Половое воспитание детей и подростков

Половое воспитание детей и подростков

3

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и
подростков ……7

1.1. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии ……………………………………………………………………………………………………… -

1.2. История полового воспитания в контексте развития общества ……………………… 10

1.3. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах …………………… 18

1.4. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………………… 23

1.5. Содержание и принципы полового воспитания ……………………………………………… 25

1.6. Особенности полового воспитания в семье ………………………………………………30

1.7. Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе ………………………… 34

1.8. Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания …… 38

Выводы по 1 главе …………………………………………………………………………………………… 44

Глава 2. Эмпирическое исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе 47

Выводы по 2 главе …………………………………………………………………………………………… 53

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 54

Список использованной литературы …………………………………………………………………… 57

Введение

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.

Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет ), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей
по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков» [29].

Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы. Характер проблемы ярко обрисовал Игорь Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в школу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу несколько программ, то отзывают - и опять все сразу. На одном этапе честно пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом - полностью приостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и даже впереди) - еще более недовольные религиозные организации... Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым воспитанием»...» [4].

Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Проблемы полового воспитания, связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.

Наконец, программы и учебные пособия по половому воспитанию, а также по валеологии, куда составной частью входит этот раздел, настолько разнородны по характеру включаемого в них материала, что практически не поддаются обобщению и систематизации. Ср., напр., содержание следующих программ: Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья; Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994; Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурпой сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. Казань, 1998; Программа по курсу валеологии. / Сост. Н. Полетаева // Народное образование. 1998. -№9/10; Валеология. Юнита 1. / Разр. М. А. Алексеевой. М., 1998.

В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т. д.

Исходя из этого, гипотезой исследования является предположение о том, что грамотно и этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.

Отсюда определяется цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.

Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения ставит следующие задачи:

- проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;

- проанализировать программы и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследование для подтверждения гипотезы.

Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая - эмпирический характер.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.

Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков

1.1. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».

Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово "секс" в европейских языках буквально означает "пол", и понятием "сексуальный" таким образом определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия "пол", "половой". Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие "половой" употребляется и как синоним понятия "сексуальный". Укоренившееся в русском языке понятие "секс" принято для обозначения специфических отношений между полами, выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие "секс" стало ассоциироваться с пороком и развратом, что безусловно неоправданно.

1.2. История полового воспитания в контексте развития общества

Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.

Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.

Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить от родителей незадолго до вступления в брак.

В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С одной стороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой - и-за деревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что, монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно. Самомастурбация считалась безвредным детским грехом, а юность - возрастом, когда физически невозможно подавить свои сексуальные желания.

В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В обиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, как противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с половым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравы стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появился запрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедший к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.

В восемнадцатом веке утвердилось мнение, что онанизм (самомастурбация у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили неверно истолкованную самомастурбацию душевнобольных, путая, как это часто бывает, причину и следствие. На самом же деле не самомастурбация являлась причиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественной морали и делает допустимой самомастурбацию в присутствии посторонних людей.

Интересно, а какой бы вывод сделали тогдашние психиатры, если бы совместно содержались душевнобольные двух полов и занялись бы сексом? Сказали бы они, что секс тоже приводит к безумию?

В принципе, отрицательное отношение к половому акту тоже имело место в разные времена. Несколько отвлекаясь от темы, можно сказать, что запреты на физиологические акты были сравнительно распространены, и наоборот - половой акт в присутствии или при помощи слуг и рабов считался вполне естественным в различных культурах. Короли же и прочие высокие сановники в эпоху “мушкетёров и придворных дам” считали вполне приличным не только кушать в присутствии стоящих рядом верноподданных, но и сидеть на горшке при них.

Возвращаясь к теме, напомним, что люди в то время были настолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с “детским грехом” применяли даже кастрацию. Да и что далеко ходить: в романе М.Горького “Дело Артамоновых” есть эпизод из начала прошлого века, где самомастурбирующий чужой мальчик был убит ударом сапога, чтобы “эта зараза не распространилась на наших детей”. В то же время, по свидетельству другого известного писателя - Марка Твена, церковь не только активно выступала против подростковой самомастурбации, вынуждая регулярно исповедоваться в этом “грехе”, но и сама становилась невольным инициатором детской самомастурбации. Мальчики специально искали и находили в библии места с сексуальным смыслом, отчего возбуждались и мастурбировали.

На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в частности в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б.Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться").

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать