать психотерапевтов и психиатров. Это необходимо для того, чтобы молодое поколение мужчин, соответствовало произведению настоящей мужской роли.

Литература

1. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования. 1987. №4. С. 81 - 85.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М., 1993.

3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.

4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. - М., 1998.

5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1995.

7. Баракан А.Н. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. - М., 1996.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1999.

9. Боздарев К.К. Единственный ребенок. - М., 1988.

10. Бойко В.В. Социально защищенные и не защищенные семьи в изменяющейся России. - СПб., 1999.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.

12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 2000.

13. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М., 1999.

14. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 1999.

15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.

16. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. - М., 2000.

17. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. - М., 2000.

18. Ган М.П., Черепанова Э.М. Я сама: В помощь неполной семье. - М., 2002.

19. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века. - СПб., 1999.

20. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - м., 1995.

21. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. №5. С. 18 - 19.

22. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М., 1992.

23. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. №11. С. 108 - 113.

24. Демидов А.М. Особенности жизнедеятельности неполных семей // Семья и социальная структура. - М., 1987.

25. Демидов А.М. Семья с одним родителем. - М., 1987.

26. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

27. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1998.

28. Дубровина И.В. Психология. - М., 1999.

29. Захаров А.Н. Детские неврозы. - СПб., 1995.

30. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. - М., 1991.

31. Ковалев С.В. Писхология современной семьи. - М., 1988.

32. Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2003. №4. С. 17 - 20.

33. Кочубей Б.Н. Мужчина и ребенок. - М., 1990.

34. Куликова Т.А. Семеная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

35. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

36. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

37. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2005.

38. Марова З. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. - М., 1980. С. 5 - 68.

39. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье. - М., 1980. С. 69 - 96.

40. Махова В.К. Просто счастье (записки матери). - М., 1982.

41. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики. - М., 1989.

42. Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. - М., 1994.

43. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002.

44. Морозова О.В. Педагогика семьи. - Омск, 2000.

45. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

46. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М., 1986.

47. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье. // Социальная педагогика. 2005. №5. С. 63 - 66.

48. О положении семей в Российской Федерации. - М., 1998.

49. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

50. Педагогика / Под ред. П.Н. Пидкасистого. - М., 1998.

51. Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей. - М., 1995.

52. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2004.

53. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

54. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. - М., 2005.

55. Синельников А.Б. Проблемы неполных семей в современной России. - М., 1994.

56. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации. - М., 1984.

57. Солодовников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 1988. №4. С. 58 - 62.

58. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

59. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М., 2000.

60. Социальная педагогика / Под ред. В.И. Загвязинского. - Тюмень, 2005.

61. Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е.И. Холостова. - М., 2002.

62. Степаненков Н.К. Педагогика. - Минск, 1998.

63. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.

64. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М., 1989.

65. Фигдор Х. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 1992.

66. Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994.

67. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М., 2000.

68. Целуйко В.М. Неполная семья: психологические и социально-правовые особенности; формы и методы психологической и социальной работы. - Волгоград, 1999.

69. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

70. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и психология работы социального педагога. - М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать