Одаренность в младшем школьном возрасте

Одаренность в младшем школьном возрасте

Министерство образования и науки Республики Казахстан. Многопрофильный колледж при КГУ имени Ш. Уалиханова.

Курсовая работа

по дисциплине Педагогика

на тему:

«Одаренность в младшем школьном возрасте»

Выполнил: Тарасенко В.Е.

Группа ИР-42

Кокшетау 2010

Введение

Актуальность темы исследования. Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость. Это определяет необходимость разработки парадигмы гуманизации образования в контексте социально-психологических, культурологических механизмов развития человека, которое в большей степени соответствует запросам современного общества. Такой подход обеспечивает реализацию нового отношения общества к человеку как уникальному феномену и предоставляет личности намного больше возможностей для гармонизации отношений с природой, социокультурной средой и собой, чем это могла предоставить традиционная система образования. Ведущими принципами образования становятся: опора на саморазвитие, активность самого обучающегося, представленного в виде субъекта образовательной деятельности; личностный подход.

В связи с этим неизмеримо возрастает значимость выявления оптимальных социально-психологических, культурологических механизмов становления личности. Данные проблемы разрабатываются на междисциплинарном уровне в системе наук о человеке, среди которых центральное место принадлежит психологии, так как психологические закономерности пронизывают все сферы человеческой деятельности, социальные процессы, в которые включен человек. Поэтому актуальность исследования обусловлена современными требованиями общества к развитию личностного потенциала школьников на основе новой парадигмы гуманизации образования.

Одаренные дети часто испытывают в школе «дискриминацию» из-за отсутствия дифференцированного подхода, ориентации школы на среднего ученика, унификации образовательных программ. Это часто приводит к негативному феномену «затухания» одаренности, что в свою очередь отрицательно сказывается на сохранении генофонда нации и государства. Таким образом актуальность данной проблемы не вызывает сомнения и представляет государственного плана значимость.

По изучению одаренных детей накоплена значительная философская, психолого-педагогическая, методическая литература. Своими корнями эта проблема уходит вглубь веков. Зачатки идеи о психических особенностях человека и, в частности, о способностях можно встретить в философских трудах античных мыслителей (Аристотель, Платон, Конфуций), ученых Востока (Аль-Фараби, Ибн Сина и др.), ученых эпохи Возрождения (Х.Уарте, Я.А. Коменский) и Просвещения (Дж Локк, Р.Декарт).

Проблему развития способностей, психики и личности в целом затрагивали в своем творчестве казахские ученые-просветители Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, а также передовые казахские общественные деятели и ученые ХХ века: Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев.

Психологическое изучение проблемы одаренности началось в конце IX - начале ХХ века. Ей посвятили свои исследования зарубежные ученые (Ф. Гальтон, Э. Мейман, А. Бине, В. Штерн и др.). Они внесли весомый вклад в экспериментальную и прикладную часть изучения одаренных детей, в частности, ими разработаны тесты диагностики одаренности.

Казахстанские ученые вносят свой посильный вклад в разработку педагогических аспектов проблемы одаренности (Ж.О. Умбетова, Л.М. Нарикбаева, О.А. Жумадиллаева, У.Б. Жексенбаева). И лишь единственное исследование (Г.Ж. Акылбаевой) посвящено психологическому аспекту: вопросу чувствительности к проблемам у одаренных лиц.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Все это обусловливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Цель исследования: проанализировать особенности учебно - воспитательной работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Задачи:

Изучить теоретические аспекты понятия одаренности

2. Рассмотреть и проанализировать психолого - педагогические основы развития одаренности в младшем школьном возрасте

3. Выявить и диагностировать одаренность младших школьников в ходе экспериментальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические основы и методы работы с одаренными детьми.

Объект исследования: - процесс личностного развития одаренных школьников в новых социально-исторических условиях развития общества.

Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как беседа, наблюдение, тестирование.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы учителями для работы с одаренными детьми.

Структура и объем курсовой работы: Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дается общая оценка состояния изученности темы, поставлены цели и задача, изложены теоретические и методологические основы и новизна исследования.

1. Теоритические аспекты понятия одаренности

1.1 Анализ состояния проблемы одаренности в психолого - педагогической теории и практики

Отход от ориентации на «среднего» ученика и повышенный интерес к одаренным детям характерен для всей современной мировой образовательной системы. В развитых странах одаренные дети рассматриваются как основной стратегический потенциал общества и фактор безопасности государства. На рубеже веков проблема одаренности в образовании, науке, технологиях становится одной из главных для социального и экономического развития любой страны.

Одаренные дети являют собой бесценное национальное достояние, из которого формируется интеллектуальная элита: личности творческие, яркие, мыслящие, действующие нестандартно. Они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса человечества. Чтобы это потенциальное национальное богатство сберечь, приумножать и использовать, нужно бережно поддерживать их развитие, своевременно выявлять, правильно оценивать и обучать их. Эта непростая задача имеет педагогический, методический и социально-психологический аспекты. Дети, тянущиеся к наукам, фанатично отдающие все свое время и энергию образовательным усилиям, не всегда бывают приняты и поняты окружающими. Родителей пугает финансовая бесперспективность их увлечений, сверстники видят в них выскочек и зубрил и, наконец, не каждый учитель чувствует себя уютно рядом с более высоким интеллектом.

Между тем, исследования и практика показывают, что развитие одаренной личности может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе ее становления. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии одаренности. Высокоодаренным детям должны быть предоставлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои возможности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества. Ясно одно, что интересы общества требуют специальных мер и научной разработки проблемы психологической поддержки и развития личности одаренных детей и молодежи.

Активизация психолого-педагогической практики работы с одаренными детьми во всем мире началась с середины XX века. Повышенный интерес к этой проблеме выразился в создании в 1975 году Всемирного Совета по одаренным и талантливым детям и "Европейской ассоциации по одаренным и талантливым детям". Эти организации координируют проекты по изучению природы одаренности, подготовке специалистов по обучению одаренных детей, проводят различные конференции и встречи ученых и исследователей со всего мира, что дает им возможность обмениваться идеями и обсуждать различные проблемы. Проведено 16 конференций Всемирного Совета. Участниками двух конференций (Барселона, Испания - 2001 г., Аделаида, Австралия - 2003 г.) являлся Казахстан. На этих конференциях освещался опыт и перспективы работы с одаренными и талантливыми детьми в мире, в том числе в Казахстане. С нашим участием прошла презентация проекта: «Theoretical educational bases of gifted children in the Republic of Kazakhstan». Проект получил одобрение Всемирного Совета и признан как результат верной политики государства в области образования одаренных детей и молодежи.

В Республике Казахстан с момента обретения суверенитета поддержка одаренной, творческой молодежи стала рассматриваться в качестве приоритетного направления и его практическая реализация стала осуществляться под эгидой Республиканского научно-практического центра «Дарын», созданного на основании распоряжения Президента РК Н.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» (1996).

Основными задачами центра являются психологическая диагностика, поддержка и развитие личности одаренных детей и молодежи. За время работы данной организации получили возможность раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал тысячи детей и молодежь со специальными способностями, академической одаренностью, получив возможность бесплатного образования в лучших вузах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Массовая диагностика способностей и профессиональной направленности личности учащихся школ РК позволила начать профильную подготовку учащихся старшего звена общеобразовательной школы. Однако, несмотря на действующие программы и государственное внимание, высветились качественно новые социально-психологические проблемы, требующие научной разработки.

Одной из основных проблем является односторонняя направленность на определение специальных способностей, их узконаправленное развитие без учета закономерностей развития психики, целостного подхода к личности, ее творческого потенциала и единства когнитивного и эмоционального, интеллекта и аффекта. Подобная традиционная практика опасна тем, что приводит к деформации личности, нарушению ее целостности, возникновению, а в ряде случаев, усугублению эмоциональных, поведенческих, коммуникативных проблем и снижению креативности личности.

С середины XX века в зарубежной психологии наблюдается новый всплеск исследований по проблеме одаренности, что было обусловлено активизацией психолого-педагогической практики работы с одаренными детьми. Эти исследования приобретали, в соответствии с социальным заказом, все более выраженную практическую направленность, связанную с разработкой и реализацией на практике программ социальной, психологической и педагогической помощи одаренным детям, их родителям, учителям (Л. Термен, Дж. Рензулли, Е.П. Торренс, М. Голд, Д. Сиск, Д.Фельдхьюсен, М. Карне, Х. Пассов, К.А. Текакс, Ф. Фримен, Л. Халлингуарт, А. Шведел, Ф. Уильямс и др.).

В советской психологии интерес к исследованию природы одаренности, ее выявлению и развитию в детском возрасте возник в первые послереволюционные годы и был связан со становлением новой советской школы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Г.И. Россолимо). Однако в последующие пол века изучение одаренности по идеологическим причинам было прекращено. В связи с этим проблема одаренности в советской психологии начала разрабатываться как психология способностей только в 40-50 гг. ХХ века и связана, в первую очередь, с именем Б.М.Теплова.

Теоретическими предпосылками для разработки проблемы одаренности во второй половине ХХ века явились исследования: мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, В.В. Занков, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная), общих и специальных способностей (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков), развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский), возрастной и педагогической психологии (П.Я. Гальперин, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, И.И. Ильясов, Н.А. Менчинская, Л.М. Митина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, В.И. Панов, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.М.Прихожан, В.В. Рубцов, А.И. Савенков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения (А.А. Вербицкий, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

В 80-е годы ХХ века открывается новый этап в исследовании проблемы одаренности в российской психологии. Характерным для него является целостный подход к пониманию одаренности и ее развитию, представленный в рабочей концепции одаренности, разработанной коллективом российских ученых (В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская, Ю.Д.Бабаева и др.,1998, 2003). Особое место в российской теории одаренности занимают концепции творческой одаренности (А.Матюшкин, Н.Шумакова) и концепция возрастной одаренности (Н.С.Лейтес).

Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы одаренности всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

1.2 Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности

В Казахстанской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [28].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей[23,51]

Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности, Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога[23,72].

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, Лейтес Н.С.считает, что следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок»[28, 79]. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого человека). Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Как считает педагог Попова Л.В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда на дальнейший подъем необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счет таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребенок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, с также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка[31].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать